Дата:
Класс: специальный «В» (2 подгруппа)
Тема занятия: «Снова к нам пришла зима».
Цели: 1. Продолжить формировать целенаправленные действия с бумагой.
2. Закрепить представления о зиме и ее признаках.
3. Продолжить формировать жизненно-важные компетенции у обучающихся с ТМНР.
Задачи.
Обучающие:
- Формировать практические навыки работы с бумагой (дуть на нее, мять, рвать, разглаживать);
- Учить делать объемный снежок из бумаги и играть с ним;
- Закрепить представление о зиме, представление об основных геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал);
- Формировать умение следовать определенному порядку действий при выполнении заданий.
Коррекционные:
- Развивать мелкую и общую моторику кистей рук;
- Развивать зрительное, слуховое восприятие, тактильные ощущения;
- Развивать двигательные навыки и координацию движений;
- Развивать вербальные и невербальные коммуникативные навыки, навыки альтернативной коммуникации;
- Развивать навыки личной безопасности при работе с клеем.
Воспитательные:
- Развивать активность и самостоятельность;
- Формировать положительное отношение обучающихся к занятиям, интерес к самостоятельной работе.
Материалы и оборудование:
1. Карточки для выполнения подражательных действий, колокольчики (2 шт.);
2. Тренажер для дыхательного упражнения «Снежинки» (2 шт.);
3. Пиктограммы для обозначения видов деятельности на занятии (глаголы: дуть, рвать, показывать, собирать, делать разминку, клеить);
4. Листы бумаги, вата, корзина для снежков;
5. Технические средства коммуникации (гоу ток 4+, АТ6);
6. Игра «Найди пару», игра «Подбери по тени», игра «Укрась рукавичку по образцу»;
7. Музыкальная физминутка Е. Железновой «Мороз», колонка;
8. Образец и шаблоны для выполнения обрывной аппликации из бумаги «Снег»;
9. Памятка по технике безопасности при работе с клеем (бумажная и интерактивная), клеенки на стол, влажные салфетки, баночка под мусор.
Ход занятия.
1. Вхождение в занятие. Выполнение подражательных действий со сменой вида движений.
Здравствуй, Алена! Здравствуй, Артемий! Поиграем? Попробуйте повторить за мной (педагог показывает упражнение, дети повторяют, выполняем 2 раза)
Продолжаем игру! Попробуйте повторить движения. (Выполняют движения, указанные в карточке, по 2 раза)
Молодцы!
А теперь движения с колокольчиком. (Сначала по карточке (2 раза), потом карточка убирается, выполняют то же самое по словесной инструкции).
|
|
|
|
А теперь сами. Я говорю, а вы делаете.
ХЛОП – ДЗИНЬ – ХЛОП – ДЗИНЬ.
2. Молодцы, ребята! А теперь нам с вами необходимо проговорить, чем вы будете заниматься сегодня на занятии.
(Работа с расписанием (планом занятия). Для этой части занятия используется отдельно пиктограмма «Я (я буду)» и гоу ток)
Я буду дуть (делать дыхательную гимнастику), рвать (бумагу),
показывать (картинки, геометрические фигуры), собирать (картинки), делать
разминку, клеить.
3. Дыхательная гимнастика «Снежинки»
Наступила
зима, выпал первый снег, а в небе закружились снежинки. Вот и я для вас
принесла снежинки. (палочка со снежинками на нитках, одна с большими, другая
– с маленькими). Посмотрите, какие они красивые! Алена тебе нравятся эти
снежинки? Артемий, а тебе нравятся снежинки? Алена, покажи, где большие
снежинки? А где маленькие снежинки? Артемий, где большие снежинки? А где
маленькие снежинки? Сейчас вы будете дуть на снежки. Алена, подуй на большие
снежинки. Артемий, подуй на маленькие снежинки. (Потом наоборот)
Ребята, а на бумагу можно дуть? А давайте проверим! Алена, Артемий, подуйте на лист бумаги! Молодцы. А сейчас мы с вами посмотрим что еще можно делать с бумагой. Будем выполнять упражнения.
4. Работа с бумагой (взаимосвязь с занятиями дефектолога, предметно-практические действия)
Задания на закрепление уже имеющихся навыков работы с бумагой.
Упражнение 1. Смять
бумагу (маленькую) одной рукой, потом другой рукой, выбросить в банку.
Упражнение 2. Смять большой кусок бумаги, двумя руками, комок бумаги положить в коробку.
Упражнение 3. Расположить бумагу прямоугольной формы на столе перед собой. Придерживая бумагу левой рукой, правой рукой оторвать полоску бумаги. Повторять так, пока не закончится бумага.
Упражнение 4. Взять оторванную полоску бумаги и нарвать из нее (по показу, по образцу) бумажные прямоугольники. Складывать прямоугольники в отдельные емкости
Упражнение 5. Распрямить бумагу, разглаживая ее ладонью к себе и от себя, придерживая на столе другой рукой.
Упражнение 6. А еще при помощи бумаги и ваты можно сделать снежок. Делаем снежок (6 штук, по показу, по образцу). Внутрь разглаженной бумаги положить кусок ваты, завернуть вату, формируя «снежок» двумя руками.
А что можно делать со снежками? Конечно, их можно бросать, кидать!
Сейчас мы с вами будем бросать снежки в корзину!
Молодцы!
5. Время года «Зима». Закрепление понятий: зима, снег, снежинка, снеговик.
(Для
этой части занятия используется гоу ток 4+, чтобы активизировать
коммуникативную деятельность, так же перед ребенком лежат большие картинки,
такие же как на поле гоу тока).
Время
года у нас – Зима. Давайте вспомним, что мы уже знаем о зиме. Нажми на картинку
и послушай и повтори.
Ребенок нажимает на картинки на гоу токе, слышит их название, повторяет.
Хорошо. А теперь, Поиграем в игру «Найди пару»
Алена, нажми на любую картинку. Найди такую же среди картинок перед тобой. Что ты нашла? Что это?
Артемий, нажми на любую картинку. Найди такую же среди картинок перед тобой. Что ты нашла? Что это?
Молодцы!
Алена, открой свой конверт. Артемий, открой свой конверт. Что там внутри? Алена, посмотри, перед тобой не цветные картинки и половинки цветных картинок. Подбери каждой не цветной картинке цветные половинки.
Артемий, посмотри, перед тобой не цветные картинки и половинки цветных картинок. Подбери каждой не цветной картинке цветные половинки.
Ребенок собирает пазл на липучках на не цветной картинке.
Алена, что у тебя получилось?
Артемий, что у тебя получилось?
Педагог указывает на собранную картинку, ребенок нажимает на гоу токе соответствующую картинку, проговаривает.
(Поменять на гоу токе карточку, переключить на уровень 2)
Зимой холодно и часто мерзнут руки. Чтобы руки не мерзли, надо надевать рукавички. Приготовьте ваши ручки, повторяйте за мной.
6. Пальчиковая гимнастика «Рукавички»
Рукавички новые, Сжимают и разжимают пальцы.
Теплые, пуховые.
Мне их бабушка связала, Делают движения, словно вяжут.
Подарила и сказала:
«Вот теперь у внучки Сжимают и разжимают пальцы.
Не озябнут ручки».
7.
Закрепление навыка различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник,
овал.
(Для этой части понадобится гоу ток 4+)
Посмотрите, я принесла для вас рукавички.
Алена, посмотри, на одной рукавичке есть узор, на другой – нет. Сделай эти рукавицы одинаковыми. Составь на второй рукавице такой же узор, как на первой.
Артемий, посмотри, на одной рукавичке есть узор, на другой – нет. Сделай эти рукавицы одинаковыми. Составь на второй рукавице такой же узор, как на первой.
Перед ребенком набор геометрических фигур на липучках. Составляет узор.
Алена,
из каких геометрических фигур состоит твой узор на рукавичке.
Артемий, из каких геометрических фигур состоит твой узор на рукавичке. Педагог показывает на рукавице геометрическую фигуру, ребенок на гоу токе находит и нажимает соответствующую фигуру, проговаривает ее название.
8. Физминутка «Мороз»
Пора сделать разминку, отдохнуть. Выходите из за парты.
9. Продуктивная деятельность «Снег»
(Для этого этапа занятия используются
обрывки бумаги, которые остались после работы с бумагой в начале занятия)
Алена, Артемий, посмотрите на мою картинку. Это зима. Посмотрите, это снег. Я сделала его из бумаги. А теперь посмотрите на свои картинки. Алена, у тебя есть на картинке снег из бумаги? Артемий, а у тебя есть снег из бумаги? Надо сделать? (достать баночки с кусочками бумаги).
Давайте возьмём кусочки бумаги, которые вы нарвали в начале занятия и сделаем из них снег на картинке. Что нам понадобится? Клей (достать клей), и клеенка, чтобы не испачкать стол (достать клеенки).
Но прежде, чем вы начнете работу, давайте вспомним, как правильно обращаться с клеем. (достать памятку и гоу ток)
Давайте проговорим правила:
Не бери клей в рот
Не мажь клеем глаза
Не мажь клеем нос
Закрой клей после работы.
Вытри руки после работы
Соблюдай чистоту
Дети по очереди нажимают правила на гоу токе,
повторяют.
Приступаем к работе. Посмотрите, как это делаю я.
Педагог берет 1 кусочек бумаги, кладет его, намазывает клеем и прикрепляет к картинке, там, где по замыслу, должен быть снег.
А теперь ты.
(достать влажные салфетки, помогать)
10. Завершение занятия.
Какая красивая картина у вас получилась! Алена, тебе нравится? Принесешь ее в подарок маме? Артемий, тебе нравится? Принесешь ее в подарок маме? Вы молодцы.
Занятие закончено.
Пока!
Приложение 1
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.