МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
(структурное подразделение «Дом творчества «Журавушка)
Конспект занятия на тему:
«Создание
компьютерной анимации «Футбол»
в среде программирования «Scratch»
Возраст обучающихся: 8-11 лет
Год обучения: второй
Разработал: педагог
дополнительного образования
Викторова Юлия Тенгизовна
Гатчина
2024 год
Пояснительная записка
Занятие
на тему «Создание
компьютерной анимации «Футбол»
в среде программирования «Scratch»
является
последующим этапом в изучении дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная
информатика». Его проведение имеет свою актуальность при наличии первичных
знаний и умений у обучающихся по информатике. Занятие позволяет закрепить
знания обучающихся с визуально-блочной средой программирования, обучением
создания собственных спрайтов, редактирования готовых костюмов. Изучение среды
программирования Scratch способствует
развитию логического мышления, раскрытию творческого потенциала.
Занятие носит поисково-исследовательский характер и направлено на решение
различных задач по программированию.
Содержание занятия предназначено для обучающихся 8-11 лет второго года обучения.
Адресность: конспект занятия предназначен для проведения занятия с детьми в системе дополнительного образования.
Методические рекомендации:
Перед занятием рекомендуется предложить обучающимся к просмотру детский мультфильм о футболе, например, «Футбольные звёзды». Просмотр можно организовать как совместное - через проецирование мультфильма на общий экран, так и индивидуальное - за персональными компьютерами. Можно заранее скачать мультфильм или запустить его через Интернет.
Обучающимся необходимо сообщить предстоящее задание: какие спрайты будут использованы и что они должны делать. Спрайты берутся готовые. Но по желанию и умениям ребят в спрайты могут быть внесены изменения или спрайты могут быть самостоятельно нарисованы. Фон может быть готовым или можно нарисовать его самостоятельно. Фон должен гармонировать с темой анимации.
Печатную инструкцию для детей лучше распечатать в цветном виде – визуально так легче искать цветные блоки для программирования.
В ходе выполнения практической работы, обучающимся следует выполнять большую её часть самостоятельно, изредка прибегая к помощи педагога. Если кто-то из ребят справится быстрее, можно предложить добавить ещё персонаж в анимацию.
Дополнительно можно внести изменения в скрипты программ: размер персонажа, скорость, диалоговые фразы, время ожидания, фон, цветовое изменение спрайта, координаты расположения, эффект прозрачности; последовательность сюжета и героев анимации.
Можно предложить ребятам сделать запись анимации с экрана компьютера посредством специальной программы, например, "Скриншотер". Сохранить полученное видео на личную флеш-карту и показать результат работы родителям.
В конце занятия можно предложить каждому обучающемуся высказать свое отношение к выполненному заданию, рассказать о ходе его выполнения. После каждого выполненного задания проверить вместе с детьми правильность его выполнения.
Предполагаемые результаты применения конспекта как методической продукции:
Данную методическую разработку можно использовать ежегодно при работе с детьми второго года обучения. Одним из главных результатов ее применения на занятии будет желание заниматься средой программирования Scratch на домашнем компьютере.
Тип занятия: развитие знаний, умений и навыков.
Форма занятия: практическое.
Форма организации работы: групповая.
Состав учебной группы: до 10 обучающихся в возрасте 8-11 лет второго года обучения.
Место занятия в ДОП: относится к самостоятельной теме занятия.
Степень сложности занятия: средний уровень сложности.
Цель: научить обучающихся создавать компьютерные анимации в среде программирования Scratch.
Задачи:
- обучающие:
· научить создавать различные компьютерные анимации в среде программирования Scratch;
· научить создавать персонажей (спрайтов), редактировать готовые;
· актуализировать знания обучающихся по владению компьютером.
- развивающие:
· развивать познавательные способности;
· развивать мелкую моторику, память, внимание, образное мышление, умение слушать;
· развивать логическое, пространственное и творческое мышление;
· развивать словарный запас и навыки общения;
· развивать умения работать индивидуально и в команде.
- воспитательные:
· воспитать бережное отношение к оборудованию;
· воспитывать ответственность за результат труда;
· воспитывать уважительное отношение друг к другу;
· повышать мотивацию обучающихся на занятии за счет интереса к теме занятия.
Планируемые результаты занятия:
- личностные:
· формирование интереса к общей теме занятия;
· развитие мотивации в необходимости овладения знаниями и навыками по овладению средой программирования Scratch;
· понимания роли компьютера в жизни современного человека в качестве инструмента для решения задач моделирования процессов и явлений.
- метапредметные:
· умение понять задание при создании анимации, в т.ч. создания спрайтов и редактирования костюмов, в среде программирования Scratch;
· умение осуществлять самонаблюдение, самооценку, самоконтроль;
· умение планировать последовательность и прогнозировать итоги действий и всей работы в целом, анализировать полученные результаты;
· формирование представления о компьютере как универсальном устройстве для создания анимационных моделей;
· развитие внимания, усидчивости, логики.
- предметные:
· формирование представлений о программной среде Scratch, её интерфейсе;
· умение использовать полученные знания при работе в среде программирования Scratch;
· понимание задания и выполнение его при работе в среде программирования Scratch.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный (показ мультфильма);
- практический (работа на компьютере).
Технологии:
- информационно-коммуникационные.
Дидактический материал:
- мультфильм «Футбольные звёзды»
- распечатанная инструкция «Создание компьютерной анимации «Футбол» (Приложение 1);
Материально-техническое оснащение занятия:
- учебный кабинет;
- компьютерные столы с персональными компьютерами (на каждого обучающегося) с установленной программной средой Scratch и выходом в Интернет;
- компьютерные стулья с подлокотниками (на каждого обучающегося);
План занятия:
1. Организационная часть (2 мин).
2. Просмотр мультфильма «Футбольные звёзды» (20 мин).
3. Выполнение практического задания (15 мин).
4. Подведение итогов (3 мин).
Общая продолжительность занятия: 40 минут.
Ход учебного занятия
Этапы занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Организационная часть |
Приветствует ребят Сообщает тему занятия |
Рассаживаются за компьютерные столы |
Просмотр мультфильма «Футбольные звёзды» |
Сообщает как в интернете запустить просмотр мультфильма. После просмотра задаёт вопросы. |
Включают компьютеры. Открывают браузер, заполняют поисковую строку, запускают мультфильм к просмотру. Обсуждают содержание |
Выполнение практического задания |
Раздаёт цветную распечатанную инструкцию каждому ребёнку. Координирует деятельность обучающихся. При необходимости помогает с выполнением заданий |
Запускают на компьютере среду программирования Scratch. Начинают выполнять задание по распечатанной инструкции. |
Подведение итогов |
Отмечает положительные знания и умения обучающегося, дает необходимые рекомендации. В течение занятия проверяет правильность составления анимации |
Каждый обучающийся запускает компьютерную анимацию. По желанию вносит изменения и коррективы в спрайты, скрипты, фон сцены, костюмы. Сохраняют анимацию в исходном формате и(или) делают видеоскриншот. |
Список литературы
1. Мажед Маржи. «Scratch для детей. Самоучитель по программированию». Пер. с англ. М.Гескиной и С. Таскаевой – М: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 288 с.
2. Голиков Д.В. «Scratch для юных программистов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2020. – 168 с.: ил.
3. Лукьянова Н.С. Сборник практических работ по программированию на Scratch. – Тольятти, 2022
4. https://scratch.mit.edu/download
5. Мультфильм «Футбольные звёзды» https://yandex.ru/video/preview/8575044212468788263
Приложение 1
Создание анимации «Футбол»
Открыть сайт: https://scratch.mit.edu/
Кот футболист пинает мяч, а пингвин его ловит и говорит: «Поймал!».
Спрайты:
Скрипт для спрайта Кот
Скрипт для спрайта Мяч
Скрипт для спрайта Пингвин
Добавляем фон
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.