Конспект занятия по грамоте в подготовительной школе группе с ТНР
Оценка 4.6

Конспект занятия по грамоте в подготовительной школе группе с ТНР

Оценка 4.6
Контроль знаний
docx
дефектология
5 кл—7 кл
19.09.2021
Конспект занятия по грамоте в подготовительной школе группе с ТНР
Итоговое занятие по развитию речи и грамоте в подготовительной группе.docx

Конспект НОД итогового логопедического занятия. «Морское путешествие на корабле «Знаний».

Провела: Лищенко Т.В.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа с ТНР.

Количество детей: 9 детей

Время проведения: 35мин.

Тема НОД интегрированное занятие по грамоте: «Морское путешествие на корабле «Знаний».

  Цель: в увлекательной форме путешествия повторить и обобщить знания детей по темам: состав предложения; антонимы; положение звука в слове; счет слогов; однокоренные слова; развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать и корректировать внимание, память, мышление. Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.

  Задачи:

Коррекционно-образовательные:

 Активизация глагольного, предметного словаря и словаря признаков.

 Умение составлять графические предложения.

 Согласование числительных с существительным.

Коррекционно-развивающие:

  Развитие мелкой моторики.

  Развитие слухового внимания.

  Развитие звуко-буквенного анализа слов.

  Развитие логического мышления.

 Коррекционно-воспитательные:

Формирование  навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности

Формирование навыков самоконтроля

Вид деятельности: двигательная, коммуникативная, игровая, познавательная.

Рабочее пространство: партнерская форма

Форма организация детей: групповая

Интеграция образовательных областей:  познание, коммуникация

Методы и педагогические приёмы: организационный момент, игровой момент, словесный момент, практический момент, наглядный.

Предварительная работа: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, беседа на тему «Животные Севера», «Животные Жарких стран», «Домашние животные», «Фрукты», «Обувь» и т.д., рассматривание картин, иллюстраций, проведение игр на развитие логического мышления и игр на развитие лексико-грамматического строя речи.

Оборудование и материалы:

 сундук Морского Царя, волны с заданиями, карточки для индивидуальной работы, сундук с сокровищами, аудиозапись Морского Царя и Королевы Знаний.

Ожидаемый результат: дети четко произносят звуки, умеет правильно выполнять артикуляционную гимнастику, владеют чувством самоконтроля, четко произносят скороговорки, ответы полными предложениями, разгадывание ребусов.

Содержание НОД:

1 этап –Мотивационно-ориентировочный

 

Логопед: Гости дорогие

                 Важные такие

                 В группе здесь у нас сидят

                 Строго так на всех глядят…

Вглядитесь в лица наших гостей, попробуйте подобрать слова – признаки для определения выражения их лиц (какие они?)

Дети: Спокойные, добрые, радостные…

Логопед: И не строго, а с улыбкой

                 Очень тёплой и простой

                 Мы гостей встречаем с вами

                 Чем ответим?....Добротой!

Как приятно встречать гостей! Правда ребята? Но наверное, так же приятно ходить в гости.

Ребята, скоро вы пойдете в школу и будете вспоминать наш детский сад, своих друзей, наши игры, занятия, праздники,  прогулки. А сегодня мы с вами отправимся в путешествие на корабле к «Королеве - Знаний».  Вы знаете, на днях она прислала мне грустное  смс-сообщение. Она спросила: «Есть ли у меня умные, воспитанные, готовые прийти на помощь ребята?» У неё в королевстве был мальчик Пиши-читай и Девочка-Клеточка, которые не могут ни писать, ни читать. Она хотела их всему научить , но их похитил Морской Царь. Она очень ждёт нас в гости, чтоб мы помогли ей.

Ну что ребята, поможем? В этом путешествии мы с вами проверим свои знания, умения, ловкость, Вы готовы?

Дети: Да!

 

2 этап – проектировочный

 

Логопед: Можно занять места на корабле и поднять якорь. Сегодня я ваш капитан. Расправили ручки  - изображаем волны, шум волны «ш-ш-ш» . Поплыли!

Дети: ш-ш-ш…

( слышен  грохот, шум моря, громкий смех…

Из-за большой волны появился сундук с бутылкой, а в ней флэшка(послание от Морского Царя)(включается аудиозапись)

«Ха-Ха-Ха    Я, Морской Царь, я великий государь владею морями, океанами, у меня есть ВСЁ, что захочу. Я узнал, что вы решили помочь Королеве-Знаний и вернуть Мальчика Пиши-Читай и Девочку-клеточку, ха-ха-ха, ни кого не освобожу и пощады не ждите, накрою волной ваш корабль, но если вы умные детки, то справитесь с моими мокрыми заданиями. Готовы? Ха-ха-ха»

 

 

 

3 этап- практический

1 волна:

Логопед: А вот ребята и первая волна и первое задание от Морского Царя.

- Из чего состоит наша речь?   ( Б-С-С-П-Р)

Дети: Буква, слог, слово, предложение, рассказ.

Логопед: Что такое буква? ( это то, что мы видим, пишем и читаем)

                 Что такое звук? ( это то, что мы слышим, произносим)

                 Какие бывают звуки? ( гласные, согласные, твёрдые, мягкие, глухие, звонкие)

                 Какие бывают слова? (короткие длинные)

- Назовите короткие слова по схеме.

 


               

                                                  (кот, мак, дом, ком, нос, зуб, рот, сок, дуб, ток…)

 

 

 

                                                 (лес, лис, мел, час, миг, лев, кит…)

                                    

- Назовите длинные  слова по схеме.

 

 


                                                                                       ( корова, молоко, машина….)

 

 

 


                                                                         (ведро, ветка, чашка, весна, зебра, лента)

 

Молодцы! Справились с первой волной.

 

 

 

 

 

 

 

2 волна:

Логопед:  Мне нужен матрос, который быстро и правильно сосчитает:

Одна морская рыбка, две., пять…

Одно глубокое море, два…, пять..

Один корабль, два ….пять…

 

- Для того , что бы быстро и правильно отвечали, для этого у нас должна быть чёткая и внятная речь. Встали и вышли на палубу.

Дети: «Правило речи»

Что бы речь была понятна,

Говорить всё нужно внятно –

Не картавить, не свистеть

И, конечно, не шипеть.

Чтобы  раз-го-ва-ри-вать,

Нужно  вы-го-ва-ри-вать

И для лучшей тренировки

Разучить ско-ро-го-вор-ки.

(каждый ребёнок при помощи Мнемодорожек проговаривает скороговорку)

Логопед:  Молодцы ребята !

 

3 волна:

«Скажи наоборот» (вспоминаем антонимы)

Глубоко – мелко

Быстрая – медленная

Крупная – мелкая

 

- Исправь ошибку: «Злая крокодил, полосатое зебра, медленная слон, зелёные попугай» (выставлены картинки)

- Назовите животных одним словом. ( животные жарких стран)

Логопед:  У вас на столах есть конверты с цифрой 3, в нём картинки, прочитайте слова и соотнесите нужное слово в свой домик.(выходят к доске и селят внужныйдомик)

ОН

ОНА

ОНИ

ОНО

волк

свинья

сливы

перо

заяц

коза

бананы

гнездо

Белый медведь

корова

яблоки

дерево

медведь

синица

сапоги

ухо

 

Логопед: В каждом домике есть лишняя картинка, назови её, объясните «Почему?» и назови остальные – одним словом.    

                                                                                                         Молодцы!

 

 

4 волна:

Логопед: Возьмите конверт с цифрой 4:  (картинка-пазл), составь слово.

-Сколько слогов в слове?(дети хлопая в ладоши, считают количество слогов)

-А как можно сосчитать слоги , не хлопая?

Дети: Сколько в слове гласных, столько в слове и слогов.

Логопед: Придумайте  с этим словом  предложение , выложить схему предложения.

 

 

Молодцы!

5 волна:  «Гимнастика для глаз»

 

Логопед: Ребята, замрите.

Мы продолжаем плыть по морю (звучит тихая музыка морского прибоя) , не поворачивая головы, посмотрите на лево, на право. Поднимите глазки вверх и посмотрите на облака. Поставьте перед собой пальчик, приближается, удаляется от нас. Посмотрите в свои бинокли (кулачки сжали) ( на доске появляется лента из слов)

-Ребята, посмотрите, появились слова. Давайте их прочитаем.

ЗАЙКА - ЛАЙКА - ЧАЙКА- БАЙКА - МАЙКА

- Чем отличаются эти слова?

Дети: Эти слова отличаются друг от друга первым звуком.

Физминутка.

Логопед: Все мы любим играть, давайте поиграем.

«Я играю на гармошке» (речь с движением)

Я играю на гармошке

Громко хлопаю в ладошки.

Наши ручки хлоп – хлоп – хлоп

Наши ножки топ - топ – топ.

Ручки к верху поднимаем

Отдыхаем, отдыхаем…

 

- Поплыли дальше ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш

-Давайте с вами вспомним, какое время года у нас сейчас?

Дети: Весна.

Логопед: Назовите признаки весны.

Дети: Тепло, светло, распускаются листочки и т.д.

Логопед: Какое время года наступит после весны?

Дети: Лето.

Логопед: А после лета?

Дети: Осень.

Логопед: А вот интересно, что будет осенью? Что произойдёт с нашими детьми? Предлагаю разгадать ребус и узнать куда они пойдут?

Ребус.

ШП-П+КО+ЛАМ-М   (ШКОЛА)

-Звуковой анализ этого слова.

-Сколько звуков? Сколько гласных, согласных?

 

 

Игра: «1.2.3 – слово собери»

(детям раздаются буквы, остальные ребята, хлопая в ладоши говорят, 1,2,3 –слово собери, дети с буквами бегают в рассыпную , как только услышали слова «слово собери» должны встать правильно, чтоб получилось слова ШКОЛА.)

Логопед: Правильно ребята, вы пойдете в школу.

 

Молодцы!

6 волна:

Логопед:  Поплыли дальше ш-ш-ш-ш-ш-ш

Ну  вот ребята, мы с вами проплываем последнюю волну. Последнее задание от Морского Царя.

«Составь предложение»

( на доске лента из картинок, нужно составить предложение по первым буквам из этих слов)

Картинки:

 Яблоко           Иголка,Дом,Удочка       Варежки           Шкаф,Кот,Облако,Лук,Улитка.

( Я иду в школу.)   

   Молодцы!

 

4 этап- рефлексивно-оценочный

Логопед:  Действительно вы сегодня были молодцы , не побоялись трудностей.  (звонит телефон)

Королева Знаний:

Алло , дорогие ребята! Я  Королева –Знаний. Звоню, чтоб сказать Вам большое спасибо. Мой мальчик «Пиши-читай» и девочка «Клеточка» вернулись домой. Я вам оооочень благодарна. Вы самые умные и смелые ребята. До свиданья!

Логопед:   Нам пора возвращаться в детский сад.

Поплыли ш-ш-ш-ш-ш-ш беру курс на детский сад.   (звучит музыка – шум моря)

Награждение. (блокноты от Королевы-Знаний)


 

Конспект НОД итогового логопедического занятия

Конспект НОД итогового логопедического занятия

Содержание НОД: 1 этап –Мотивационно-ориентировочный

Содержание НОД: 1 этап –Мотивационно-ориентировочный

Логопед : А вот ребята и первая волна и первое задание от

Логопед : А вот ребята и первая волна и первое задание от

Для того , что бы быстро и правильно отвечали, для этого у нас должна быть чёткая и внятная речь

Для того , что бы быстро и правильно отвечали, для этого у нас должна быть чёткая и внятная речь

Логопед: Придумайте с этим словом предложение , выложить схему предложения

Логопед: Придумайте с этим словом предложение , выложить схему предложения

Игра: «1.2.3 – слово собери» (детям раздаются буквы, остальные ребята, хлопая в ладоши говорят, 1,2,3 –слово собери, дети с буквами бегают в рассыпную , как…

Игра: «1.2.3 – слово собери» (детям раздаются буквы, остальные ребята, хлопая в ладоши говорят, 1,2,3 –слово собери, дети с буквами бегают в рассыпную , как…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.09.2021