Конспект занятия "Матрешки"
Оценка 4.8

Конспект занятия "Матрешки"

Оценка 4.8
Занимательные материалы
doc
окружающий мир
3 кл—4 кл
05.02.2024
Конспект занятия "Матрешки"
Конспект занятия для детей 3-4 лет, знакомство с матрешкой
Конспект занятия во второй младшей группе.doc

Конспект занятия в младшей группе «Матрешка»

Цель:

Познакомить детей с русской народной деревянной игрушкой.

Задачи:

Познакомить детей с матрёшкой (история создания, материал, внешний вид, особенности росписи).

Развивать интерес детей к народному творчеству; творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству; умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами.

Воспитывать любовь к народному искусству, аккуратность при работе с бумагой и клеем.

Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер.

Оборудование: Деревянная игрушка матрёшка, волшебная шкатулка, силуэт матрёшки, кисти, клей, салфетки, узоры и украшения для оформления матрёшки.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций, разучивание подвижной игры «Матрёшка и мышь».

Ход занятия:

- Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня, поздоровайтесь с ними.

Организационный момент: Игровое упражнение «Солнечные лучики»

- Первый лучик, нежный лучик,

Заглянул он к нам в оконце

И принёс в своих ладошках

Теплоту, частицу солнца.

(Воспитатель и дети протягивают вперёд руки и соединяют их вместе, как лучи солнца. Воспитатель предлагает детям почувствовать себя тёплым солнечным лучом, поделиться теплом с друзьями).

Воспитатель: Ребята, сегодня для вас я приготовила сюрприз - волшебную шкатулку. Вот она, но чтобы ее открыть, нужно сказать волшебные слова:

Нам, шкатулка, дай ответ,

Поскорей открой секрет.

(Дети говорят слова, педагог заглядывает в шкатулку).

- А чтобы узнать, что в шкатулке вам надо отгадать загадку.

Загадка:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ….

Дети: Матрёшка.

Воспитатель: Правильно, матрёшка.

Ах, матрешечка- матрешка.

Хороша, не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В нашем садике играть.

Щечки яркие, платочек,

По подолу цветики.

Весело кружатся в танце

Яркие букетики!

-Давайте-ка мы с вами поближе познакомимся с нашей гостьей Матрешкой.

(достаю из-под вуали расписную фигуру матрешки, показываю детям)

Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке, её знают во всем мире. Матрёшечка, круглёшечка! Улыбается всегда и с ребятами играть любит. Матрёшка в деревне родилась и на славу удалась. Щёчки пухленькие, сама кругленькая. А на голове платок, словно яркий цветок. Но не одна она к вам пришла, а с сестрицами-подружками своими.

Воспитатель:

-Только, где же они, подружки - сестрички?

Дети: внутри, в другой матрешке, спрятались

Воспитатель: Раскроем Матрешку и посмотрим, что внутри. Матрёшка на окошке в ярком сарафане, и вся семья в матрёшке как в доме деревянном.

- Ребята, какие матрёшки? (нарядные, расписные, красивые, разные по росту, большие и маленькие)

- Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)

Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки: всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.

Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.

Каждый ребенок берет в руки игрушку (или передает другому ребенку) рассматривает.

- Какой узор на сарафане? (Цветы, ягоды, листья).

-А что находится на лице у матрёшки? (воспитатель показывает - дети отвечают, а потом воспитатель даёт обобщённый ответ)

- Расписали русские художники матрёшку на славу: чёрные глазки, чёрные брови, губки алые бантиком, румянец на щечки лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из - под него толстая коса.

- Ребята, а вы знаете стихи про матрешку?

1 ребенок:

Деревянные подружки

Любят прятаться друг в дружке,

Носят яркие одёжки,

Называются-матрёшки.

2 ребенок:

Подарили Маше

Матрешку – нету краше!

Вся такая ладная:

Яркая, нарядная!

Воспитатель:

- Молодцы! А знаете ли вы, ребята, из чего сделана Матрешка? И кто ее изготовил для вас?

Ответы детей: из дерева … художник, мастер.

Правильно. Ее изготавливают из дерева, липы или березы. Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают её, украшают красками, разрисовывая ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные, у каждой свой характер. После того как расписали, покрывают лаком.

Воспитатель:

Да. Они игрушки знатные, складные и ладные. Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся. А еще наши матрешки любят танцевать и играть, давайте вместе отдохнем и тоже танцевать начнем.

Игра: «Матрёшка и мышь»

Вот матрешечки гуляли, («Гуляют» по комнате врассыпную)

В лесу ягоды искали.

Так, так и вот так,

В лесу ягоды искали. («Собирают ягоды»)

Под кусточком посидели,

Вкусны ягоды поели.

Так, так и вот так,

Вкусны ягоды поели. (Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки)

Как матрёшечки устали,

Под кусточком задремали. (Закрывают глаза и кладут ладошки под щёчку)

Так, так и вот так,

Под кусточком задремали.

А потом они плясали,

Свои ножки показали.

Так, так и так, (Выставляют ножки на пятку)

Свои ножки показали. (Кружатся, топая ногами)

Только слышат вдруг подружки:

Прямо у лесной опушки (Прикладывают поочередно

Побежали по дорожке руки то к одному, то к другому уху)

Чьи – то серенькие ножки. («прислушиваются»)

Эй, Матрёшка, берегись!

Оказалось, это – мышь! (Дети бегут к своим стульчикам)

Воспитатель: Матрёшка – уникальная народная деревянная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом страны, России.

-А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?

Ответы детей: бережно, аккуратно

Продуктивный блок.

Ребята, к нам в садик привезли матрешек, которых не успели раскрасить на фабрике. Посмотрите на них. И лицо, и платок раскрашены, а платье из простой белой ткани. Матрешкам так обидно, ведь у их подружек такие красивые наряды. Я предлагаю вам стать настоящими мастерами и помочь нашим Матрешкам. Вы согласны? Тогда приглашаю вас в мастерскую.

(Воспитатель помогает детям занять места за столом для творчества, на котором заранее приготовлены: шаблоны плоскостной матрешки на каждого ребенка, элементы декора (различные виды цветов, ягод и т. д., клей, кисточки, салфетки).

Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрёшку (вспоминают правила работы с клеем). Ну, что ж, друзья, за работу.

Детям предлагается картонный шаблон, который они по своему усмотрению декорируют, используя различные виды декора.

(Во время работы звучат народные хороводные мелодии)

Воспитатель: Молодцы! Замечательные матрёшки у вас получились.

- А о чём вы думали, когда выполняли свою работу?

(ответы детей)

(Воспитатель говорит слова на фоне музыки)

Прекрасный мир вещей

Накоплен был веками.

Хранит их каждый дом, а может быть – музей.

Умейте рисовать и сотворять руками

Все то, что может радовать друзей.

Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ведь подарок, сделанный своими руками самый дорогой.

Итог занятия:

- Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?

Дети: С матрёшкой.

Воспитатель: А из чего матрёшка сделана?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: А какие у нас получились матрёшки?

Дети: Нарядные, красивые.

Воспитатель: А вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть.

Дети: Да

Воспитатель: Молодцы. Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, узнали из чего она сделана, и будем играть с игрушкой бережно и аккуратно.

Ну, а сейчас пришло время расставаться. До свиданья!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

для  младшей группы

по ознакомлению с народным творчеством «Русская матрешка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия для второй младшей группы по ознакомлению с народным творчеством. «Русская матрешка»

Цель: познакомить детей с видом народного творчества – «Русская матрешка».

Задачи: сформировать у детей первичное представление о виде народного творчества – русской матрешке; развивать внимание, связную речь, воображение, мелкую моторику рук; воспитывать эстетический вкус, любовь к Родине.

Материалы и оборудование: презентация, дидактические игры, деревянные матрешки.

Ход занятия:

- Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте улыбнемся им, чтобы у всех было хорошее настроение. (садимся на стульчики)

- Посмотрите, ребята, вчера на почте я получила вот такую посылку - коробочку. Без вас я не стала ее открывать. Давайте вместе посмотрим!

- Кто знает, кто это?

- Правильно, матрешка! Она говорит вам: «Здравствуйте, ребята!»

- Матрешка путешествует по разным детским садам и играет с ребятами.

- У матрешки говорят-

Самый лучший наряд.

Сарафанчик расписной

Весь блистает красотой.

- Посмотрите, какой красивый у нее сарафан.

- Что на нем нарисовано?

- А что на голове у матрешки?

- Смотрите внимательно, у нашей гостьи для вас сюрприз!

(открываю матрешки)

Что за диковинка такая?

Одну раскроешь, там другая.

Откроешь эту, там еще поменьше,

Так доберемся мы до меньшей.

- Вот это да! Сколько матрешек спряталось в одной! Посмотрите, ребята, это – самая большая, есть поменьше, средняя и маленькая. Давайте расставим их по порядку!

(вызываю одного ребенка)

- Вот как красиво у нас получилось! А сколько матрешек спряталось в одной? Ребята, давайте их посчитаем!

(считаем вместе)

- Молодцы! Всего четыре.

- Давным – давно у детей не было таких игрушек, как у нас сейчас: железных, пластмассовых, мягких игрушек. Взрослые делали для детей разные фигурки из дерева. Так и появилась в нашей стране кукла – матрешка. Толи своей необычностью, толи красотой наряда людям она понравилась. И стали ее изготавливать многие мастера, и каждый по – своему. Поэтому у матрешек разные пестрые сарафаны, но каждый красив по – своему.

- Посмотрите, наша матрешка загрустила. Она говорит, что принесла нам фотографии ее подружек, только некоторые рассыпались на части.

- Ребята, давайте поможем нашей матрешке?

(один рисунок, порезанный на части, складывают двое деток; всего два рисунка)

- Посмотрите, какие красивые куклы у нас получились. Давайте повторим про них стишок:

У матрешки говорят-

Самый лучший наряд.

Сарафанчик расписной

Весь блистает красотой. (2 раза)

- Ребята, матрешка говорит вам спасибо и приглашает посмотреть свой фотоальбом. Только он не простой, а волшебный, и для того, чтобы он открылся, нужно произнести волшебные слова и выполнить волшебные движения. Встаньте все и повторяйте за мной:

Хлопают в ладошки веселые матрешки.

На ногах сапожки – топают матрешки.

Влево, вправо наклонись.

Всем знакомым поклонись.

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ярких, пестрых –

Вы похожи, словно сестры.

Хлопают в ладошки веселые матрешки.

(фотоальбом открывается, презентация)

Русская красавица

И повсюду славится.

Под платочком коса

Ну и девица – краса!

Русская матрёшка,

Как ты хороша!

Яркая одежда

На тебе всегда.

Сарафаны расписные

Выдумал народ,

И одежды дорогие

Носишь круглый год.

С секретом игрушка

Нам всем интересна.

Открылась матрёшка,

За ней все семейство.

Такие вот игрушки,

Матрёшки - веселушки.

Пестрые рубашки,

Задорные милашки.

- Понравились вам фотографии?

- Какие матрешки вам понравились больше всего?

- А наша гостья предлагает вам поиграть. Ее куклы – подружки водили хоровод и играли, а теперь их нужно расставить по порядку, начиная с самой большой.

(Вызываю детей по одному; всего 2 набора матрешек)

- Все матрешки встали в ряд! Все же, какие они красавицы! Давайте расскажем им наш стишок:

У матрешки говорят-

Самый лучший наряд.

Сарафанчик расписной

Весь блистает красотой. (2 раза)

- Нашей гостье пора к другим деткам! Надо помочь ей собраться и сложить всех куколок в одну.

(Собираем куклу, дид. игра)

- Матрешка говорит, что ей у нас очень понравилось, и она обязательно еще раз заглянет к нам в гости. А пока она оставит вам свои картинки, чтобы вы играли и вспоминали ее.

- Скажем вместе: «До свиданья»!

(Кладу матрешку в коробку)

- Мне пора отнести коробочку на почту, а вы можете сесть за столы и поиграть в куклы, которые вам оставила матрешка.


Конспект занятия в младшей группе «Матрешка»

Конспект занятия в младшей группе «Матрешка»

Наша русская …. Дети : Матрёшка

Наша русская …. Дети : Матрёшка

Подарили Маше Матрешку – нету краше !

Подарили Маше Матрешку – нету краше !

А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?

А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?

Конспект для младшей группы по ознакомлению с народным творчеством «Русская матрешка»

Конспект для младшей группы по ознакомлению с народным творчеством «Русская матрешка»

Конспект занятия для второй младшей группы по ознакомлению с народным творчеством

Конспект занятия для второй младшей группы по ознакомлению с народным творчеством

И стали ее изготавливать многие мастера, и каждый по – своему

И стали ее изготавливать многие мастера, и каждый по – своему

Пестрые рубашки, Задорные милашки

Пестрые рубашки, Задорные милашки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2024