Конспект занятия "Мордовские сказочные герои"

  • docx
  • 21.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мордовские сказочные герои.docx

«Мордовские сказочные герои» для детей средней группы

занятие по мотивам мордовских народных сказок «Мордовские сказочные герои» для детей средней группы

Цель: систематизировать знания детей о мордовских сказках и их героях

Задачи:

Образовательные:

учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам и предметам

Продолжать знакомить детей с мордовской национальной культурой (костюм, фольклор).

Закрепить умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию текста, оценивая поступки героев, характеризуя нравственные качества.

Воспитательные:

воспитывать познавательный интерес к культуре мордовского народа, патриотические чувства.

Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, желание им помочь

Развивающие:

развивать память, внимание, мышление, воображение, творческие способности и речь детей,

закреплять правильное произношение слов мордовского языка, совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи;

развивать способность анализировать положительные и восприятие детей отрицательные поступки героев, развивать творческие способности и находчивость.

Материал: сундук с предметами быта мордовского народа, кукла в национальном костюме, лапти, картинка «ковра самолёта» несколько образцов национального орнамента для заплатки, звукозаписи, магнитофон, сюжетные разрезные картинки по сказкам, картинка собаки для соединения по точкам для каждого ребёнка, карандаши,

Методические приё мы:

Словесные: беседа по вопросам, называние мордовских слов, названия сказок, прилагательных. ТРИЗ, использование четверостиший.

Игровые: подвижная игра «В лапоть»«Собери картинку из частей», игровая ситуация- путешествие на» ковре – самолёте», «Подбери заплатку».

Наглядные: Сюжетные картинки, предметы быта, кукла – мордовка, панар. панго к ней.

Практические: рисование по точкам, сбор картинок из частей.

Предшествующая работа: чтение мордовских сказок, рассматривание и знакомство с национальной одеждой, знакомство с бытом мордовского народа, предметами быта, с национальными играми. Пение песен, разучивание национальных танцев, песен, рисование и аппликация по мордовским мотивам.

Ход:

в группе звучит музыка «В гостях у сказки»

Воспитатель:

Любите, ребята, сказки?

Вижу, заблестели глазки!

Много сказок знаете?

Скоро их повстречаете!

Вспомните, как начинаются все сказки?

Ответы детей : «Жили-были…»«В некотором царстве, в некотором государстве…» или «В тридесятом царстве, в тридесятом государстве…» - «однажды»«В то давнее время, когда …»

Воспитатель: А как заканчиваются?

Ответы детей : …и жили они вместе долго и счастливо

. ни в сказке сказать, ни пером описать

. тут и сказке конец, а кто слушал молодец!

. с тех пор жили они долго и счастливо

. по усам хоть и бежало в рот ни капли не попало.

Воспитатель: Правильно! Ребята, сегодня мы отправимся с вами в страну мордовских сказок, которые родились у нас в мордовском краю.

Я вам предлагаю отправиться в неё на необычном транспорте. Хотите узнать на каком?

Дети. Да.

Воспитатель: Приглашает нас в полет необычный самолет,

С виду он ковер обычный, но летает он отлично.

Может кто-нибудь догадался, на чем мы полетим?

Дети. Самолет

Воспитатель показывает картинку "ковра – самолета» с национальным орнаментом.

Воспитатель: да беда случилась – ковё р прохудился от старости - нужно решить проблему: нам надо лететь, но мы не можем этого сделать в ковре дыра.

Ответы детей : Можно купить новый или взять на прокат, залатать.

Воспитатель: Давайте поставим заплатку

Дети у доски подбирают из несколько предложенных вариантов заплатку с мордовским орнаментом, как на «ковре»

Воспитатель: Молодцы. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и произнесём волшебные слова, чтобы наш "ковёр-самолёт" взлетел«Раз, два. Три – ты ковер взлети!»

Звучит музыка

Воспитатель: Наш ковер по небу мчится,

Что же с нами приключится?

Открываем шире глазки,

Попадаем с вами в сказку.

Посмотрите, кто нас встречает? (Показывает картинку из сказки «Мальчик с пальчик»)

Дети: Мальчик с пальчик

Воспитатель: откуда он появился?

Ответ детей.

Воспитатель: как помог своим старым родителям?

Ответы детей.

Воспитатель: Каким был мальчик с пальчик?

Ответы детей.

Ответы детей.

Воспитатель: Отправляемся дальше. Вставайте на «ковёр»

Звучит музыка.

Воспитатель: На нашем пути сундук. Заглянем в него.

Рассматривают мордовскую деревянную утварь : ложки, миску, крынку, кувшин. Стаканы.

Потрогайте, из чего сделана посуда»

Дети: из дерева

Воспитатель: Значит, она какая? (деревянная)

А это что за предмет и чей он? (Бочонок с мёдом благодарного медведя)

Ответы детей.

Воспитатель: За что медведь отблагодарил женщину – мордовку?

Ответы детей.

Воспитатель: В сундуке и одежда. Как называется мордовское платье(Панар)

Воспитатель: Как называется головной убор мордвы(панго)

Наряжает куклу – мордовку.

Воспитатель: Это девушка из сказки «Девушка – берёзка». Как её зовут?

Чему учит сказка?

Ребё нок: Быть добрым, не делать зла другому человеку, не быть завистливым.

Воспитатель: Чем заканчивается сказка?

Ответы детей.

Воспитатель : Как можно по-другому назвать её? (Говорящая скрипка)

Достаёт лапоть из сундука.

Что это? Лапоть.

Воспитатель: лапти в старину носила вся мордва, а ещё в большой мордовской семье дети любили играть в разные игры с ним. давайте и мы поиграем в игру «В лапоть»

Проводится подвижная игра.

Воспитатель: А этого героя сказки мы угадаем, когда соединим точки на карточках.

Дети садятся за столы и соединяют по точкам собаку.

Воспитатель: Из какой сказки этот герой? («Как собака друга искала»)

Правильно. Много мордовских сказок вы знаете. Сейчас вы соберёте картинку из частей и скажите, как называются эти сказки.

Под национальную мелодию проводится игра «Собери картинку из частей».

Воспитатель: Молодцы, дети. Нам нужно вернуться из нашего путешествия:

вставайте на «ковёр – самолёт».

Звучит музыка.

Используемая литература:

Мы в Мордовии живем ПРИМЕРНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, - Мордовское книжное издательство, 2011.

Мордовские сказки. – Мордовское книжное издательство. Саранск, 2000.

«Мордовские народные игры» // Методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений, Саранск, 1993

Хрестоматия к программе «Валдоня» (Светлячок). Пособие для дошкольных образовательных учреждений РМ/ Авт. -сост. Е. Н. Киркина. /-Саранск 2004.

 

Конспект занятия во второй младшей группе «Украшение фартука узором по мотивам мордовской вышивки»


Конспект занятия во второй младшей группе «Украшение фартука узором по мотивам мордовской вышивки»

Задачи:

- познакомить детей с мордовской вышивкой и ее характерными особенностями;

- учить создавать узор с элементами мордовской вышивки; располагать элементы узора в зависимости от назначения предмета; подбирать цвет краски так, чтобы передать своеобразие мордовской вышивки;

- совершенствовать технику рисования ватными палочками; развивать чувство цвета и ритма;

- воспитывать интерес к декоративно - прикладному искусству.

Интеграция различных видов деятельности.

Рассматривание предметов декоративно - прикладного искусства (вышитые полотенца, салфетки и т. п.).

Дидактическая игра «Сложи узор из полосок».

Рисование рукавички и украшение ее элементом мордовского узора «крестик».

Материалы, инструменты, оборудование.

Бумажные силуэты предметов одежды (фартуки, гуашевая краска красного цвета разведенная до нужной консистенции, ватные палочки, салфетки влажные и матерчатые, вариативные образцы узоров на готовой бумажной форме (фартуке, кукла в национальном мордовском костюме.

Содержание изодеятельности.

Педагог знакомит детей с куклой Аннушкой в красивом национальном мордовском костюме. Обращает внимание детей на то, что Аннушка по национальности мордовка. Кукла «здоровается» с детьми на русском и мордовском языке : «Здравствуйте, ребята! Шумбрат, ребята!». Воспитатель побуждает детей так же поздороваться с гостьей на русском и мордовском языке и обращает их внимание на наряд куклы. Предлагает рассмотреть весь костюм по порядку, акцентируя внимание детей на вышивке, красоте и красках орнамента.

Педагог предлагает детям сделать подарки кукле - красивые нарядные фартуки. Приглашает куклу сесть в заранее приготовленное игрушечное кресло (усаживает); помещает на мольберт вариативный образец фартука.

Проводится детальное рассматривание с детьми элементов узора, уточняется цвет и расположение элементов, объясняется расположение орнамента в зависимости от назначения предмета.

Педагог активизирует детей на самостоятельную художественную деятельность, предлагает украсить узором подарки для куклы - мордовочки : показывает (и раскладывает) готовые бумажные фартуки, краску в ярких тарелочках, ватные палочки, салфетки. Предлагает посмотреть, как правильно выполнить орнамент, сопровождая свой показ словесным пояснением: «Начинаю выполнять узор с левого края фартука, на полосочке разделенной на квадраты. Украшаю каждый квадрат (рисует линии пересекающиеся перпендикулярно, образуя крестик - элемент вышивки). Поясняет, что линии следует рисовать сверху вниз из уголка в уголок, повторяет ритмично : из уголка в уголок. Украсив крестиком каждый квадрат и таким образом заполнив всю полоску с левого края фартука, педагог переносит свои действия на правый край, продолжая свой показ и сопровождая его пояснением, не забывая при этом напоминать детям, как правильно работать - набирать краску на ватную палочку аккуратно, придерживать фартук за край свободной рукой, не наклоняться над столом слишком низко.

Предлагает детям самим начать украшать фартуки. Воспитатель подходит поочередно к каждому ребенку. Контролирует движение руки, при необходимости направляет руку ребенка, проводя линии вместе с ним, затем просит продолжить самостоятельно. Напоминает детям, что кукла Аннушка внимательно наблюдает за тем, как дети рисуют и с нетерпением ждет подарков.

По окончании работы с детьми проводится пальчиковая игра «Дотянись до солнышка».

Далее педагог спрашивает детей, понравилось ли им сегодня заниматься, хвалит воспитанников за старание и предлагает узнать у куклы, понравятся ли ей фартуки с орнаментом.

Устраивается импровизированная примерка готовых обновок: педагог поочередно прикладывает фартуки к костюму куклы, называет имя ребенка, который украшал фартук узором и спрашивает куклу, нравится ли ей подарок. Кукла «отвечает», что фартук ей очень нравится и почему (узор яркий, красивый, крестики в узоре как в настоящей вышивке, нарисованы аккуратно, фартук получился нарядным и т. п., благодарит ребенка, называя его по имени.

«Перемерив» все «обновки» кукла еще раз благодарит всех детей и педагога, забирает фартуки с собой, прощается и уходит.

 

Цель: Закрепление знаний детей о родном крае, культуре, народном творчестве.

Задачи:

• Приобщать детей к истокам мордовской народной культуры;

• Познакомить с женской народной одеждой – сарафаном;

• Учить различать и правильно называть детали одежды;

• Активизировать в речи слова, обозначающие названия и свойства тканей;

• Воспитывать любовь и уважение к труду взрослых.

Темочки:

·         ИЗО, поделки. Конспекты занятий

·         Конспекты занятий. Все конспекты

·         Мордовия

·         Рисование. ВСЕ материалы

·         Рисование. Конспекты

·         Средняя группа

·         Темочки

·         Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020

Оборудование: Кукла в национальном костюме, элементы мордовского орнамента (образцы, аудиозапись мордовской народной музыки, кисти, салфетки, стаканы с водой, листы бумаги с шаблоном сарафана, акварельные краски по количеству детей.

Ход работы

Воспитатель: (звучит аудиозапись мордовской народной музыки) Здравствуйте, ребята. Тема нашего занятия «Мордовский сарафан». Кукла Алдуня пришла к нам в гости. Посмотрите на её наряд. Какой он?

Дети: Красивый, яркий, национальный.

Воспитатель: Правильно, на ней мордовский национальный костюм. Давайте узнаем, из чего он состоит.

Дидактическая игра «Элементы национальной одежды»

Воспитатель: Молодцы. Вы правильно всё запомнили. Теперь поиграем.

Дидактическая игра «Что из чего?» (одежда)

Воспитатель: Очень хорошо. Вы устали? Пришло время для физкультминутки.

Физкультминутка

По Саранску мы идем. (Маршируют)

Звонко песню мы поем. (Покачивая головой вправо, влево)

Мы по улице шагаем. (Маршируют)

Ноги ровно поднимаем. (Выше колени поднимаем)

Делай шаг-раз, два.

Взмах руками - три, четыре.

Повертели головой. (Повороты головы)

Влево - вправо. Хорошо!

Прыгнем вместе высоко. (Прыжок на месте)

Воспитатель: Продолжим. В прежние времена не было магазинов и одежду мордовские женщины шили себе сами. Давайте посмотрим, какие узоры они использовали. (Работа с образцами) Теперь и вы украсите сарафаны мордовскими узорами. Приступаем к работе.

Воспитатель: У вас получились очень красивые сарафаны. Давайте вспомним, что мы сегодня узнали (ответы детей). Молодцы. Всем спасибо.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также