Конспект НОД итогового логопедического занятия. «Морское путешествие на корабле «Знаний».
Провела: Лищенко Т.В.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа с ТНР.
Количество детей: 9 детей
Время проведения: 35мин.
Тема НОД интегрированное занятие по грамоте: «Морское путешествие на корабле «Знаний».
Цель: в увлекательной форме путешествия повторить и обобщить знания детей по темам: состав предложения; антонимы; положение звука в слове; счет слогов; однокоренные слова; развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать и корректировать внимание, память, мышление. Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Активизация глагольного, предметного словаря и словаря признаков.
Умение составлять графические предложения.
Согласование числительных с существительным.
Коррекционно-развивающие:
Развитие мелкой моторики.
Развитие слухового внимания.
Развитие звуко-буквенного анализа слов.
Развитие логического мышления.
Коррекционно-воспитательные:
Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности
Формирование навыков самоконтроля
Вид деятельности: двигательная, коммуникативная, игровая, познавательная.
Рабочее пространство: партнерская форма
Форма организация детей: групповая
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация
Методы и педагогические приёмы: организационный момент, игровой момент, словесный момент, практический момент, наглядный.
Предварительная работа: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, беседа на тему «Животные Севера», «Животные Жарких стран», «Домашние животные», «Фрукты», «Обувь» и т.д., рассматривание картин, иллюстраций, проведение игр на развитие логического мышления и игр на развитие лексико-грамматического строя речи.
Оборудование и материалы:
сундук Морского Царя, волны с заданиями, карточки для индивидуальной работы, сундук с сокровищами, аудиозапись Морского Царя и Королевы Знаний.
Ожидаемый результат: дети четко произносят звуки, умеет правильно выполнять артикуляционную гимнастику, владеют чувством самоконтроля, четко произносят скороговорки, ответы полными предложениями, разгадывание ребусов.
Содержание НОД:
1 этап –Мотивационно-ориентировочный
Логопед: Гости дорогие
Важные такие
В группе здесь у нас сидят
Строго так на всех глядят…
Вглядитесь в лица наших гостей, попробуйте подобрать слова – признаки для определения выражения их лиц (какие они?)
Дети: Спокойные, добрые, радостные…
Логопед: И не строго, а с улыбкой
Очень тёплой и простой
Мы гостей встречаем с вами
Чем ответим?....Добротой!
Как приятно встречать гостей! Правда ребята? Но наверное, так же приятно ходить в гости.
Ребята, скоро вы пойдете в школу и будете вспоминать наш детский сад, своих друзей, наши игры, занятия, праздники, прогулки. А сегодня мы с вами отправимся в путешествие на корабле к «Королеве - Знаний». Вы знаете, на днях она прислала мне грустное смс-сообщение. Она спросила: «Есть ли у меня умные, воспитанные, готовые прийти на помощь ребята?» У неё в королевстве был мальчик Пиши-читай и Девочка-Клеточка, которые не могут ни писать, ни читать. Она хотела их всему научить , но их похитил Морской Царь. Она очень ждёт нас в гости, чтоб мы помогли ей.
Ну что ребята, поможем? В этом путешествии мы с вами проверим свои знания, умения, ловкость, Вы готовы?
Дети: Да!
2 этап – проектировочный
Логопед: Можно занять места на корабле и поднять якорь. Сегодня я ваш капитан. Расправили ручки - изображаем волны, шум волны «ш-ш-ш» . Поплыли!
Дети: ш-ш-ш…
( слышен грохот, шум моря, громкий смех…
Из-за большой волны появился сундук с бутылкой, а в ней флэшка(послание от Морского Царя)(включается аудиозапись)
«Ха-Ха-Ха Я, Морской Царь, я великий государь владею морями, океанами, у меня есть ВСЁ, что захочу. Я узнал, что вы решили помочь Королеве-Знаний и вернуть Мальчика Пиши-Читай и Девочку-клеточку, ха-ха-ха, ни кого не освобожу и пощады не ждите, накрою волной ваш корабль, но если вы умные детки, то справитесь с моими мокрыми заданиями. Готовы? Ха-ха-ха»
3 этап- практический
1 волна:
Логопед: А вот ребята и первая волна и первое задание от Морского Царя.
- Из чего состоит наша речь? ( Б-С-С-П-Р)
Дети: Буква, слог, слово, предложение, рассказ.
Логопед: Что такое буква? ( это то, что мы видим, пишем и читаем)
Что такое звук? ( это то, что мы слышим, произносим)
Какие бывают звуки? ( гласные, согласные, твёрдые, мягкие, глухие, звонкие)
Какие бывают слова? (короткие длинные)
- Назовите короткие слова по схеме.
(кот, мак, дом, ком, нос, зуб, рот, сок, дуб, ток…)
(лес, лис, мел, час, миг, лев, кит…)
- Назовите длинные слова по схеме.
( корова, молоко, машина….)
(ведро, ветка, чашка, весна, зебра, лента)
Молодцы! Справились с первой волной.
2 волна:
Логопед: Мне нужен матрос, который быстро и правильно сосчитает:
Одна морская рыбка, две …., пять…
Одно глубокое море, два…, пять..
Один корабль, два ….пять…
- Для того , что бы быстро и правильно отвечали, для этого у нас должна быть чёткая и внятная речь. Встали и вышли на палубу.
Дети: «Правило речи»
Что бы речь была понятна,
Говорить всё нужно внятно –
Не картавить, не свистеть
И, конечно, не шипеть.
Чтобы раз-го-ва-ри-вать,
Нужно вы-го-ва-ри-вать
И для лучшей тренировки
Разучить ско-ро-го-вор-ки.
(каждый ребёнок при помощи Мнемодорожек проговаривает скороговорку)
Логопед: Молодцы ребята !
3 волна:
«Скажи наоборот» (вспоминаем антонимы)
Глубоко – мелко
Быстрая – медленная
Крупная – мелкая
- Исправь ошибку: «Злая крокодил, полосатое зебра, медленная слон, зелёные попугай» (выставлены картинки)
- Назовите животных одним словом. ( животные жарких стран)
Логопед: У вас на столах есть конверты с цифрой 3, в нём картинки, прочитайте слова и соотнесите нужное слово в свой домик.(выходят к доске и селят внужныйдомик)
ОН |
ОНА |
ОНИ |
ОНО |
волк |
свинья |
сливы |
перо |
заяц |
коза |
бананы |
гнездо |
Белый медведь |
корова |
яблоки |
дерево |
медведь |
синица |
сапоги |
ухо |
Логопед: В каждом домике есть лишняя картинка, назови её, объясните «Почему?» и назови остальные – одним словом.
Молодцы!
4 волна:
Логопед: Возьмите конверт с цифрой 4: (картинка-пазл), составь слово.
-Сколько слогов в слове?(дети хлопая в ладоши, считают количество слогов)
-А как можно сосчитать слоги , не хлопая?
Дети: Сколько в слове гласных, столько в слове и слогов.
Логопед: Придумайте с этим словом предложение , выложить схему предложения.
Молодцы!
5 волна: «Гимнастика для глаз»
Логопед: Ребята, замрите.
Мы продолжаем плыть по морю (звучит тихая музыка морского прибоя) , не поворачивая головы, посмотрите на лево, на право. Поднимите глазки вверх и посмотрите на облака. Поставьте перед собой пальчик, приближается, удаляется от нас. Посмотрите в свои бинокли (кулачки сжали) ( на доске появляется лента из слов)
-Ребята, посмотрите, появились слова. Давайте их прочитаем.
ЗАЙКА - ЛАЙКА - ЧАЙКА- БАЙКА - МАЙКА |
- Чем отличаются эти слова?
Дети: Эти слова отличаются друг от друга первым звуком.
Физминутка.
Логопед: Все мы любим играть, давайте поиграем.
«Я играю на гармошке» (речь с движением)
Я играю на гармошке
Громко хлопаю в ладошки.
Наши ручки хлоп – хлоп – хлоп
Наши ножки топ - топ – топ.
Ручки к верху поднимаем
Отдыхаем, отдыхаем…
- Поплыли дальше ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш
-Давайте с вами вспомним, какое время года у нас сейчас?
Дети: Весна.
Логопед: Назовите признаки весны.
Дети: Тепло, светло, распускаются листочки и т.д.
Логопед: Какое время года наступит после весны?
Дети: Лето.
Логопед: А после лета?
Дети: Осень.
Логопед: А вот интересно, что будет осенью? Что произойдёт с нашими детьми? Предлагаю разгадать ребус и узнать куда они пойдут?
Ребус.
ШП-П+КО+ЛАМ-М (ШКОЛА)
-Звуковой анализ этого слова.
-Сколько звуков? Сколько гласных, согласных?
Игра: «1.2.3 – слово собери»
(детям раздаются буквы, остальные ребята, хлопая в ладоши говорят, 1,2,3 –слово собери, дети с буквами бегают в рассыпную , как только услышали слова «слово собери» должны встать правильно, чтоб получилось слова ШКОЛА.)
Логопед: Правильно ребята, вы пойдете в школу.
Молодцы!
6 волна:
Логопед: Поплыли дальше ш-ш-ш-ш-ш-ш
Ну вот ребята, мы с вами проплываем последнюю волну. Последнее задание от Морского Царя.
«Составь предложение»
( на доске лента из картинок, нужно составить предложение по первым буквам из этих слов)
Картинки:
Яблоко Иголка,Дом,Удочка Варежки Шкаф,Кот,Облако,Лук,Улитка.
( Я иду в школу.)
Молодцы!
4 этап- рефлексивно-оценочный
Логопед: Действительно вы сегодня были молодцы , не побоялись трудностей. (звонит телефон)
Королева Знаний:
Алло , дорогие ребята! Я Королева –Знаний. Звоню, чтоб сказать Вам большое спасибо. Мой мальчик «Пиши-читай» и девочка «Клеточка» вернулись домой. Я вам оооочень благодарна. Вы самые умные и смелые ребята. До свиданья!
Логопед: Нам пора возвращаться в детский сад.
Поплыли ш-ш-ш-ш-ш-ш беру курс на детский сад. (звучит музыка – шум моря)
Награждение. (блокноты от Королевы-Знаний)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.