Конспект занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на тему: Мебель. В комнате у Маши и Оли.
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Конспект занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на тему: Мебель. В комнате у Маши и Оли.

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
docx
15.01.2020
Конспект логопедического занятия с фотографиями использованного наглядного материала

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

мебель.docx

 КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по формированию лексико-грамматической стороны речи

у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

         Тема: МЕБЕЛЬ. В комнате у Маши и Оли.

 

Цель: формировать лексико-грамматический строй речи у детей

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- учить составлять описательный рассказ о предметах мебели с опорой на схему;

- формировать навыки употребления предлогов в предложениях;

Коррекционно-развивающие:

- упражнять в словообразовании: существительных множественного числа и с уменьшительно-ласкательным значением, относительных прилагательных

- развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, память, навыки пространственной ориентировки;

- активизировать словарь по теме «Мебель»

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к предметам мебели;

- учить выслушивать ответы друг друга, самостоятельно выполнять задание.

Оборудование: доска, фигурки детей, фигурки мебели и игрушек (мишка, мяч), дидактическое пособие «Мебельный магазин», мяч, мнемотаблица для составления описательного рассказа.

Ход:

I.                   Вводная часть

- Ребята, поздоровайтесь с гостями, которые пришли к нам сегодня на занятие.

Давайте поиграем в игру «Всё мы можем показать»

Садитесь за столы. У меня для вас задачка. Посмотрите на ряды предметов. В каждом ряду нужно найти лишний предмет и объяснить, почему он не подходит к этой группе предметов. Отвечать нужно полным предложением.

1) шапка, носки, шкаф, шуба

2) свёкла, стул, помидор, фасоль

3) яблоко, лимон, кровать, банан

4) полка, кукла, машинка, мяч

- Давайте перечислим, предметы, которые мы выделили. Как одним словом все эти предметы называются? Правильно, это мебель. Как вы  думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить? Правильно, поговорим о мебели: о том, что мебель различается по внешнему виду, величине, материалам, из которых она сделана. А скажите мне, пожалуйста, для чего нам нужна мебель? А что было бы, если бы у нас не было мебели? Значит, мебель нам нужна для удобства в жизни, для красоты, для уюта. Без мебели неудобно спать, есть, писать и читать, складывать различные предметы одежды, посуды.

Сегодня в свою комнату нас приглашают две сестрёнки Маша и Маленькая Оля (логопед выкладывает на доску фигурки девочек) , знакомьтесь.

II.                Основная часть

1.      Закрепление названий предметов мебели

- Скажите, Оля стоит справа или слева? А как вы узнали? Правильно. Девочки пригласили нас в свою комнату, где много разной мебели. Я буду выкладывать предметы мебели, а вы называйте (дети перечисляют предметы мебели, которые выкладывает логопед). А теперь назовите мебель, которой нет в комнате Маши и Оли, которая стоит в других комнатах их дома (дети по цепочке перечисляют мебель, которую они запомнили из предыдущих занятий).

2. Активизация глагольного словаря

- Скажите, что делают за письменным столом?

- Что делают за кухонным столом?

- Для чего нужен диван?

- Для чего нужен платяной шкаф?

- Для чего нужен книжный шкаф?

- Для чего нужна кровать?

3. Упражнение в употреблении предлогов

- Маленькая Оля любит играть с игрушечным мишкой. Только она его постоянно теряет. Давайте поможем Оленьке найти мишутку. (логопед передвигает фигурку медвежонка по доске под стол, на кровать, за шкаф и т.п., а дети отвечают где он лежит «Мишка лежит на кровати», «Мишка упал под кровать» и т.п.

А Маша любит играть мячиком. Он у неё тоже всегда укатывается. Маше тоже нужно помочь. (аналогично дети составляют предложения со словом мяч. Можно вызывать некоторых детей и предлагать выложить мяч в заданное место)

4. Закрепление навыков словообразования

- Мы тоже любим играть с мячом.

1) Я буду давать вам мяч, называя предмет мебели. А вы мне возвращайте много мебели, например: полка – полки.

2) Я буду давать вам мяч, называя предмет мебели. А вы возвращайте мяч, называя мебель ласково, например: полка – полочка.

5) Ориентировка в пространстве, закрепление понятий «слева-справа»

- Вы сказали, что Оля стоит справа, это её сторона комнаты. Назовите мебель, которая находится справа по отношению к вам. Правильно, а теперь предметы мебели, которые находятся слева. Давайте немного отдохнём и споём песенку про «Лево и право»

6) Динамическая пауза

Песня «Лево-право» (серия обучающих мультиков «Синий трактор»)

(пока дети поют, логопед выставляет картинку сломанного стула на доску, а картинку с целым стулом убирает)

7) Беседа с детьми. Упражнение в образовании относительных прилагательных.

- Маша и Оля вместе с нами развеселились и разбаловались, что не заметили, как напроказничали. Посмотрите внимательно, что у них случилось? Да, в их комнате появился сломанный стульчик. Вы не знаете, кто его сломал? (ответы детей) А почему вообще портится и ломается мебель? (дети отвечают, а логопед дополнительными вопросами подводит к пониманию того, что мебель сама себя не ломает и как правило она портится от неправильного пользования ею) Скажите, сломанная мебель это приятно?  Как же мы можем помочь нашим новым друзьям? (ответы детей) Давайте сходим за новым стулом в продуктовый магазин? Нет? А в каком магазине продают мебель? Правильно, в мебельном магазине. Давайте посмотрим, какую мебель можно купить в мебельном магазине. (перед детьми выставляются картинки с  предметами мебели различных фактур, размеров, материала).

- Сколько разных видов мебели продают в магазине! Давайте рассмотрим. Мебель отличатся по цветам, по размерам и даже по материалам, из которых изготавливается.

Если кровать сделана из железа - …. то она какая?....

Шкаф из дерева - …

Обивка дивана из кожи, значит он - …

Бывает даже мебель из соломы, она - ….

Дверцы шкафа из стекла – они …

этажерка из пластмассы - …

8. Упражнение в составлении описательного рассказа с опорой на схему

- Вот мы и пришли в зал, где предлагаются стулья. Давайте выберем стульчик для Оленьки. Какой у неё был стульчик? Давайте составим описание стульчика, которое мы скажем продавцу.  Нужно будет рассказать о размере стула, о материале, из которого он сделан, о цвете и назначении.

Примерный рассказ: У Оли был маленький стульчик желтого цвета, деревянный, гладкий. Оле он нужен для того, чтобы сидеть за столом.

А какие стулья вы видите в магазине (логопед помогает детям составить рассказы о других стульях, изображенных на картинках).

9. Работа на карточках

- Мы вернулись из магазина и принесли Оле стульчик. Предложите Оленьке сесть за стол и позаниматься.

Ребята, я приготовила для вас карточки, посмотрите на них. Сейчас нужно будет внимательно меня слушать и самостоятельно выполнять задания. Возьмите карандаш.

Нарисуйте на столе вазу.

В шкафу нарисуйте книгу.

Под креслом мячик.

Слева от стула нарисуйте кошку.

Придумайте, что можно нарисовать на диване?

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1662426/f75a0450-5ebb-4813-a832-9794e770b91a/s1200

III. Заключительная часть

- Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили? В какие игры играли? Вы правильно отвечали, выполняли задания, вы запомнили много различных предметов мебели и знаете, для чего они предназначены.  

- Дайте Маше и Оле советы, что нужно делать, чтобы мебель в их комнате не портилась и всегда была  чистая, целая. (ответы детей)

- Я хочу вас отметить такими весёлыми смайликами, потому что мне было очень интересно и увлекательно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

скачать по прямой ссылке