Конспект занятия Образ птицы в глиняной игрушке Липецкой области
Оценка 4.8

Конспект занятия Образ птицы в глиняной игрушке Липецкой области

Оценка 4.8
doc
05.05.2020
Конспект занятия   Образ птицы в глиняной игрушке  Липецкой области
Савочкина - занятиеОбраз птицы в глиняной игрушке.doc

 Департамент образования администрации города Липецка

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

Дом творчества «Октябрьский» города Липецка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия

 

 Образ птицы в глиняной игрушке

 Липецкой области

 

(Познание региональной культуры через элементы интеграции на занятиях по программе «Путешествие по океану изобразительного искусства»)

 

 

 

 

педагог дополнительного образования

Савочкина Людмила Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Липецк – 2020

 

 

 

 

Тема занятия: «Образ птицы в глиняной игрушке Липецкой области»

Вид занятия: комбинированное

Продолжительность занятия:1час 40 мин.

Организационные особенности занятия:

- выбор стиля общения с учащимися;

- определение ориентации на данную группу учащихся и их интересы;

Универсальные учебные задачи:

познавательные – расширить знания по истории ремёсел родного края

личностные – развивать интерес и творческую активность;

метапредметные – развивать образное мышление, внимание и познавательные способности.

Оформление:

карта Липецкой области, выставка краеведческой литературы, фотографии мастеров глиняной игрушки и их изделий, экспонаты из музея декоративно-прикладного искусства ДТ «Октябрьский» города Липецка, мастеров И. Гункина и Пустовалова.

Оборудование:

мультимедийное оснащение, персональный компьютер, видеозаписи из фондов музея ДПИ ДТ, аудиозаписи «Русь музыкальная», ч. 1.

 

Цель: создание условий для  познания региональной культуры через элементы интеграции.

Задачи

 Обучающие:

-  познакомиться с глиняной игрушкой Липецкой области;

-  освоить способы лепки добровской и измалковской игрушки;

- познакомиться с историей  и народными промыслами Липецкого, Добровского и Измалковского районов.

 Развивающие:

 - развивать у учащихся рефлексивных умений и критического мышления;

- развивать образное представление, ассоциативно-образное мышление;

Воспитательные:

 - воспитывать эмоциональную отзывчивость, эстетические чувства, интерес к творчеству и народной культуре;

- формировать организованность и аккуратность в работе.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Межпредметные связи: культурология, история,  краеведение.

Вид занятий: смешанный (беседа, объяснение нового материала, практическая работа).

Возраст учащихся: 8-11 лет

 

 

 

 

 

План:

    

1.     Оргмомент

2.     Вступление (к 60- летию Липецкой области).

3.     Теоретическая часть:

1)    романовская игрушка:

а) история промысла;

б) мастер И.Гункин;

в) особенности игрушки;

2) добровская игрушка:

а) история промысла;

б) мастер И.Пустовалов;

в) особенности игрушки;

3) измалковская игрушка:

а) мастер Е.Семенов;

б) особенности игрушки;

3. Практическая часть:

1) лепка 3-х игрушек;

2) просмотр краеведческих фото и видеоматериалов;

4. Заключение:

1) анализ работ;

2) подведение итогов занятия;

Ход:

 

Педагог:         Ребята, сегодня у нас не совсем обычное занятие. Необычное потому, что, во-первых, у нас сегодня гости, а еще потому, что проводить его мы будем вместе с ребятами из литературно-краеведческого объединения. А посвящено наше необычное занятие одному очень важному событию: в следующем году наша Липецкая область будет именинницей, ей исполняется 60 лет. А если есть именинница, то должны быть и подарки. А что же мы с  вами, занимаясь в нашем объединении , можем подарить? Конечно же, глиняную игрушку. Какой же  образ мы выберем для игрушки? На прошлом занятии мы обсудили этот вопрос и решили, что это будет птица. И на дворе сейчас осень, а наши друзья-птицы  улетают на юг, и мы не увидим их до весны.

Итак, нас сегодня будет интересовать образ птицы в глиняной игрушке Липецкой области. А какая же игрушка существует в нашей области? (ответ детей: романовская, добровская, измалковская).

Вот мы и выяснили, какая игрушка есть в нашей области, и я предлагаю отправиться в путешествие в те места, где зарождалась и развивалась игрушка нашего края. А отправимся мы на нашем виртуальном экспедиционном автобусе. Пока – виртуальном, но вот наступит лето, и наш настоящий экспедиционный автобус повезет нас в очередную летнюю экспедицию по родному краю.

К вашему сведению, глиняная игрушка, представленная здесь, фото и видеоматериалы, используемые на занятии, являются экспонатами музея ДПИ нашего Дома творчества. А собраны они в прошлых летних экспедициях.

Что ж, в путь! (На экране  автобус и кадры сельской местности. На фоне этих кадров звучит стихотворение С.П. Панюшкина «У России много берегов»).

Вот и попали мы в романовскую слободу, ныне село Ленино. (Педагог показывает фотографии романовской слободы. Историческую справку дают наши гиды-краеведы. (см. Приложение).

А о традициях романовской игрушки, а в частности о романовских птицах, нам поведает Иванцова Наташа.

 

     ( Выступление Иванцовой Наташи. См. Приложение).

 

     (Педагог показывает глиняных птиц мастера романовской игрушки Ивана Федоровича Гункина. Далее идет демонстрация фильма о О.Гункине.)

     Об Иване Федоровиче Гункине рассказывают краеведы. Воспитанники детского объединения «Глиняная игрушка» в это время лепят глиняную романовскую игрушку.

 

     ( Выступление краеведов. См Приложение).

 

     (Показ фотографий ученика И. Гункина Маркина Виктора Васильевича).

    

Педагог:    Но мы с вами знаем и других мастеров романовской игрушки – Митин, Козлова.

Окончен наш рассказ о романовской игрушке, и закончена лепка. Поставьте, пожалуйста, на середину стола наших птичек.

              А наше путешествие продолжается, впереди село Доброе.

     (На фоне видеокадров села Доброе краевед читает отрывок из рассказа местно писателя А.И. Левитова «Степная дорога днем» и дает историческую справку о селе Доброе (см. Приложение).

В этом селе когда-то жил и работал Иван Константинович Пустовалов- мастер добровской глиняной игрушки.

(Идет показ видеофильма о мастере Пустовалове    т рассказ краеведов о нем. (См. Приложение).

Какие же характерные черты присущи добровской глиняной игрушке. Об этом нам расскажет Галлиулина Гуля. (См. Приложение).

Я вижу, вы закончили свои работы, поставьте добровскую игрушку рядом с романовской.

Мы отправляемся в конечную точку нашего путешествия – село Измалково, где тоже был такой промысел.

     (На фоне видеоряда о селе Измалково краевед читает стихотворение П. Шубина (уроженца Измалковского района) «Желание» и рассказывает об истории и культуре Измалковского района).

     (Педагог показывает фотографию Е.Я. Семенова. О мастере рассказывают краеведы (см. Приложение).

Игрушка Егора Яковлевича Семенова очень реалистична. Если в романовской игрушке мастер отклоняется от зоологического прототипа, то Егор Яковлевич наоборот старается приблизиться как можно ближе к сходству с прототипом игрушки. В его изделиях мы видим реалистичные детали. (Педагог показывает фотографии игрушек Семенова). Игрушки у него не расписные, а задымленные, с бледно-сиреневыми мазками.

Вот и закончили мы лепку, давайте устроим мини-выставку наших работ. Какие же черты игрушек вы сохранили в своих работах? (У романовской: форма яичка, выпуклая грудка, короткие лапки; у добровской: вытянутая форма туловища, тонкая шея, маленькая головка; у семеновской: детали, сходство с настоящим гусем.) А какие общие черты у глиняной игрушки нашего края? В основе лежит пустотелый вареник, основа одна, а игрушка такая разная.

 

Педагог краеведческого объединения:    Какие замечательные игрушки у вас получились, ребята. Когда вы полностью завершите работу над ними, то лучшие из них пополнят музея ДПИ Дома творчества. Пусть в заключение нашего путешествия об удивительных мастерах глиняной игрушки прозвучит стихотворение  Л. Марасиновой «Творяне»:

                                 У них титулов нет,

                                 Предки их не дворяне,

                                 Но назвал их поэт

                                 Метким словом «творяне».

 

                                 Их немного  средь  нас,

                                 Ими жизнь засветлела.

                                 Не любителей фраз,

                                 Но творителей дела…

 

                                 И не зря говорят,

                                 Что за правдою вечность.

                                 Те творяне творят

                                 На земле человечность.

 

 

Литература:

 

1.     Липецкий энциклопедия в 3- томах – Липецк, 2001.

2.     Шубин П. Стихотворения. Поэмы - Воронеж, 1980.

3.     Левитов А.И. Рассказы, очерки – Воронеж, 1980.

4.  Панюшкин С.П. Стихи – Липецк, 1996.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Из истории с. Романово и романовской игрушки.

 

     Село Ленино - родина романовской игрушки. Ранее это село Липецкого района называлось Романово. Возник этот населенный пункт в конце 16 века. Первым хозяином земель был боярин Федор Николаевич Романов (отец царя Михаила Федоровича). Этот боярин построил здесь терем и, в последствии, основал мужской монастырь.

     В начале 17 века боярин передал село Романово во владение своему младшему брату Ивану Никитичу. При нем в Романово из села Вослебы Скопинского уезда Рязанской губернии были переселены крепостные крестьяне, возможно, среди них были и скопинские гончары, положившие начало гончарному ремеслу. При царе Алексее Михайловиче Романовская слобода стала городом. При Петре 1 город Романов был обязан доставлять корабельные леса на Воронежскую верфь. Село всегда славилось своими кустарными промыслами. Под влиянием скопинцев стал развиваться свой, местный гончарный промысел. К середине 18 века г. Романов распадается на ряд сел, одним из которых и стало село Романово, где одновременно с горшечным делом растет и игрушечный промысел, вырабатывая свои традиции.

     Романовские птицы значительны по размерам, длинное туловище лежит на земле, опираясь спереди на 2 короткие толстые лапки, массивная шея несет небольшую голову, увенчанную высоким гребнем у курицы или челкой у утки. Птицы театрально нарядны, богаты их оперения: крылья, хвост. В начале 20 века игрушка мельчает – всего 6-9 см.

     Иван Федорович Гункин – гончар Подгоренской фабрики народных промыслов. Родился в селе Пады. Свое искусство он перенял от отца, а тот, в свою очередь, от деда и прадеда. Гункин создавал свистульки: птицы, бараны, лошадки и т.д. Делал он и сложную сюжетную игрушку – тройки, барышни, парочки. Иван Федорович руководил кружком глиняной игрушки в Троицкой школе, обучал и студентов ЛГПИ. Умер он в 1977 году. Он более 9 лет носил почетное звание народного мастера.

 

     ( село Доброе – см. в Липецкой энциклопедии, т. 1, стр. 346)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности добровской игрушки

 

     В лепке игрушки много общего  с романовской древней игрушкой. Только романовская пластика считается более мастеровитой, более художественной. Туловище птиц вытянуто, не такое круглое как у романовской. Очень тонкая шея и маленькая головка, увенчанная хохолком у утки и маленьким кокошником у жаворонка. Расписаны добровские птицы яркими широкими полосами, идущими параллельно поперек спины, чередуясь в цвете (обычно красные и синие полосы). Шея и грудка окрашены в зеленый и коричневый цвета. Расписывалась игрушка темперой.

 

 

Из истории измалковского промысла

 

     (Об истории с. Измалково – см. Липецкая энциклопедия, т. 2, стр. 89)

 

     В селе Измалково в 1922 году родился потомственный гончар Егор Яковлевич Семенов, он с детских лет работал на гончарном круге, а учился у своего отца. Гончарный промысел в селе развивался на уровне потребности местного населения. Удаленность от города не способствовала популярности промысла в 20 веке. На протяжении столетия гончарный промысел в Измалково постепенно угасал. С 90х годов Семенов становится участником различных региональных и всероссийских выставок. Он лепит и традиционную глиняную игрушку. Формы этих игрушек тяготеют к направлению традиционной орловской народной керамики. К сожалению, он не имел учеников.

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Департамент образования администрации города

Департамент образования администрации города

Тема занятия: «Образ птицы в глиняной игрушке

Тема занятия: «Образ птицы в глиняной игрушке

План: 1. Оргмомент 2

План: 1. Оргмомент 2

Вот мы и выяснили, какая игрушка есть в нашей области, и я предлагаю отправиться в путешествие в те места, где зарождалась и развивалась игрушка нашего…

Вот мы и выяснили, какая игрушка есть в нашей области, и я предлагаю отправиться в путешествие в те места, где зарождалась и развивалась игрушка нашего…

Идет показ видеофильма о мастере

Идет показ видеофильма о мастере

Но творителей дела…

Но творителей дела…

Воронежскую верфь. Село всегда славилось своими кустарными промыслами

Воронежскую верфь. Село всегда славилось своими кустарными промыслами

Об истории с. Измалково – см.

Об истории с. Измалково – см.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2020