Конспект занятия "Перессказ рассказа Н. Калининой "Помощники""

  • docx
  • 21.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала занятие по развитию речи.docx

Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники»

 

     Цель: Развитие монологической речи.

Задачи :

ü Совершенствовать диалогическую речь: учить участво­вать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы .

ü Упражнять детей в умении пересказывать, исполь­зуя простые схематизированные изображения.

ü Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова на определенный звук.

ü Закрепить умение образовывать слова-назва­ния предметов посуды по аналогии; обратить внимание детей на несхожесть некоторых названий.

ü  Активизировать употребление в речи названий предметов посуды.

ü Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Материалы. Схемы изображения, портрет писательницы, рассказ, картинки с пословицами и поговорками, дидактическая игра «Разложим продукты в посуду».

Словарная работа: помощники, накрываем на стол, писатель.

Предшествующая работа. Знакомство с пословицами и поговорками

Игры «Мамины помощники», «Да-нет», «Маша-растеряша», «Кухня», «Посуда»и др.

 

Ход занятия:

(Воспитатель с детьми заходит в группу. В игровом уголке разбросаны игрушки .)

Воспитатель. Ой, ребята, что такое. Мы же убрали игрушки, а тут всё разбросано. Что случилось?

Дети. Кто-то раскидал игрушки.

Воспитатель. Ребята, помогите пожалуйста навести порядок в группе. Какие вы у меня хорошие помощники. Ребята, а про кого говорят – помощник?

Дети.  Про того, кто помогает.

Воспитатель. А вы кому ни будь помогаете?

Дети.  Да. (маме, папе и другим)

Воспитатель. Я знаю интересную историю про двух мальчиков. Хотите послушать. Рассказ так и называется «Помощники». Написала его писательница Надежда Калинина.

Воспитатель показывает портрет писательницы и выразительно читает рассказ «Помощники » Н. Калининой.

Саша с Алёшей помогали накрывать на стол. Все сели обедать. Суп налили, а есть нечем. Вот так помощники! Стол накрыли, а ложки не положили.

Воспитатель. Про кого этот рассказ?

Ребёнок. Про Сашу и Алешу.

Воспитатель. Что делали Саша и Алеша?

Дети. Они помогали, дежурили, накры­вали на стол.

Воспитатель.  Что забыли сделать мальчики?

 Ребёнок. Положить лож­ки.

Воспитатель.  Кто мог так сказать: «Вот так помощники!»?

 Дети.  Воспитатель, родители, другие дети.

Воспитатель. Сейчас я прочту ещё раз этот рассказ. А потом вы будете пересказывать. Чтобы лучше  запомнить рассказ, я буду  раскладывать на мольберте  картинки . Подойдите пожалуйста сюда.

(Воспитатель пересказывает повторно. Схематизируя  текст по предложениям.

 

 

 


                                                                  Саша с Алёшей помогали накрывать на стол

 

 

 

                                                                Все сели обедать

 

 

 

 

 


                                                                      Суп налили, а есть нечем.

 

  !                                     Вот это помощники!

 

 

 


                                                                           Стол накрыли, а ложки не положили.

 

 

Воспитатель. Ну, а теперь перескажите  вы этот рассказ. Картинки вам помогут.

Самостоятельный пересказ рассказа (прослушать 5- 6  детей).

Воспитатель.  Ребята, а у нас в группе бывает грязная посуда в раковине?

Дети. Да

Воспитатель. Когда?

Дети. После завтрака, обеда, полдника и ужина.

Физкультминутка с использованием пальчиковой гимнастики

Пальчиковая игра  «Моем посуду»

Кран с водою мы открыли с-с-с-с

(изображают, как будто бы открывают кран с водой)

И посуду перемыли ш-ш-ш-ш

Раз, два, три, четыре, (чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга) 
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу) 
Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибать пальчики по одному, начиная с большого) 
И большую поварешку.

 Ничего мы не сломали. (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши

Так мы няне помогали. 

А теперь все дружно встаньте

И друг другу улыбнитесь

Ну-ка плечи распрямите

Поднимите, опустите

Влево, вправо повернитесь

Ручками колен коснитесь

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Воспитатель. Я люблю пословицы и поговорки. А вы?

Дети. Любим.

Воспитатель. Тогда вспоминайте, какие пословицы и поговорки подходят к истории про Сашу и Алёшу? Вспомнить их вам помогут картинки.

* Сделал дело — гуляй смело

*Семь раз отмерь, один раз отрежь.

*Без дела не сиди, чем сможешь помоги.

*Поспешишь, людей насмешишь.

Воспитатель. Справились, а может вы мне и продукты разложить поможете. Я знаю, что есть специальная посуда, в которой подают продукты питания. Но не знаю какой продукт в какую посуду класть.

Игра  «Разложим продукты в посуду»

Воспитатель. (проверяет работу детей).Саша, куда  сахар положила?

Саша. Сахар положила в сахарницу.(и т.д.)

Воспитатель. Послушайте, какой одина­ковый звук есть в названиях этих предметов.?» (солонка,  масленка, сахарница, салфетница, салатник , супница )

Ребёнок. В этих словах слышится звук «С»

Воспитатель . Спасибо ребята.

Воспитатель . С каким рассказом мы познакомились?

Кому помогли посуду помыть?

Какую игру мы играли?

 

 

 

 


 

Посмотрите также