МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
(структурное подразделение «Дом творчества «Журавушка)
Конспект занятия на тему:
«Урок цифры: Кибербезопасность»
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Год обучения: первый
Разработал: педагог
дополнительного образования
Викторова Юлия Тенгизовна
Гатчина
2024 год
Пояснительная записка
Занятие на тему «Урок цифры: Кибербезопасность» является промежуточным этапом в изучении раздела «Программно-образовательные комплексы». Его проведение имеет свою актуальность при наличии первичных знаний и умений у обучающихся при работе на компьютерах. Занятие носит практический характер и учит, как защищаться от киберугроз сегодняшнего и завтрашнего дня. А также способствует развитию цифровых навыков, популяризации передовых технологических направлений, раннему профессиональному самоопределению.
Содержание занятия предназначено для обучающихся 7-11 лет первого года обучения.
Адресность: конспект занятия предназначен для проведения занятия с детьми в системе дополнительного образования.
Методические рекомендации:
Проведение занятия на тему «Урок цифры: Кибербезопасность» с детьми младшего школьного возраста целесообразно при первичных навыках работы на компьютере.
В начале занятия ребятам следует рассказать о разнообразии устройств интернет-вещей: роутеры, камеры, компоненты «умного дома»: робот-пылесосы, смарт-холодильники, голосовые колонки, автоматические системы освещения, их количественном увеличении у людей и необходимости защиты, рисках при неправильном использовании. Объяснить общее понятие «кибербезопасности», типы угроз: вредоносные программы, фишинг, программы-вымогатели, внутренние угрозы, социальная инженерия, дипфейк.
С целью развития познавательной активности в процессе занятия можно провести тематическую интеллектуальную разминку: разгадать кроссворд, загадки, анаграммы, ребусы и т.д.
Задание интеллектуальной разминки можно выполнять индивидуально, парно или коллективно (на доске).
При прохождении тренажёрных заданий 1 и 2 уровня без затруднений, можно предложить обучающимся пройти задание 3-го уровня.
Печать сертификатов лучше производить на цветном принтере. В конце занятия можно сделать общее фото обучающихся с сертификатами.
Занятие может быть использовано с целью промежуточного контроля знаний и умений обучающихся по освоению интерактивных программ.
Предполагаемые результаты применения конспекта как методической продукции:
Данную методическую разработку можно использовать ежегодно при работе с детьми первого года обучения. Одним из главных результатов ее применения на занятии, будет повышение уровня знаний в области информационных технологий.
Тип занятия: комбинированное.
Форма занятия: практическое.
Форма организации работы: индивидуально-групповая.
Состав учебной группы: до 10 обучающихся в возрасте 7-11 лет первого года обучения.
Место занятия в ДОП: относится к разделу «Программно-образовательные комплексы».
Степень сложности занятия: средний уровень сложности.
Цель: создание условий для развития у обучающихся интереса к проблемам кибербезопасности и их потенциальное вовлечение в изучение этой сферы.
Задачи:
- обучающие:
· познакомить с понятиями и правилами кибербезопасности;
· познакомить с возможностями безопасности умного дома, защитой от возможных неприятностей, угрозах носимых устройств и способов безопасности себя, безопасностью умного города будущего;
· повторить и закрепить умения обучающихся при работе на компьютере;
· проверить уровень овладения интерактивными программами;
· научить выполнять задания на компьютере до их полного выполнения;
- развивающие:
· развивать познавательные и умственные способности;
· развивать мелкую моторику, зрительную память, внимание, образное мышление, умение слушать;
· развивать образное логическое и пространственное мышление;
· развивать словарный запас и навыки общения;
· развивать умения работать индивидуально и в команде.
- воспитательные:
· воспитывать навыки самостоятельной работы, ответственность за результат труда;
· воспитывать дружелюбное и уважительное отношение друг к другу;
· повышать мотивацию обучающихся на занятии за счет интереса к теме занятия и использования игровых интерактивных технологий;
Планируемые результаты занятия:
- личностные:
· формирование интереса к общей теме занятия;
· развитие мотивации в изучении кибербезопасности через интерактивные программы;
· развитие умений в самостоятельном освоении интерактивных программ.
- метапредметные:
· умение понять задание при решении интеллектуальной головоломки;
· умение понять и применить алгоритм действий при выполнении заданий в интерактивных программах;
· умение в общей теме при выполнении заданий в интерактивных программах составить логическую последовательность их выполнения;
· развитие внимания, усидчивости, логики.
- предметные:
· изучение новых и повторение ранее изученных действий при работе на компьютере;
· умение использовать новые знания при выполнении заданий в интерактивных программах;
· закрепление алгоритмических действий при выполнении заданий в интерактивных программах;
· понимание задания и выполнение его в интеллектуальной разминке.
Методы обучения:
- практический (выполнение заданий).
Технологии:
- здоровьесберегающие (интеллектуальная разминка);
- информационно-коммуникационные.
Дидактический материал:
- распечатанное задание на листе интеллектуальной разминки (Приложение 1)
- сайт Урокцифры.рф\Каталог уроков\ Кибербезопасность будущего
- учебный фильм на тему: «Кибербезопасность будущего» с сайта Урокцифры.рф
Материально-техническое оснащение занятия:
- учебный кабинет;
- компьютерные столы с персональными компьютерами и выходом в интернет (на каждого обучающегося);
- отдельные столы для устной работы;
- компьютерные стулья с подлокотниками (на каждого обучающегося);
- принтер (цветной);
- флеш-карта(ы);
- ручки (маркеры).
План занятия:
1. Организационная часть (2 мин).
2. Просмотр и обсуждение учебного фильма на тему: «Кибербезопасность будущего» (15 мин).
3. Выполнение тренажерного занятия 1 уровня (20 мин)
4. Печать сертификатов за прохождение 1 уровня (10 мин)
5. Физкультминутка (интеллектуальная разминка) (10 мин).
6. Перемена (10 мин)
7. Выполнение тренажерного занятия 2 уровня (20 мин).
8. Печать сертификатов за прохождение 2 уровня (10 мин)
9. Подведение итогов (3 мин).
Общая продолжительность занятия: 1 час 40 минут.
Ход учебного занятия
Этапы занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Организационная часть |
Сообщает тему занятия |
Включают компьютеры, рассаживаются |
Просмотр учебного фильма на тему: «Кибербезопасность будущего» |
Сообщает алгоритм запуска учебного фильма «Кибербезопасность будущего». После просмотра обучающимися задаёт вопросы. |
Заходят на сайт Урокцифры.рф, находят урок «Кибербезопасность будущего» и учебныйо фильм к нему. Просматривают. Отвечают на вопросы педагога |
Выполнение тренажерного занятия 1 уровня |
Сообщает алгоритм запуска тренажера. Контролирует деятельность обучающихся. При необходимости помогает в их выполнении. |
Заходят на сайт Урокцифры.рф, находят урок «Кибербезопасность будущего» (тренажер 1 уровня). Выполняют задания. Скачивают и сохраняют на флеш-карту Сертификаты. |
Печать сертификатов за прохождение 1 уровня |
При необходимости помогает в печати Сертификатов. |
Распечатывают Сертификаты. |
Физкультминутка (интеллектуальная разминка) |
Раздаёт бланки с заданием. Сообщает цель задания. Записывает на доске ответы обучающихся. |
Выполняют задание. Сообщают ответы. Делают подсчёт составленных слов. |
Перемена |
|
|
Выполнение тренажерного занятия 2 уровня |
Сообщает алгоритм запуска тренажера. Контролирует деятельность обучающихся. При необходимости помогает в их выполнении. |
Заходят на сайт Урокцифры.рф, находят урок «Кибербезопасность будущего» (тренажер 2 уровня). Выполняют задания. . Скачивают и сохраняют на флеш-карту Сертификаты. |
Печать сертификатов за прохождение 2 уровня |
При необходимости помогает в печати Сертификатов. |
Распечатывают Сертификаты. |
Подведение итогов |
Отмечает положительные умения обучающегося, дает необходимые рекомендации. |
Каждый обучающийся после выполнения тренажера сообщает о его прохождении. В конце занятия ребята делятся впечатлениями от работы. |
Список литературы
1. Языканова Е.В.: Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. 1 класс. ФГОС. – М.: Экзамен, 2013.
2. https://урокцифры.рф/lessons/future-cybersecurity/materials
Приложение 1
Задание: составь как можно больше слов.
К И Б Е Р Б Е З О П А С Н О С Т Ь
Ответы:
ар |
бор |
кит |
оса |
рак |
таз |
бак |
бот |
кон |
ось |
рис |
тик |
бит |
бра |
кот |
пар |
рок |
тип |
бар |
бри |
низ |
пес |
рот |
тир |
бас |
зоб |
ник |
пик |
сок |
ток |
боа |
икс |
нос |
пир |
сон |
тон |
боб |
ион |
око |
пот |
сор |
азот |
бок |
иск |
опт |
раб |
сто |
аист |
банк |
бобр |
брак |
енот |
изба |
ирак |
бант |
бокс |
брас |
знак |
наркоз |
иран |
барс |
борт |
брат |
зона |
безопасность |
коза |
бинт |
босс |
бриз |
зонт |
икра |
конь |
кора |
краб |
нора |
пано |
пень |
пост |
корт |
кран |
нота |
пари |
перо |
река |
корь |
крот |
озон |
парк |
пион |
репа |
коса |
нить |
окно |
пена |
порт |
риск |
роза |
серп |
спор |
стоп |
трон |
бекон |
роса |
скат |
срез |
танк |
трос |
бизон |
сани |
сноб |
срок |
тень |
актер |
бирка |
сено |
сорт |
степ |
тире |
батон |
бисер |
забор |
короб |
обтер |
песок |
стена |
береза |
зерно |
кость |
озеро |
питон |
ткань |
кабинет |
кисть |
набор |
опера |
кассир |
топор |
пекарь |
кобра |
насос |
осень |
сироп |
банкет |
карниз |
картон |
орбита |
абрикос |
крепость |
снасть |
отрезок |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.