Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Звук. Его значение в слове"

  • docx
  • 19.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мақсаттары/Цели: Тәрбиелік – воспитательная: Воспитывать культуру речевого общения. Дамытушылық – развивающая: Развивать слуховое внимание и память. Оқыту – обучающая: Познакомить детей с понятием звук; показать, как определять кол-во звуков и их последовательность.
Иконка файла материала 5.09 грамота.docx

Ересек тобындағы ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі

Конспект организованной учебной деятельности в старшей группе

 

Өткізу күні/Дата проведения: 05.09.2019 г.

Тәрбиеші/Воспитатель: Буш Е.Б.

Білім беру саласы/Образовательная область: Коммуникация

Пән/Предмет: Грамота

Өтпелі тақырып/Сквозная тема: «Мой детский сад»

Тақырыбы/Тема: «Звук. Его значение в слове»

Мақсаттары/Цели:

Тәрбиелік – воспитательная: Воспитывать культуру речевого общения.

Дамытушылық – развивающая: Развивать слуховое внимание и память.

Оқыту – обучающая: Познакомить детей с понятием звук; показать, как определять кол-во звуков и их последовательность.

Педагогикалық технологиялар/Педагогические технологии: здоровьесберегающая, игровая, коммуникативная

Ресурстармен қаматамасыз ету/Ресурсное обеспечение: картинки: ласточка, солнышко, жук, зонт, мышка, машина, ромашка, самолет, лампа, стол, цветок, огурец. Картинки по сказке «Репка» 

Көптілділік/Полиязычие: дыбыс – звук - sound

 

Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы

Ход организованной учебной деятельности

Ұйымдастырушылық кезеңі/Организационный момент:

- Ребята,  все-все возьмемся за руки. Это наш круг радости. Посмотрите друг на друга: Улыбнитесь друг другу. Порадуйтесь друг другу, поделитесь хорошим настроением со своими друзьями!

К тебе я обращаюсь, друг!

Вставай скорее с нами в крут.

Почувствуй радость и тепло,

Нам всем с друзьями хорошо!

Негізі бөлімі/Основная часть:

Воспитатель знакомит с новым предметом «Основы грамоты и письма», рассказывает, что нового узнают дети на занятиях и предлагает им послушать звуки природы.

Дети называют, что услышали: шум дождя, пение птиц, стрекотание кузнечиков.

- Это звуки природы. А слова, которые мы произносим, тоже звучат.

Көптілділік/Полиязычие: дыбыс – звук - sound

1. Работа со словами

Воспитатель выставляет картинки: ласточка, солнышко, жук, зонт, мышка, машина.

- Дети, слова звучат. Каждое слово звучит по –своему, по – разному.

Послушайте, одни слова звучат ласково (ласточка, солнышко), другие звонко (зонт, жук), третьи произносят как бы шепотом (мышка, машина).

- Слова звучат, потому что в них есть звуки. Звуки в словах разные: одни мы произносим громко и звонко другие тихо и глухо.

Давайте с вами поиграем.

(Дети произносят слова три раза: первый раз с воспитателем, второй и третий раз самостоятельно. Повторяют: Жучка)

Дидактическое упражнение «Скажи, как я» (в кругу с мячом).

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Сам воспитатель стоит в центре круга.

- Я буду бросать мяч и называть любое слово. Вы должны повторить его так, как я сказала, и бросить мяч обратно мне.

Примерные слова: ррука, ррека, домм, вволк, саххар, шарр, круж- жок, гусси.

В игре принимают участие все дети.

2. Чтение сказки.

Воспитатель рассказывает сказку «Репка» и одновременно выставляет на фланелеграфе картинки.

3. Работа со звуком Ж.

- Послушайте, как я назову все картинки: репка, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.

- Теперь, я по-другому скажу слово Жучка - Жжжучка.

- Повторите это слово. Мы долго произносим звук Ж. Давайте все вместе скажем этот звук.

- Что вам напоминает этот звук?

- Правильно, полет шмеля, жука. Скажите слово Жучка так, чтобы мы хорошо услышали этот звук, как жужжит в нем жук.

4. Работа со звуком Ш.

- Кто пришел на помощь Жучке в сказке «Репка»?

- Правильно, кошка. Послушайте, как я по-другому скажу слово кошшка. Скажите как я.

- В слове кошка мы долго произносим звук ш. Давайте все вместе скажем этот звук.

- Что вам напоминает этот звук? Правильно, шелест листьев, шипенье змеи, шум ветра. Скажите слово кошка так, чтобы мы хорошо услышали этот звук, как в нем шумит ветер.

Физкультминутка:

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Ветер выше, выше, выше,

Деревцо все ниже, ниже.

5. Работа со звуками. Дидактическое упражнение «Назови первый звук».

Көптілділік/Полиязычие: дыбыс – звук - sound

- Я буду бросать мяч и произносить первый звук в слове, выделяя его голосом. Вы должны будете его повторить так, чтобы мы его услышали, и бросить мяч обратно мне. Примерные слова: ббелка(бъ), вволк(в), домм(м), жжук(ж), ззима(зъ), ччасы(ч) и т.д.

Дидактическая игра «Какой звук потерялся».

Воспитатель показывает предметные картинки.

Я буду называть слова, пропуская звук, а вы должны добавить звук, который я пропустила.

«Сто...». Дети смотрят на картинку, поправляют воспитателя и произносят слово с выделением потерянного звука -Стол (л). Примерные слова! ромшша(р), цветок(ц), хлеб(б), огурец(ц) и т.д. 

Пальчиковая гимнастика «Салютики»

Сильно пальцы мы сожмем,

А потом их разожмем.

Раз - два, раз - два,

Хорошо идут дела.

Қорытынды/Итоговая часть:

- Из чего состоят слова?

- Какие бывают звуки в словах?

- Что могут напоминать звуки?