Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники»
Цель: Развитие монологической речи.
Задачи :
ü Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы .
ü Упражнять детей в умении пересказывать, используя простые схематизированные изображения.
ü Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова на определенный звук.
ü Закрепить умение образовывать слова-названия предметов посуды по аналогии; обратить внимание детей на несхожесть некоторых названий.
ü Активизировать употребление в речи названий предметов посуды.
ü Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Материалы. Схемы изображения, портрет писательницы, рассказ, картинки с пословицами и поговорками, дидактическая игра «Разложим продукты в посуду».
Словарная работа: помощники, накрываем на стол, писатель.
Предшествующая работа. Знакомство с пословицами и поговорками
Игры «Мамины помощники», «Да-нет», «Маша-растеряша», «Кухня», «Посуда»и др.
Ход занятия:
(Воспитатель с детьми заходит в группу. В игровом уголке разбросаны игрушки .)
Воспитатель. Ой, ребята, что такое. Мы же убрали игрушки, а тут всё разбросано. Что случилось?
Дети. Кто-то раскидал игрушки.
Воспитатель. Ребята, помогите пожалуйста навести порядок в группе. Какие вы у меня хорошие помощники. Ребята, а про кого говорят – помощник?
Дети. Про того, кто помогает.
Воспитатель. А вы кому ни будь помогаете?
Дети. Да. (маме, папе и другим)
Воспитатель. Я знаю интересную историю про двух мальчиков. Хотите послушать. Рассказ так и называется «Помощники». Написала его писательница Надежда Калинина.
Саша с Алёшей помогали накрывать на стол. Все сели обедать. Суп налили, а есть нечем. Вот так помощники! Стол накрыли, а ложки не положили.
Воспитатель. Про кого этот рассказ?
Ребёнок. Про Сашу и Алешу.
Воспитатель. Что делали Саша и Алеша?
Дети. Они помогали, дежурили, накрывали на стол.
Воспитатель. Что забыли сделать мальчики?
Ребёнок. Положить ложки.
Воспитатель. Кто мог так сказать: «Вот так помощники!»?
Дети. Воспитатель, родители, другие дети.
Воспитатель. Сейчас я прочту ещё раз этот рассказ. А потом вы будете пересказывать. Чтобы лучше запомнить рассказ, я буду раскладывать на мольберте картинки . Подойдите пожалуйста сюда.
(Воспитатель пересказывает повторно. Схематизируя текст по предложениям.
![]() |
Саша с Алёшей помогали накрывать на стол
Все сели обедать
![]() |
|||
![]() |
Суп налили, а есть нечем.
! Вот это помощники!
Стол накрыли, а ложки не положили.
Воспитатель. Ну, а теперь перескажите вы этот рассказ. Картинки вам помогут.
Самостоятельный пересказ рассказа (прослушать 5- 6 детей).
Воспитатель. Ребята, а у нас в группе бывает грязная посуда в раковине?
Дети. Да
Воспитатель. Когда?
Дети. После завтрака, обеда, полдника и ужина.
Физкультминутка с использованием пальчиковой гимнастики
Пальчиковая игра «Моем посуду»
Кран с водою мы открыли с-с-с-с
(изображают, как будто бы открывают кран с водой)
И посуду перемыли ш-ш-ш-ш
Раз, два, три, четыре, (чередование хлопков в
ладоши и ударов кулачков друг о друга)
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибать пальчики по одному, начиная с
большого)
И большую поварешку.
Ничего мы не сломали. (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши
Так мы няне помогали.
А теперь все дружно встаньте
И друг другу улыбнитесь
Ну-ка плечи распрямите
Поднимите, опустите
Влево, вправо повернитесь
Ручками колен коснитесь
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Воспитатель. Я люблю пословицы и поговорки. А вы?
Дети. Любим.
Воспитатель. Тогда вспоминайте, какие пословицы и поговорки подходят к истории про Сашу и Алёшу? Вспомнить их вам помогут картинки.
* Сделал дело — гуляй смело
*Семь раз отмерь, один раз отрежь.
*Без дела не сиди, чем сможешь помоги.
*Поспешишь, людей насмешишь.
Воспитатель. Справились, а может вы мне и продукты разложить поможете. Я знаю, что есть специальная посуда, в которой подают продукты питания. Но не знаю какой продукт в какую посуду класть.
Игра «Разложим продукты в посуду»
Воспитатель. (проверяет работу детей).Саша, куда сахар положила?
Саша. Сахар положила в сахарницу.(и т.д.)
Воспитатель. Послушайте, какой одинаковый звук есть в названиях этих предметов.?» (солонка, масленка, сахарница, салфетница, салатник , супница )
Ребёнок. В этих словах слышится звук «С»
Воспитатель . Спасибо ребята.
Воспитатель . С каким рассказом мы познакомились?
Кому помогли посуду помыть?
Какую игру мы играли?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.