Конспект занятия по ментальной арифметике для дошкольников.(4-5лет)
Тема: «Знакомство с цифрами 1-4 на абакусе».
Цель: Познакомить детей с обозначение чисел на абакусе, закрепить правила работы на абакусе.
Задачи: учить писать цифры на абакусе. Формировать умение соотносить количество и число. Развивать зрительное и слуховое внимание, память. Воспитывать самостоятельность и активность.
Возраст: дошкольники 4-5лет
Оборудование и материалы: доска, абакус, ученические абакусы, карточки с цифрами, листы бумаги с шаблонами для рисования двумя руками одновременно, пропись от 1 до 4, карандаши, таблицы Шульте, ИКТ.
Организация детей: Дети собираются около педагога в кругу , приветствуют друг друга, затем садятся за столы по двое.
Ход занятия:
I Организационный момент.
Создание положительного эмоционального фона.
Доброе утро улыбчивым лицам! Доброе утро солнцу и птицам! Пусть каждый становиться добрым доверчивым. Пусть доброе утро продлиться до вечера! - ДОБРОЕ УТРО!
II Основная часть.
Ребята, давайте подготовим наши пальчики к работе.
1. Кинезиологическая гимнастика:
Упражнение «Колечко». Мы с вами разотрем ладони до ощущения тепла , потом выполняя движения одновременно двумя руками: большой палец по очереди соприкасается (образуя колечко) с указательным, средним, безымянным и мизинцем, а потом снова с мизинцем, безымянным, средним, указательным. (увеличить темп)
Упражнение «Кулак, ребро, ладонь». Положите ладони на стол, сожмите в кулак, поверните на ребро, ладонь,а потом сначала в кулак, ребро, ладонь.
2. Ребята, поднимите руку, кто любит рисовать. У вас на столах лежат карточки с рисунками, необходимо левую сторону карточки обвести левой рукой, а правую сторону карточки – правой рукой. Берите в каждую руку карандаш и одновременно обводите рисунок.
3.Повторение пройденного материала ( набор на абакусе от 1до4)
Прежде, чем приступить к работе, мы должны правильно расположить абакус на столе: абакус кладем на расстоянии четырех пальцев от края стола и придерживаем свободной рукой – левой.
А чтобы перебирать косточки на абакусе, мы сделаем с вами упражнение.
Держим в правой руке карандаш тремя пальцами (средним, безымянным и мизинцем), а двумя свободными пальцами (большой и указ.) перебираем косточки на абакусе. Давайте потренируемся. Возьмите карандаш в правую руку (зажать в кулаке) Освободите большой и указательный пальцы. Давайте попробуем, поработать сначала большим пальцем, а потом указательным:
Чтоб прилежно посчитать
Нужно пальчики размять:
Вверх — большой, вниз — указательный,
Вместе — крабик замечательный.
и освободить два пальца.
Верхнюю косточку двигаем только указательным пальцем.
Большим пальцем мы поднимаем бусины вверх, указательным опускаем вниз (показываю упражнение крабик). Чтобы обнулить абакус, нужно соединить большой и указательный палец и провести по перекладине справа налево.
Какие вы молодцы. У вас все получилось.
Пришло время познакомиться с цифрами на абакусе. Внимание на экран.
- Сколько флажков мы видим? 1. Посмотрите, как пишется цифра 1, а дальше, посмотрите как изображается цифра 1 на абакусе.
Я вам сейчас покажу на моем абакусе, как изображается цифра 1. (показ). Попробуйте на своих абакусах показать мне цифру1. Молодцы.
- Сколько бабочек нарисовано ? 2 Посмотрите, как пишется цифра 2, дальше изображение цифры 2 на абакусе. Посмотрите, как я изображу цифру 2 на абакусе. (показ). Теперь вы на своих абакусах покажите цифру 2.
- Сколько елочек на экране? 3 дальше изображение цифры 3 на абакусе. Посмотрите, как я изображу цифру 3 на абакусе. (показ). Теперь вы на своих абакусах покажите цифру 3.
- Сколько матрешек ? 4 Посмотрите, как пишется цифра 4, дальше изображение цифры 4 на абакусе. Посмотрите, как я изображу цифру 4 на абакусе. (показ). Теперь вы на своих абакусах покажите цифру 4
Смотрят на экран, отвечают на вопросы, пробуют написать цифру 1 (2, 3, 4)
Ребята, перед вами лежат карточки, переверните одну. У каждого из вас написана своя цифра. Покажите ее на абакусе. Проверим друг у друга.
Поменяйтесь карточками.
Ребята, посмотрите, вы знаете уже целых четыре цифры. Помогите назвать их по порядку.
Я вижу, вы немного устали, давайте отдохнем. Подойдите ко мне.
4.Физкультминутка.
Игра «Огонь, вода, земля, воздух»
Встанем в круг, воспитатель показывает движения, иногда ошибаясь. Дети должны внимательно слушать и показывать верно. Руки в низ это земля, а если руки вытянуты в перед - вода, поднимем руки в верх- воздух, а вращать руками перед собой- воздух.
5.Игра «Помощники»(Флеш-карты).Педагог называет числа дети с пола собирают карточки.
6.Таблицы Шульте (1-9) Выходят по очереди к доске и с помощью указки называют и показывают цифры в таблицах
Заключительная часть
Итог деятельности Молодцы! Все справились с заданиями!
А кто вспомнит, как называется инструмент, на котором мы с вами сегодня работали?
Ребята, вам понравилось работать с абакусом в стране математики? Что было сложнее всего для вас? А с чем вы справились легко?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.