Конспект занятия «Нижегородские герои — Кузьма Минин и
Дмитрий Пожарский»
Цель: знакомство детей с народными героями - Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским.
Задачи:
1) Обучающие
· обогащать знания детей о народных героях Минине и Пожарском посредством просмотра мультимедиа и игровых ситуаций.
2) Развивающие
· развивать коммуникативные способности, речевую и познавательную активность;
· формировать потребность в изучении истории своей Родины и её достопримечательностей.
3) Воспитательные
· воспитывать наблюдательность, любознательность, умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование:
Демонстрационные материалы: мультимедиа, тематические и предметные картинки, запись звона колоколов (набат и праздничный звон).
Раздаточные материалы: разрезные картинки, альбомные листы для рисования, цветные карандаши, фломастеры.
Ход занятия
1) Организационно – мотивационный этап.
- Ребята, недавно у нас были выходные и многие из вас, наверное, вместе с родителями ездили в гости, посещали какие-нибудь интересные места, ходили гулять. Вспомните и расскажите, а где вы были?
2) Основной этап.
- Кто из вас хочет ответить на мой вопрос? ( В парке, в зоопарке, в театре, в цирке, гуляли во дворе и т. д.)
- А я была в городе Москва. Кто знает, что это за город? (Москва – столица нашей родины России, главный город страны.)
- Правильно, молодцы! В Москве я посетила самую главную площадь. А вы знаете, как называется эта площадь? (Красная площадь).
Демонстрация слайдов презентации.
- Как вы думаете, почему ее так назвали?
- На Руси все самое красивое, самое нужное, самое дорогое называли «Красным» - красно солнышко, красна девица, красный угол, лето красное и т. п.)
- Красная площадь старинная, красивая. Много там интересного. Но меня заинтересовал вот этот памятник.
Слайд с изображением памятника Минину и Пожарскому.
- Стоит этот памятник не одно столетие. Люди подходят к памятнику и кладут цветы. Почему? Знаете ли вы, кому посвящен этот памятник? (Ответы детей)
Показ отрывка из мультфильма.
- А помнит народ Минина и Пожарского, потому что они - народные герои, защитники земли русской. На Русь часто нападало много врагов: татаро - монголы, шведы, немцы и др. Вот и поляки решили нашу землю захватить и своего царя назначить. Как вы думаете, кто такие поляки, из какой они страны? (Из Польши.)
- Как вы думаете, нужен был русским польский царь? (Нет.)
- Конечно. У нас свои русские цари должны быть. И тогда два монаха Дионисий и Авраамий начали рассылать письма во все русские города и призывать народ на защиту Руси родной. Одно такое письмо пришло и в Нижний Новгород.
- Зазвонил большой колокол.
Запись звона колокола – набат.
- Как бьет колокол? (Громко, тревожно.)
- Услышав тревожный набат колокола, собрался народ к главной церкви, и ему прочитали письмо монахов. Вскочил на церковное крыльцо купец Кузьма Минин и сказал громким голосом: «Пришла пора помочь родимой Руси. Спасем нашу милую родину! Не пожалеем своего имущества, отдадим последнее и соберем войско на борьбу с врагом! Бог даст и мы прогоним их». Весь город отозвался на эти добрые слова: богатые люди приносили Минину свое имущество, бедняки отдавали последнюю копейку на правое дело. Собрали войско, а командовать им призвали храброго полководца князя Дмитрия Пожарского. Двинулось русское войско к Москве. Шли дружно, в ногу.
- Давайте и мы представим себя в роли Дмитрия Пожарского.
Физкультминутка «Солдаты»
- Под Москвой встретилось русское и польское войско. И была жестокая битва. Много было перебито поляков, много погибло и русских воинов, но они победили, а поляки бежали. С торжеством победы вступило русское войско в несчастную, разоренную Москву. Зазвенели праздничные колокола. Запись праздничного колокольного звона.
- Как вы думаете, отличается этот колокольный звон от предыдущего и чем? (Да, отличается. Этот колокольный звон праздничный, веселый.)
- Под звон колоколов русские люди с радостью обнимали друг друга. А героям народным, Минину и Пожарскому, на Красной площади поставили памятник, чтобы люди, вот такие как мы с вами, например, не забывали о героической истории своей Родины, о героях и защитниках земли русской.
В честь героев складывали песни и сочиняли стихи.
Минин и Пожарский –
Русские герои.
Минин и Пожарский
Столицу взяли с боем.
Смогли они народы
На подвиг вдохновить,
Чтоб возвратить свободу
И мир восстановить.
- Ребята, не только в Москве, но и в других городах есть памятники Минину и Пожарскому.
Слайды памятников Минину и Пожарскому в разных городах.
- Эти памятники называются достопримечательностями данного города и все гости приезжающие туда, обязательно их посещают, фотографируют.
- Как вы думаете, что такое достопримечательности города? (Это места, памятные какой-либо историей, событиями, места, которые все знают.)
- Вот сейчас мы и проверим, знаете ли вы достопримечательности нашего города.
Слайды с изображением достопримечательностей
города Ярославля: цирк, планетарий,
исторический музей, зоопарк и т. д.
- Ребята, мы знаем, что достопримечательности – это известные, дорогие, близкие для человека места. А можно ли назвать улицу, на которой мы живем, родной дом – достопримечательностями для конкретного человека?
- Да, так как это очень близкие, родные места для человека.
3) Оценочно – рефлексивный этап.
- Я предлагаю вам небольшую игру-соревнование «Собери картинку». На этих картинках – известные всем вам родные для нас места, то есть наши достопримечательности.
Детям раздаются разрезанные на несколько частей картинки
детского сада, уличного участка и группы.
- Что же у вас получилось? (Детский сад, группа, участок.)
- Можно их назвать достопримечательностями для вас? Почему?
- Так как это те родные места, которые запомнятся нам на всю жизнь.
- Какие еще достопримечательности города мы сегодня вспомнили? (ответы детей).
- С какими народными героями мы сегодня познакомились?(С Мининым и Пожарским.)
- И чтобы лучше запомнить наших героев и связанные с ними места, я предлагаю вам нарисовать Красную площадь (достопримечательность родного города или посёлка), либо народных героев Минина или Пожарского.
4) Список информационных источников:
1. Забелин И. Минин и Пожарский. М., 1999.
2. "За родную землю". Сборник статей. Воениздат, М., 1949.
3. Кирьянов И. От кремля к Кремлю. Новые страницы истории Нижегородского ополчения 1612 года. Газета "Нижегородский рабочий" 25 января 2001 года №15, стр. 7.
4. Помыткина Л.И. К.Маковский. Воззвание Минина. Горький. Волго-Вятское книжное издательство, 1978.
5. Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский. Хроника Смутного времени. Издательство "Молодая гвардия", М., 1981.
6. Филатов Н.Ф. Патриот земли русской. В книге: Костылев В.И. Кузьма Минин. Роман. Волго-Вятское книжное издательство, Горький, 1986.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.