Департамент образования администрации города Липецка
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
Дом творчества «Октябрьский» города Липецка
Конспект занятия
Образ птицы в глиняной игрушке
Липецкой области
(Познание региональной культуры через элементы интеграции на занятиях по программе «Путешествие по океану изобразительного искусства»)
педагог дополнительного образования
Савочкина Людмила Анатольевна
Липецк – 2020
Тема занятия: «Образ птицы в глиняной игрушке Липецкой области»
Вид занятия: комбинированное
Продолжительность занятия:1час 40 мин.
Организационные особенности занятия:
- выбор стиля общения с учащимися;
- определение ориентации на данную группу учащихся и их интересы;
Универсальные учебные задачи:
познавательные – расширить знания по истории ремёсел родного края
личностные – развивать интерес и творческую активность;
метапредметные – развивать образное мышление, внимание и познавательные способности.
Оформление:
карта Липецкой области, выставка краеведческой литературы, фотографии мастеров глиняной игрушки и их изделий, экспонаты из музея декоративно-прикладного искусства ДТ «Октябрьский» города Липецка, мастеров И. Гункина и Пустовалова.
Оборудование:
мультимедийное оснащение, персональный компьютер, видеозаписи из фондов музея ДПИ ДТ, аудиозаписи «Русь музыкальная», ч. 1.
Цель: создание условий для познания региональной культуры через элементы интеграции.
Задачи
Обучающие:
- познакомиться с глиняной игрушкой Липецкой области;
- освоить способы лепки добровской и измалковской игрушки;
- познакомиться с историей и народными промыслами Липецкого, Добровского и Измалковского районов.
Развивающие:
- развивать у учащихся рефлексивных умений и критического мышления;
- развивать образное представление, ассоциативно-образное мышление;
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, эстетические чувства, интерес к творчеству и народной культуре;
- формировать организованность и аккуратность в работе.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Межпредметные связи: культурология, история, краеведение.
Вид занятий: смешанный (беседа, объяснение нового материала, практическая работа).
Возраст учащихся: 8-11 лет
План:
1. Оргмомент
2. Вступление (к 60- летию Липецкой области).
3. Теоретическая часть:
1) романовская игрушка:
а) история промысла;
б) мастер И.Гункин;
в) особенности игрушки;
2) добровская игрушка:
а) история промысла;
б) мастер И.Пустовалов;
в) особенности игрушки;
3) измалковская игрушка:
а) мастер Е.Семенов;
б) особенности игрушки;
3. Практическая часть:
1) лепка 3-х игрушек;
2) просмотр краеведческих фото и видеоматериалов;
4. Заключение:
1) анализ работ;
2) подведение итогов занятия;
Ход:
Педагог: Ребята, сегодня у нас не совсем обычное занятие. Необычное потому, что, во-первых, у нас сегодня гости, а еще потому, что проводить его мы будем вместе с ребятами из литературно-краеведческого объединения. А посвящено наше необычное занятие одному очень важному событию: в следующем году наша Липецкая область будет именинницей, ей исполняется 60 лет. А если есть именинница, то должны быть и подарки. А что же мы с вами, занимаясь в нашем объединении , можем подарить? Конечно же, глиняную игрушку. Какой же образ мы выберем для игрушки? На прошлом занятии мы обсудили этот вопрос и решили, что это будет птица. И на дворе сейчас осень, а наши друзья-птицы улетают на юг, и мы не увидим их до весны.
Итак, нас сегодня будет интересовать образ птицы в глиняной игрушке Липецкой области. А какая же игрушка существует в нашей области? (ответ детей: романовская, добровская, измалковская).
Вот мы и выяснили, какая игрушка есть в нашей области, и я предлагаю отправиться в путешествие в те места, где зарождалась и развивалась игрушка нашего края. А отправимся мы на нашем виртуальном экспедиционном автобусе. Пока – виртуальном, но вот наступит лето, и наш настоящий экспедиционный автобус повезет нас в очередную летнюю экспедицию по родному краю.
К вашему сведению, глиняная игрушка, представленная здесь, фото и видеоматериалы, используемые на занятии, являются экспонатами музея ДПИ нашего Дома творчества. А собраны они в прошлых летних экспедициях.
Что ж, в путь! (На экране автобус и кадры сельской местности. На фоне этих кадров звучит стихотворение С.П. Панюшкина «У России много берегов»).
Вот и попали мы в романовскую слободу, ныне село Ленино. (Педагог показывает фотографии романовской слободы. Историческую справку дают наши гиды-краеведы. (см. Приложение).
А о традициях романовской игрушки, а в частности о романовских птицах, нам поведает Иванцова Наташа.
( Выступление Иванцовой Наташи. См. Приложение).
(Педагог показывает глиняных птиц мастера романовской игрушки Ивана Федоровича Гункина. Далее идет демонстрация фильма о О.Гункине.)
Об Иване Федоровиче Гункине рассказывают краеведы. Воспитанники детского объединения «Глиняная игрушка» в это время лепят глиняную романовскую игрушку.
( Выступление краеведов. См Приложение).
(Показ фотографий ученика И. Гункина Маркина Виктора Васильевича).
Педагог: Но мы с вами знаем и других мастеров романовской игрушки – Митин, Козлова.
Окончен наш рассказ о романовской игрушке, и закончена лепка. Поставьте, пожалуйста, на середину стола наших птичек.
А наше путешествие продолжается, впереди село Доброе.
(На фоне видеокадров села Доброе краевед читает отрывок из рассказа местно писателя А.И. Левитова «Степная дорога днем» и дает историческую справку о селе Доброе (см. Приложение).
В этом селе когда-то жил и работал Иван Константинович Пустовалов- мастер добровской глиняной игрушки.
(Идет показ видеофильма о мастере Пустовалове т рассказ краеведов о нем. (См. Приложение).
Какие же характерные черты присущи добровской глиняной игрушке. Об этом нам расскажет Галлиулина Гуля. (См. Приложение).
Я вижу, вы закончили свои работы, поставьте добровскую игрушку рядом с романовской.
Мы отправляемся в конечную точку нашего путешествия – село Измалково, где тоже был такой промысел.
(На фоне видеоряда о селе Измалково краевед читает стихотворение П. Шубина (уроженца Измалковского района) «Желание» и рассказывает об истории и культуре Измалковского района).
(Педагог показывает фотографию Е.Я. Семенова. О мастере рассказывают краеведы (см. Приложение).
Игрушка Егора Яковлевича Семенова очень реалистична. Если в романовской игрушке мастер отклоняется от зоологического прототипа, то Егор Яковлевич наоборот старается приблизиться как можно ближе к сходству с прототипом игрушки. В его изделиях мы видим реалистичные детали. (Педагог показывает фотографии игрушек Семенова). Игрушки у него не расписные, а задымленные, с бледно-сиреневыми мазками.
Вот и закончили мы лепку, давайте устроим мини-выставку наших работ. Какие же черты игрушек вы сохранили в своих работах? (У романовской: форма яичка, выпуклая грудка, короткие лапки; у добровской: вытянутая форма туловища, тонкая шея, маленькая головка; у семеновской: детали, сходство с настоящим гусем.) А какие общие черты у глиняной игрушки нашего края? В основе лежит пустотелый вареник, основа одна, а игрушка такая разная.
Педагог краеведческого объединения: Какие замечательные игрушки у вас получились, ребята. Когда вы полностью завершите работу над ними, то лучшие из них пополнят музея ДПИ Дома творчества. Пусть в заключение нашего путешествия об удивительных мастерах глиняной игрушки прозвучит стихотворение Л. Марасиновой «Творяне»:
У них титулов нет,
Предки их не дворяне,
Но назвал их поэт
Метким словом «творяне».
Их немного средь нас,
Ими жизнь засветлела.
Не любителей фраз,
Но творителей дела…
И не зря говорят,
Что за правдою вечность.
Те творяне творят
На земле человечность.
Литература:
1. Липецкий энциклопедия в 3- томах – Липецк, 2001.
2. Шубин П. Стихотворения. Поэмы - Воронеж, 1980.
3. Левитов А.И. Рассказы, очерки – Воронеж, 1980.
4. Панюшкин С.П. Стихи – Липецк, 1996.
Приложение
Из истории с. Романово и романовской игрушки.
Село Ленино - родина романовской игрушки. Ранее это село Липецкого района называлось Романово. Возник этот населенный пункт в конце 16 века. Первым хозяином земель был боярин Федор Николаевич Романов (отец царя Михаила Федоровича). Этот боярин построил здесь терем и, в последствии, основал мужской монастырь.
В начале 17 века боярин передал село Романово во владение своему младшему брату Ивану Никитичу. При нем в Романово из села Вослебы Скопинского уезда Рязанской губернии были переселены крепостные крестьяне, возможно, среди них были и скопинские гончары, положившие начало гончарному ремеслу. При царе Алексее Михайловиче Романовская слобода стала городом. При Петре 1 город Романов был обязан доставлять корабельные леса на Воронежскую верфь. Село всегда славилось своими кустарными промыслами. Под влиянием скопинцев стал развиваться свой, местный гончарный промысел. К середине 18 века г. Романов распадается на ряд сел, одним из которых и стало село Романово, где одновременно с горшечным делом растет и игрушечный промысел, вырабатывая свои традиции.
Романовские птицы значительны по размерам, длинное туловище лежит на земле, опираясь спереди на 2 короткие толстые лапки, массивная шея несет небольшую голову, увенчанную высоким гребнем у курицы или челкой у утки. Птицы театрально нарядны, богаты их оперения: крылья, хвост. В начале 20 века игрушка мельчает – всего 6-9 см.
Иван Федорович Гункин – гончар Подгоренской фабрики народных промыслов. Родился в селе Пады. Свое искусство он перенял от отца, а тот, в свою очередь, от деда и прадеда. Гункин создавал свистульки: птицы, бараны, лошадки и т.д. Делал он и сложную сюжетную игрушку – тройки, барышни, парочки. Иван Федорович руководил кружком глиняной игрушки в Троицкой школе, обучал и студентов ЛГПИ. Умер он в 1977 году. Он более 9 лет носил почетное звание народного мастера.
( село Доброе – см. в Липецкой энциклопедии, т. 1, стр. 346)
Особенности добровской игрушки
В лепке игрушки много общего с романовской древней игрушкой. Только романовская пластика считается более мастеровитой, более художественной. Туловище птиц вытянуто, не такое круглое как у романовской. Очень тонкая шея и маленькая головка, увенчанная хохолком у утки и маленьким кокошником у жаворонка. Расписаны добровские птицы яркими широкими полосами, идущими параллельно поперек спины, чередуясь в цвете (обычно красные и синие полосы). Шея и грудка окрашены в зеленый и коричневый цвета. Расписывалась игрушка темперой.
Из истории измалковского промысла
(Об истории с. Измалково – см. Липецкая энциклопедия, т. 2, стр. 89)
В селе Измалково в 1922 году родился потомственный гончар Егор Яковлевич Семенов, он с детских лет работал на гончарном круге, а учился у своего отца. Гончарный промысел в селе развивался на уровне потребности местного населения. Удаленность от города не способствовала популярности промысла в 20 веке. На протяжении столетия гончарный промысел в Измалково постепенно угасал. С 90х годов Семенов становится участником различных региональных и всероссийских выставок. Он лепит и традиционную глиняную игрушку. Формы этих игрушек тяготеют к направлению традиционной орловской народной керамики. К сожалению, он не имел учеников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.