Конспект занятия «Перелетные птицы» по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Автор: учитель-логопед Маковей Людмила Григорьевна
Организация: МБДОУ детский сад «Тополек»
Населенный пункт: Ростовская область, г. Волгодонск
Формы работы: подгрупповая, индивидуальная.
Время занятия: 20 минут.
Цель: Расширение и систематизация представлений о перелетных птицах. (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт)
Задачи по образовательным областям:
Речевое развитие.
Активизация словаря: перелетные птицы, клин, стая, вереница, насекомоядные, водоплавающие.
Совершенствование навыка:
-вопросно-ответной формы речи;
-употребления предлога «над»;
-употребления приставочных глаголов (прилететь, облететь и т.д.)
-составления описательного рассказа «Ласточка», «Журавль»
Познавательное развитие.
Закрепление и систематизация знаний детей о перелетных птицах.
Воспитание доброго отношения ко всему живому в природе, чувства ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них;
Развитие творческого воображения.
Художественно-эстетическое развитие.
Закрепление умения выкладывать контур птицы из спичек и геометрических фигур (круг, овал).
Физическое развитие.
Развитие умения согласовывать движения с речью.
Оборудование:
Интеллект-карта «Перелетные птицы»; аудиозапись с пением птиц; мяч резиновый средний; птица на нитке, гнездышко; спички, овалы, кружки; знаки «Правила обращения с птицами».
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Включить аудиозапись «Голоса птиц»
-Ребята, что вы
слышите?(пение птиц)
- Почему птицы так радуются? (потому что пришла
весна).
Какая птица нас встречает? (ласточка)
2. Рассказывание стихотворения «Ласточка» по ролям. (выбрать ребенка-ласточку)
Дети: -Здравствуй, ласточка, ты- чудо!
Прилетела ты откуда?
Ласточка: -Я примчалась утром рано
Из-за моря-океана
Дети: -Что ты детям принесла?
Ласточка-Много солнца и тепла!
3.Составление описательного рассказа «Ласточка».
Предложить детям рассказать про ласточку.
Примерный образец. «Ласточка – маленькая и красивая птичка. У нее маленькая, черная головка. Черненькая спинка. Крылья и хвост черные. Грудка у ласточки белая с красно-синим галстучком. У нее короткие ноги. Летает ласточка очень быстро, потому что у нее длинные сильные, острые крылья. Хвост тоже длинный, сильный, раздвоенный. Питается ласточка насекомыми: мухами, комарами. Вьет гнездо под крышей дома из глины и соломы.»
4. Употребление приставочных глаголов.
Предложить детям встать в круг и рассказать по демонстрации действий, что делает ласточка (птичка на нитке у гнезда из веточек)
Ласточка вылетела из гнезда.
Вокруг гнезда облетела.
Над гнездом пролетела.
К гнезду подлетела.
Через гнездо перелетела.
Под гнездом пролетела.
5. Систематизация знаний о перелетных птицах. Игровое упражнение «Вопрос-ответ».
Выбирается «Журналист», который задает вопросы, основываясь на интеллект-карту и помощь педагога (дать микрофон «Журналисту»).
-Назовите перелетных птиц; (грач, скворец, гусь, лебедь, утка, кукушка, соловей, аист, журавль, ласточка);
-Какие птицы водоплавающие?; (утка, лебедь, гусь);
-Назовите насекомоядных птиц (ласточка, кукушка, соловей)
-Расскажите, кто где строит гнезда (аист, журавль, утка, гусь, лебедь на болоте в камышах);
-Расскажите, кто чем питается (дети раскладывают картинки: гусь, утка, лебедь, аист, журавль и рыба, лягушка, уж; ласточка и мошка, комарик; скворец, кукушка и гусеница);
6. Активизация предметного словаря.
А сейчас давайте сравним человека, животных и птиц.
-У человека дети, а у птиц? Дети: - Птенцы.
-У кошки шерсть, а у птиц? Дети: -Перья.
- У собаки нос, а у птиц? Дети: - Клюв.
- У человека руки, а у птиц? Дети: - Крылья.
- Заяц бегает, а птицы? Дети: - Летают.
7. Согласование речи с движением.
Жура-жура-журавель,
Облетал он сто земель,
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил,
Мы спросили журавля:
-Где же лучшая земля?
Он ответил, пролетая:
-Лучше нет родного края!
8. Употребление предлога «над» в дидактической игре «Где летит журавль»
Показать картинки «море», «горы», «лес», «дома», «река», «Волгодонск», «Россия».
-Журавль пролетает над морем (над лесом, над рекой, над горами, над морем и т.д.)
9. Составление описательного рассказа «Журавль». Выкладывание из спичек картинки «Журавль на болоте».
Примерный образец. «Журавль – большая и красивая птица. У него длинная шея, длинные тонкие ноги, похожие на палки, длинный сильный клюв. Это нужно, чтобы ходить по болоту и ловить лягушек. Перья серые, а на хвосте и на крыльях черные. Крылья большие и сильные, он может высоко лететь и долго. Гнездо журавль строит на болоте в камышах.»
10. Составление правил поведения с птицами.
Показать знаки «Делать скворечники, кормушки», «подкармливать», «нельзя разорять гнёзда», «нельзя собирать яйца птиц», «нельзя стрелять по ним из рогатки», «нельзя шуметь, кричать, слушать громкую музыку в лесу»
11. Итог.
Рассматривание получившихся изображений из спичек.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.