МИНИСТЕРСТВО СЕМЬИ, ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СЕРАФИМОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ -ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
Конспект занятия
по адаптированной дополнительной общеразвивающей программе «Читай-ка»
на тему «Колобок»
Составитель:
Кондрашова И.М.,
воспитатель
с.Серафимовский, 31.10.2020г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Дата проведения занятия:31.10.2020г.
Тема занятия: по мотивам русской народной сказки«Колобок»
Тип занятия: занятие формирования умений и навыков
Цель:способствовать обогащению познавательного и игрового опыта детей с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать умение слушать речь взрослого и понимать содержание в соответствии с ним;
- учить координировать свои действия с речью и действиями педагога.
Коррекционно-развивающие:
- стимулировать развитие психических процессов (восприятие, внимание,
память, наблюдательность);
- развивать коммуникативную деятельность, эмоционально – волевую сферу и умение контролировать произвольную деятельность;
- способствовать снятию психологического напряжения (создать у детей радостное настроение);
‑развивать слуховое и зрительное внимание, тактильно‑двигательное
восприятие, общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать у детей желание взаимодействовать с педагогом, подражать его действиям;
- воспитывать любовь к фольклору;
Здоровье сберегающие:
- создать благоприятный психологический климат;
- учитывать индивидуальные особенности детей;
- сочетать статические и динамические задания.
Оборудование:
а) демонстрационный материал:кукольный театр «Колобок»;
б) раздаточный материал:манная крупа, тарелочки для каждого ребенка, влажные салфетки;
в) технические средства: ИКТ, музыкальное произведение «Песенка колобка».
Предварительная работа:
- чтение русской народной сказки «Колобок»;
- рассматривание иллюстраций к сказке«Колобок»;
- просмотр мультфильма «Колобок»
- чтение потешек, пальчиковая гимнастика.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними и поприветствуем друг друга.
(Дети машут рукой.)
2. Введение в тему
Воспитатель:
Любите ребята сказки?
Вижу заблестели глазки!
Отгадайте, кто сейчас
Здесь появится у нас?
Формой он похож на мяч,
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол,
И от бабушки ушел.
У него румяный бок,
Кто же это?.....
Дети совместно с воспитателем: Колобок!
Воспитатель: Молодцы! А вот и он. И занятие у нас с вами будет по сказке?
Дети совместно с воспитателем: Колобок!
3. Основная часть
Воспитатель:
Вышло солнце из-за тучки,
Осветило лес дремучий,
На опушке леса дом,
Кто живет в нем?
(Воспитатель показывает дедушку.)
Детисовместно с воспитателем: Дедушка!
Воспитатель: Кто это? (Показывает бабушку.)
Детисовместно с воспитателем: Бабушка!
Воспитатель: Попросил дедушка бабушку испечь колобок.
Физ. минутка:
За горами, за лесами,(Поднимите руки вверх, соедините над головой, а потом, опуская их в стороны.)
За широкими морями (Выпрямите руки перед собой, соедините кисти, затем плавно разведите в стороны)
Жили дед и баба ,(«Дед» — покажите воображаемую бороду, «баба» — наденьте воображаемый платочек на голову и завяжите его под подбородком.)
Тимофей да Капа.«Как же, как же,Как нам быть?(Положите ладони на щеки и покачайте головой из стороны в сторону.)
Где муки на хлеб добыть?Надо нам совсем чуток — (Покажите пальцами «чуть — чуть».)
Испекли бы колобок!(Пальчики соединить, показать шарик.)
Воспитатель: Испекла бабушка колобок. Ребята, посмотрите, колобок круглый. Потрогайте колобок.Вот какой колобок круглый-круглый.(Дети обследуют колобок.)
И покатился колобокпо лесной дорожке. (Воспитатель прокатывает колобок по дорожке, обращает внимание детей на то, что: колобок круглый катится.)
Круглый колобок катится, катится.(Воспитатель предлагает одному из детей самостоятельно перекатить колобка.Ребенок катит колобок.)
Катится колобок, а навстречу ему Зайка. Зайка добрый, пушистый, он хочет поиграть с колобком.
Пальчиковая игра «Приходили зайцы» (О. Емельяновой)
Приходили зайцы, зайцы – побегайцы!
(Рука сжата в кулачок,
только два пальца вверх, поворачивая руки в разные стороны.)
Кланялись нам зайцы, зайцы – побегайцы! (Руки
кланяются касаясь.)
Мы погладим зайцев, зайцев – побегайцев!
(Рукой погладить тыльную сторону ладони.)
Испечём для зайцев круглых каравайцев! (Указательным
пальцем руки водить кругами по ладони другой.)
Воспитатель: Кто-то зайку испугал, Зайка прыг и убежал.
А круглый колобок покатился дальше.(Воспитатель предлагает одному из детей самостоятельно перекатить колобка.Ребенок катит колобок.)
Вот как катится колобок круглый и повстречал волка, который любит рисовать.Волк хочет порисовать с колобком.
Ребята, а давайте мы с вами тоже порисуем, поможем колобку. Рисовать будем круглый колобок.Вот какой. (воспитатель показывает колобок.)
Вот как мы будем рисовать пальчиком круглый колобок.
(Показ воспитателем.)
(Дети рисуют, воспитатель помогает каждому ребенку, в ходе рисования хвалить детей и обращать внимание какой красивый, круглый колобок они нарисовали.)
Воспитатель: Волк остался довольный и ушел в лес. А колобок покатился дальше.
Вот как катится колобок круглый.(Воспитатель предлагает одному из детей самостоятельно перекатить колобка.Ребенок катит колобок.)
И повстречал колобок Мишку.Миша большой, косолапый тоже хочет поиграть с колобком.
Физ. минутка:
По амбарам пометем,по сусекам поскребем.(Покажите, как метут пол веником,поскребите ноготками.)
Небольшой у нас роток —(Возьмитесь пальцами за губы.)
Соберем на колобок. (Поднимите руку вверх имахните ею вниз — «Эх!»)
Наскребли и замесили,(Поднимите одну ладонь над другой и резкосоедините ладони,затем поменяйте положение рук.)
Сахар в тесто положили,(Покажите, как сыплют сахар щепоткой.)
И слезинкой посолили
Потом в печку посадили.
Славный вышел колобок,(Пальчики соединить, показать шарик.)
Остывать на полку лег. (Руки сложите ладонями,положите их под щечку — «колобок» спит.)
Воспитатель: Мишка поиграл с колобком и ушел в лес.
А Колобок покатился дальше Колобок круглый, он катится. Вот как колобок катится. (Воспитатель предлагает одному из детей самостоятельно перекатить колобка.Ребенок катит колобок.)
А, кто это прячется за деревом?
Дет совместно с воспитателем: Лиса!
Воспитатель: Лисичка хитрая, она хочет съесть колобка. Спрячем колобка?
Колобок круглый покатился и спрятался в травке. (Воспитатель прячет колобка в ладошках у ребенка.)
Лиса бегает, ищет колобка и нигде не может найти, (воспитатель с игрушкой ищет по группе колобка)
Не нашла лиса колобка и убежала в лес.
А, колобок обрадовался и говорит «Спасибо» ребятам за то, что вы спасли его от лисы. Колобок еще бы с вами поиграл, но ему пора отправляться к дедушке и бабушке.(Ребята прощаются с колобком и гостями.)
4. Итог занятия. Рефлексия
Воспитатель:
- Ребята, что мы с вами делали на занятии?
- Сказочку вспомнили про Колобка.
-Рисовали Колобка, играли.
- Вам понравилось?
- Кому понравилось поднимите большой пальчик вверх.
- А кому не понравилось опустите большой пальчик вниз
- Похлопаем друг другу ребятки!
САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ
Данное занятие по адаптированной дополнительной общеразвивающей программе «Читайка»
Тема занятия: по мотивам русской народной сказки«Колобок»
Цель занятия: способствовать обогащению познавательного и игрового опыта детей с интеллектуальной недостаточностью.
Задачизанятия:
Образовательные:
- формировать умение слушать речь взрослого и понимать содержание в соответствии с ним;
- учить координировать свои действия с речью и действиями педагога.
Воспитательные:
- воспитывать у детей желание взаимодействовать с педагогом, подражать его действиям;
- воспитывать любовь к фольклору;
Развивающие:
- стимулировать развитие психических процессов (восприятие, внимание,
память, наблюдательность);
- развивать коммуникативную деятельность, эмоционально – волевую сферу и умение контролировать произвольную деятельность;
- способствовать снятию психологического напряжения (создать у детей радостное настроение);
‑развивать слуховое и зрительное внимание, тактильно‑двигательное
восприятие, общую и мелкую моторику.
В результате проведенного занятия я предполагала получить следующие результаты: внимательно слушать педагога; желание детей
взаимодействовать с ним, подражать его действиям; эмоционально-положительное настроение детей.
Тип занятия:занятие формирования умений и навыков.
Оно включало в себя 4 этапа: организационный момент - представлен в форме беседы педагога с детьми и общения со зрителями; введение в тему занятия, где идет представление главных героев сказки «Колобок», что стимулирует зрительное и слуховое внимание; в основной части темы представлена творческая работа в сочетании с пальчиковой
гимнастики. Широко используются разнообразные способы активизации психических процессов: художественное слово, визуализированные
образы, специальная игра на мелкую моторику и развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления; подведение итога, рефлексия.
Основные этапы занятия выдержаны в логической последовательности. Все части занятия объединены единым сюжетом. В занятии присутствует игровая мотивация, обеспечены речевая и двигательная активность, даются четкие инструкции.
При проведении занятия я использовала современные образовательные технологии опираясь на требования ФГОС О УО(ИН): коррекционно-развивающие технологии, здоровье сберегающие технологии и игровые технологии - использовала на всех этапах занятия .
Чтобы добиться цели занятия, я подобрала содержание занятия, задания соответствующие возрасту и особенностям интеллектуальной, эмоционально – волевой и произвольной сферы, личностным характеристикам детей группы с интеллектуальной недостаточностью.
Материал оказался интересным для детей.
В ходе занятия была организована подгрупповая работа учащихся.
Наиболее эффективной оказался индивидуальная работа (Пальчиковая гимнастика), потому что уделялось время и внимание конкретно каждому ребенку.
Соотношение деятельности педагог-ученик соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении в осуществление обратной связи.
На занятии мною использовались следующие средства обучения: наглядный материал (Кукольный театр «Колобок», манная крупа) и различные источники информации.
Темп занятия умеренный, исходя из возможностей группы.
Распределение времени было рациональное.
Мне удалось уложиться по времени.
Однако не обошлось и без трудностей. Нет речевой активности вследствие общего недоразвития речи системного характера.
Проблематично также и управление произвольностью поведения во время занятия, что никак не гарантирует занятие от разных неожиданных ситуаций.
Меня порадовали все дети, потому что проявляли желания взаимодействовать с педагогом.
Результаты занятия совпадают с целью занятия. Я полагаю, что эффективность занятия по сказке «Колобок» прослеживается на протяжении всего занятия, что подтверждают положительные эмоции детей и стремление к подражанию действиям педагога, а так же адекватность поведения.
В целом занятие прошло успешно, поставленные цель и задачи достигнуты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.