Конспект занятия "Мир шахмат"
Оценка 5

Конспект занятия "Мир шахмат"

Оценка 5
docx
27.03.2020
Конспект занятия "Мир шахмат"
конспект занятия Мир шахмат.docx

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по шахматам (для дошкольников 6-7 лет)

Тема:  «Мир шахмат»

 

 

 

 

 

Составитель: п.д.о. I кв. категории Валишева А.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Кувандык 2020г.

 

Конспект занятия «Мир шахмат»

 в школе раннего развития (ШРР), старшая группа (6-7 лет).

 

Цель: Формирование у детей устойчивого интереса к игре в шахматы.

Задачи:

·        Развивать логическое мышление, внимание, память и речь, пространственную ориентацию.

·        Закрепить навык работы с шахматной доской (направления на шахматной доске "диагональ, вертикаль, горизонталь", правильно передвигать фигуры по шахматной доске, представления об организационных правилах игры.

·        Воспитывать навыки работы в коллективе (паре, повышать шахматную культуру; вырабатывать позитивное отношение к процессу обучения; вырабатывать уверенность в своих силах (при создании воспитателем ситуации успеха); получение навыков общения детей в команде, способности к соперничеству.

Для проведения занятия понадобится:

- интерактивная доска, демонстрационная доска с геометрическими фигурами, комплекты шахмат, задание на карточках, конверты с заданиями, портреты шахматных фигур на ножке, маски шахматных фигур, цветные фишки и палочки.

Виды деятельности:

Беседа, работа с интерактивной доской, игра «Угадай-ка, какая ты шахматная фигура», физкультминутка «Улицы на шахматной доске».

Форма и методы: соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Методы и приемы:

Словесный, практический, игровой, наглядный.

Предварительная работа

Изучение шахматной доски, ходов фигур, как бьют шахматные фигуры, основные правила игры, упражнения с действиями фигур- шах, мат, пат, длинной и короткой рокировки.

Беседа «В стране шахматных чудес» шахматная доска и шахматные фигуры.

Дидактические задания и игры: «Белые и черные», «Прятки», «Над головой», «Войско из мешочка», «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Большая и маленькая», «Что общего?», «Горизонталь», «Вертикаль», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Стоять под боем», «Составь доску», «Шахматное лото», «Пройди и назови поле», «Два хода».

Чтение сказки «Шахматная беседка» И. Г. Сухина, «Составь доску». «Чудесные фигуры». «Я – Ладья». Чтение сказки «Совсем этот слон на слона не похож». «Удивительные приключения шахматной доски».

Загадывание загадок о шахматных фигур.

Продуктивная деятельность: лепка «шахматные фигуры», рисование «Шахматное королевство», аппликация «фартук для пешки».

Взаимодействие педагога с родителями воспитанников:

«Создание в группе мобильной шахматной лаборатории «Белая ладья»».

Ход занятия:

1.      Организационный этап

Дети заходят в зал играть в шахматы. Дети подходят к столам, где лежат шахматы, раскрывают, а фигурок нет.

Педагог  - А что случилось?

Педагог  предлагает поискать фигуры. Ребята ищут фигуры, не находят.

Проблемная ситуация

Педагог предлагает обратить внимание детей на мольберт, на геометрические фигуры.

-Как думаете, может не случайно здесь геометрические фигуры?

-Под каждой геометрической фигурой прячется задание. Если мы попробуем выполнить эти задания, может фигуры вернуться к нам.

Дети подходят к мольберту, рассматривают на нем геометрические фигуры (квадрат зеленого цвета, круг желтого цвета, треугольник, квадрат красного цвета, прямоугольник широкий и узкий синего цвета). Ответы детей на вопросы воспитателя.

2. Актуализация знаний по теме «Мир шахмат»

Задание «Шахматные пазлы»

- Возьмите фигуру, которая не синяя и не красная, и не круг. Как называются эти фигуры? (зеленый квадрат)

- Рассмотрите что изображено на квадрате с обратной стороны? Как вы думаете, какое задание нам нужно выполнить?

(собрать шахматную доску)

Ребята, поделятся на две команды, собирают пазлы шахматной доски. Кто быстрее выполнит.

За выполненное задание в шахматной коробке появляется фигура – ладья

- Какие фигуры у нас появились? (Ладья)

Задание «Угадай-ка, какая ты шахматная фигура»

Выберите следующую геометрическую фигуру с заданием. Найдите лишнюю фигуру. Как называются эти фигуры? (желтый круг)

Почему лишняя? (нет углов)

- Рассмотрите что изображено с обратной стороны круга? Как вы думаете, какое задание нам нужно выполнить?

На обратной стороне желтого круга нарисованы маски фигур – это игра «Угадай-ка, какая ты шахматная фигура»

Ребенок в шапочке должен узнать фигуру, задавая вопросы детям, которые отвечают «да», «нет» Воспитанники выбирают ведущего, воспитатель одевают ему маску шахматных фигур.

Игра началась.

- Я черная фигура? (да, нет)

- Я могу ходить и по вертикали?

-Я могу ходить по горизонтали?

- В начальной позиции я стою на 2 линии?

- Я главная фигура?

- Я могу ходить назад?

- Я стою на 2 линии?

- Меня можно убивать?

- Я стою рядом с королем?

-Я стою рядом с конем?

- Я могу перепрыгивать через фигуры?

-Я хожу только по белым диагоналям?

-Я могу ходить по диагонали?

-Давайте, посмотрим, не появились ли еще фигуры?

За выполненное задание в шахматной коробке появляется фигура – слон.

Задание «Найди адрес шахматных фигур»

-Выберите следующую геометрическую фигуру с заданием. Красная, но не квадрат. Как называются эти фигуры? (красный треугольник)

- Рассмотрите что изображено на красном треугольнике с обратной стороны?

На обратной стороне треугольника ребята увидели адресами фигур. (f5 a1 d4 g7 e6 h3)

- Как вы думаете, какое задание нам нужно выполнить? Что означают цифры и буквы? (адреса шахматных фигур)

- Для выполнения этого задания, необходимо поделиться на пары. Адреса шахматных полей нужно выложить на шахматных досках, используя цветные фишки.

Дети делятся на пары. Выбирают стол и карточку для выполнения задания, затем цветные фишки ставят на заданный адрес поля.

- Ребята, давайте проверим друг друга (взаимопомощь)

Ребята проверяют правильность задания друг у друга

За выполненное задание в шахматной коробке появляется фигура – конь

Динамическая пауза.

Выберите следующую геометрическую фигуру с заданием. У этой фигуры все стороны равны. Как называются эти фигуры? (красный квадрат)

Дети рассматривают задание на обратной стороне красного квадрата.

Как вы думаете, какое задание нам нужно выполнить?

(разминку)

Дети выполняют движения, проговаривая текст разминки

В поле много есть дорожек. (шагаем)

Будь и смел, и осторожен.

Вверх и вниз пойдешь – это. (вертикаль,

Вправо-влево - … (горизонталь).

(возвращаемся в центр)

А с угла на угол, вдаль

Нас ведет … (диагональ)

За выполненное задание в шахматной коробке появляется фигура – король

Задание «Лабиринты»

Ребята возвращаемся к мольберту.

-Следующая геометрическая фигура больше по размеру.

Как называются эти фигуры? (синий прямоугольник)

Дети рассматривают на обратной стороне картинку лабиринт.

На стол расставляются указатели с фигурами и раскладываются карточки с лабиринтами

Дети подходят к столу по желанию выбирают указатель с шахматной фигурой, карточки с лабиринтами и выполняют задание, используя фишки.

За выполненное задание в шахматной коробке появляется фигура – ферзь

Блиц - турнир на интерактивной доске

Дети у нас на мольберте осталась последнюю геометрическую фигуру с заданием на обратной стороне. Какая это фигура? (узкий синий прямоугольник)

Дети рассматривают задание на обратной стороне (ответ) - это интерактивная доска.

Ребята берут стулья и садятся полукругом

-Внимание на экран.

Дети выполняют задания на интерактивной доске. Занятия взяты из книги И. Сухина «ШАХМАТЫ полный курс для детей».

За выполненное задание в шахматной коробке появляется фигура – пешка

- Давайте проверим, все фигуры мы собрали? Можем теперь играть в шахматы?

(Да, мы собрали все фигуры для игры в шахматы)

3 Итог. Турнир

Дети берут шахматы, раскрывают, фигуры все на месте, расставляют их, выбирают напарники, и начинают играть. По желанию детей.

Литература:

Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004

Сухин И. Г. «Шахматы для детей 2-5лет» – М.: Новая школа, 1994.

Сухин И. Приключения в Шахматной стране.Издательства:АСТ, Астрель(2008 г.)


 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и школьников

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и школьников

Конспект занятия «Мир шахмат» в школе раннего развития (ШРР), старшая группа (6-7 лет)

Конспект занятия «Мир шахмат» в школе раннего развития (ШРР), старшая группа (6-7 лет)

Загадывание загадок о шахматных фигур

Загадывание загадок о шахматных фигур

Я могу ходить и по вертикали? -Я могу ходить по горизонтали? -

Я могу ходить и по вертикали? -Я могу ходить по горизонтали? -

Задание «Лабиринты» Ребята возвращаемся к мольберту

Задание «Лабиринты» Ребята возвращаемся к мольберту
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2020