МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
(структурное подразделение «Дом творчества «Журавушка)
Конспект занятия на тему:
«Создание компьютерной анимации «Кошки-мышки» в среде программирования «Scratch»
Возраст обучающихся: 8-11 лет
Год обучения: второй
Разработал: педагог
дополнительного образования
Викторова Юлия Тенгизовна
Гатчина
2023 год
Пояснительная записка
Занятие на тему «Создание компьютерной анимации «Кошки-мышки» в среде программирования «Scratch» является последующим этапом в изучении дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная информатика». Его проведение имеет свою актуальность при наличии первичных знаний и умений у обучающихся по информатике. Занятие позволяет познакомить обучающихся с визуально-блочной средой программирования, созданной для детей и подростков, с целью создания игр и анимации. Изучение среды программирования Scratch способствует развитию логического мышления, раскрытию творческого потенциала. Занятие носит поисково-исследовательский характер и направлено на решение различных задач по программированию.
Содержание занятия предназначено для обучающихся 8-11 лет второго года обучения.
Адресность: конспект занятия предназначен для проведения занятия с детьми в системе дополнительного образования.
Методические рекомендации:
Обучающимся необходимо сообщить предстоящее задание: какие спрайты будут использованы и что они должны делать. В данном случае спрайты будут из встроенной библиотеки. Ребята могут изменить их цвет, дорисовать. Также следует обращать внимание детей на то, что ненужные блоки для скрипта нужно сразу убирать, перетаскивая их в ту часть окна, где находятся блоки программы.
В ходе выполнения практической работы, обучающимся следует выполнять большую её часть самостоятельно, изредка прибегая к помощи педагога. Если кто-то из ребят справится быстрее, можно предложить добавить персонаж в анимацию, придумать ему аналогичный или чуть скорректированный скрипт и запрограммировать его.
Дополнительно можно внести изменения в скрипты программ: размер спрайта, скорость, фон, цветовое изменение спрайтов и линий, координаты расположения.
Можно предложить ребятам сделать запись анимации с экрана компьютера посредством специальной программы, например, «Скриншотер». Сохранить полученное видео на личную флеш-карту и показать результат работы родителям.
При выполнении задания на карточке по поиску отличий можно предоставить выбор ребёнку: выполнять задание на бумажном носителе или на компьютере. Работать можно индивидуально, парно или вместе с педагогом. Карточки следует выдавать постепенно, после каждого выполненного задания.
В конце занятия можно предложить каждому обучающемуся высказать свое отношение к выполненному заданию, рассказать о ходе его выполнения. После каждого выполненного задания проверить вместе с детьми правильность его выполнения.
Предполагаемые результаты применения конспекта как методической продукции:
Данную методическую разработку можно использовать ежегодно при работе с детьми второго года обучения. Одним из главных результатов ее применения на занятии будет желание заниматься средой программирования Scratch на домашнем компьютере.
Тип занятия: комбинированное.
Форма занятия: практическое.
Форма организации работы: индивидуально-групповая.
Состав учебной группы: до 14 обучающихся в возрасте 8-11 лет второго года обучения.
Место занятия в ДОП: раздел «Программно-образовательные комплексы».
Степень сложности занятия: средний уровень сложности.
Цель: создание различных компьютерных анимаций в среде программирования Scratch.
Задачи:
- обучающие:
· научить создавать различные компьютерные анимации в среде программирования Scratch;
· научить использованию встроенных библиотек персонажей, фонов;
· актуализировать знания обучающихся по владению компьютером.
- развивающие:
· развивать познавательные способности;
· развивать мелкую моторику, память, внимание, образное мышление, умение слушать;
· развивать логическое, пространственное и творческое мышление;
· развивать словарный запас и навыки общения;
· развивать умения работать индивидуально и в команде.
- воспитательные:
· воспитать бережное отношение к оборудованию;
· воспитывать ответственность за результат труда;
· воспитывать уважительное отношение друг к другу;
· повышать мотивацию обучающихся на занятии за счет интереса к теме занятия.
Планируемые результаты занятия:
- личностные:
· формирование интереса к общей теме занятия;
· развитие мотивации в необходимости овладения знаниями и навыками по овладению средой программирования Scratch;
· понимания роли компьютера в жизни современного человека в качестве инструмента для решения задач моделирования процессов и явлений.
- метапредметные:
· умение понять задание при создании компьютерных программ в среде программирования Scratch;
· умение осуществлять самонаблюдение, самооценку, самоконтроль;
· умение планировать последовательность и прогнозировать итоги действий и всей работы в целом, анализировать полученные результаты;
· формирование представления о компьютере как универсальном устройстве для создания анимационных моделей;
· развитие внимания, усидчивости, логики.
- предметные:
· формирование представлений о программной среде Scratch, её интерфейсе;
· умение использовать полученные знания при работе в среде программирования Scratch;
· понимание задания и выполнение его при работе в среде программирования Scratch.
Методы обучения:
- информационно-рецептивный, репродуктивный.
Технологии:
- информационно-коммуникационные, игровые.
Дидактический материал:
- распечатанная цветная инструкция «Создание компьютерной анимации «Кошки-мышки» в среде программирования «Scratch» (Приложение 1);
- распечатанные (или электронные) карточки с заданиями на каждого обучающегося (Приложение 2).
Материально-техническое оснащение занятия:
- учебный кабинет;
- компьютерные столы с персональными компьютерами (на каждого обучающегося) с установленной программной средой Scratch;
- проектор;
- компьютерные стулья с подлокотниками (на каждого обучающегося);
План занятия:
1. Организационная часть (2 мин).
2. Просмотр мультфильма «Кошки-мышки» (18 мин).
3. Выполнение практического задания (15 мин).
4. Интеллектуальная разминка (7 минут)
5. Подведение итогов (3 мин).
Общая продолжительность занятия: 45 минут.
Ход учебного занятия
Этапы занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Организационная часть |
Приветствует ребят Сообщает тему занятия |
Рассаживаются за отдельные столы |
Просмотр мультфильма «Кошки-мышки» |
Включат проектор, запускает мультфильм |
Просматривают. Анализируют содержание |
Выполнение практического задания |
Раздаёт цветную распечатанную инструкцию каждому ребёнку. Координирует деятельность обучающихся. При необходимости помогает с выполнением заданий |
Включают компьютеры. Запускают на компьютере среду программирования Scratch. Начинают выполнять задание по распечатанной инструкции. |
Интеллектуальная разминка |
Педагог раздаёт каждому ребёнку распечатанные карточки с заданиями (3 шт). Или сообщает ученикам, как включить картинки с заданиями на компьютере. Сообщает задание. При необходимости помогает в решении |
Рассаживаются за отдельные столы (или выполняют за компьютерами). Решают задания на карточках. Показывают педагогу отмеченные элементы на карточках. |
Подведение итогов |
Отмечает положительные знания и умения обучающегося, дает необходимые рекомендации. В течение занятия проверяет правильность составления анимации |
Каждый обучающийся запускает поочередно компьютерную анимацию. По желанию вносит изменения и коррективы в спрайты, скрипты, фон сцены. |
Список литературы
1. Мажед Маржи. «Scratch для детей. Самоучитель по программированию». Пер. с англ. М.Гескиной и С. Таскаевой – М: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 288 с.
2. https://cir.tgl.ru/sp/pic/upload/700700022/05da54cb-e731-4669-8262-ad444896be78/R_R_R_S_R_ReR_R_S_R_R_S_ReS_R_S_R_ReS_S_R_R_R_S_R_R_SCRATCH_R_R_S_R_S_R_S_R_S_S_R_R_R_R_R_R_.pdf.
3. https://scratch.mit.edu/download
Приложение 1
Создание компьютерной анимации «Кошки-мышки»
Задание: Запрограммировать Мышь, которая убегает от Кота.
Спрайты:
Скрипты для спрайта Мышь
Скрипты для спрайта Кот
Добавляем фон
Приложение 2
Задание: найди как можно больше отличий
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.