«Творчество народов России. Знакомство с русской
культурой на примере народной игрушки – матрешки»
Цель:
формирование
представления о русской культуре через традиционную народную игрушку –
матрешку.
Задачи:
1) Обучающие
· расширить представления детей об особенностях внешнего вида куклы – матрешки;
· познакомить с историей названия куклы;
· формировать элементарные сведения о русском национальном характере;
· формировать представление о традиционном женском костюме в России;
· закреплять знание предметов женского гардероба (рубашка, сарафан, платок, фартук).
2) Развивающие
· активизировать внимание, зрительное восприятие;
· развивать речь, мышление, воображение и творческие способности детей.
3) Воспитательные
· воспитывать интерес к русской культуре, народным традициям.
Материалы
и оборудование:
Демонстрационные материалы: игрушка Матрёшка, песня «Мы весёлые
матрёшки», песня «Во поле берёза стояла», макет дерева березы для хоровода, видеофильм
«Народное декоративно – прикладное искусство России».
Раздаточные материалы: нарисованные на плотном картоне матрешки,
бумажные заготовки предметов одежды матрешки, бумажная накладка на лицо матрешки с «грустным выражением», «волшебный сундучок».
Ход занятия.
1) Организационно – мотивационный этап.
- Ребята, вы уже позавтракали и успели поиграть игрушками. Какими игрушками вы играли? (Кубики, куклы, машинки, мячи…)
- Я для вас принесла еще одну игрушку. Эта игрушка существует уже много лет в нашей стране. Русский народ очень ее любит.
Звучит песня «Мы весёлые матрёшки»
-
Попробуйте отгадать, что я вам принесла:
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …. (Матрёшка)
- Конечно, это Матрешка! Она пришла к нам в гости и хочет с вами познакомиться. А вы хотите с ней познакомиться?
2) Основной этап.
- Давайте поздороваемся и скажем Матрешке, как нас зовут.
- Здравствуйте, добро пожаловать!
- Меня зовут …
- Меня зовут … и т.д.
- Приятно познакомиться! (Хором)
- Ребята, Матрешка хочет нам рассказать, что её название произошло от женского имени Матрена. Вам знакомо это имя? (Нет.)
- В наше время это имя практически не встречается. Но матрешка появилась в нашей стране очень давно, более 100 лет назад. Люди очень полюбили её и назвали обычным для того времени женским именем – Матрена. Раньше так называли многих девочек и женщин. Вот и куклу зовут так же, как и обычную девочку – Матрена, Матренушка или Матрешка.
- Оказывается, Матрешка пришла к нам не одна. А вы как думаете, она привела с собой подружек? ( Да. /Нет)
- Эта игрушка не простая. У нее есть подружки. Где же они? (Внутри!)
- Давайте попросим Матрешку открыться.
Ты, матрешка, не
шути,
Есть подружка? - Покажи!
Воспитатель открывает матрешку, и перед детьми появляется еще одна кукла.
- Вот и подружка! Ребята, вам нравится Матрешка?
- Какая она? (Красивая, веселая, яркая, нарядная.)
- Я согласна с вами. Мы с вами уже узнали, что Матрешка – это игрушка, которая пришла к нам из давнего времени. В те времена люди одевались по-другому. Никто не носил футболки и шорты. Такой одежды тогда не было. Как одевались девочки и женщины? Мы узнаем от нашей гостьи, куклы Матрешки. Посмотрите внимательно, во что одета Матрешка. Что у Матрешки на голове? (Платок.)
- Действительно, платок. Много лет назад шапки было трудно купить, и женщины повязывали на голову платки. Какой у Матрешки платок? (Яркий, красивый, украшен цветами.)
-
Женщины любили носить платки и повязывали их почти каждый день. Когда был
праздник, то они надевали самые яркие, красивые платки. Вот и наши Матрешки,
собираясь к нам в гости, надели свои самые нарядные платочки.
- Какая ещё одежда есть у нашей Матрешки? (Рубашка, сарафан и фартук.)
-
На Матрешке надета рубашка. На рубашке – сарафан. В те времена, когда
появилась в России кукла - матрешка, многие женщины и девочки носили сарафаны.
Вот и Матрешки нарядились. Да и фартуки цветные повязали.
- Ребята, а может у наших матрешек есть еще одна подружка? Давайте спросим.
Ты, матрешка, не
шути,
Есть подружка? - Покажи!
Воспитатель открывает матрешку и демонстрирует детям еще одну куклу. У третьей куклы
в руке нарисован платочек.
- Ребята, я думаю, эта кукла самая весёлая! Догадайтесь, почему? (У Матрешки есть платочек.)
- Зачем Матрешке платочек? (Чтобы танцевать, играть.)
- Русский народ умеет и любит веселиться. И в прежние времена люди водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Девушки на Руси любили играть и танцевать с платочком. А вы умеете танцевать с платочком? (Умеем.)
- И хоровод водить можете? (Можем.)
- Вот какие вы молодцы! Посмотрите, в нашей группе выросла березка.
Давайте
о ней споем!
Дети и воспитатель идут к макету березы, берут с собой матрешку
с платочком,
помещают её в центр хоровода к макету.
Пение песни «Во поле берёза стояла…».
Воспитатель поет, идет по кругу и раздает девочкам платочки, мальчикам -
народные инструменты (ложки, трещотки). Мальчики играют на инструментах,
девочки танцуют (машут платочком над головой и выставляют ногу на пяточку,
кружатся.
-
Как мы хорошо повеселились! И песню пели про березу. В русских лесах много
берез растет. Наш народ любит это дерево. Вот она, березка, какая: стройная,
белая, кудрявая!
- Теперь давайте вернемся к нашим Матрешкам.
- Ребята, внутри этой куклы есть еще одна подружка. Давайте и на неё посмотрим.
Ты, Матрешка, не шути,
Есть подружка? - покажи!
Воспитатель открывает матрешку и появляется последняя кукла, без росписи, на
лице – грустное выражение.
- Ребята, эта кукла грустная. Как вы думаете, почему? ( У нее нет нарядной одежды!)
- А вы можете помочь Матрешке?( Да!)
- Что вы можете сделать?
- Раскрасить красками, карандашами, вырезать одежду из цветной бумаги, ткани, украсить пластилином и т.п.
-
Вы молодцы! Теперь давайте изготовим одежду для нашей Матрешки. Поможет нам в
этом мой волшебный сундучок. Пожалуйста, помогите мне собрать все
материалы.
Дети приносят цветную бумагу, ножницы, клей, краски и др.
Всё складывают в сундучок, закрывают крышку.
-
Теперь скажем волшебные слова:
Сундучок – сундучок,
Ты – волшебный толстячок!
Нашей куколке, Матрешке,
Помоги совсем немножко.
Раз, два, три –
Нашу куклу наряди!
Воспитатель открывает сундучок и демонстрирует заготовки
одну за другой, дети называют предъявляемые предметы одежды:
рубашка, сарафан, фартук, платок.
С помощью клея дети «наряжают» Матрешку.
Воспитатель меняет бумажную накладку на лице Матрешки.
Перед детьми предстает яркая, нарядная, веселая кукла.
-
Какие вы молодцы, ребята! Матрешка вас благодарит! Вы смогли её развеселить.
Когда Матрешки придут к нам опять, они уже все вместе будут играть и веселиться
с нами.
3) Оценочно – рефлексивный этап.
- Ребята, мы сегодня принимали гостей. Кто пришел к нам в гости? (Матрешки.)
- Сколько Матрешек было у нас в гостях? (Четыре )
- Что вам рассказала первая Матрешка? (Матрешка рассказала нам о своём имени.)
- О чем поведала вам вторая Матрешка? (О своем наряде.)
- Какие предметы женской одежды прошлого вы теперь знаете? (Сарафан, рубашка, платок, фартук.)
- Что принесла с собой третья Матрешка? ( Платочек. Мы пели, играли на инструментах и плясали.)
- Что случилось с последней Матрешкой? (У неё не было нарядной одежды, и мы ей помогли, теперь она красивая и веселая.)
- А что вам сегодня больше всего понравилось делать? (Петь, веселиться, помогать Матрешке, собирать материалы и др.)
-
Давайте попрощаемся с нашими новыми подружками и пригласим их в гости к нам
снова. В следующий раз мы подготовимся к встрече и нарисуем ещё красивых
матрешек, чтобы нашим гостям было весело!
4) Список информационных источников:
1. Бусева-Давыдова И. Л. Игрушки Крутца / И.Л. Бусеева-Давыдова. - М., 1991.
2. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.Л.
Князева, М.Д. Маханева. - Сантк-Петербург, 2002.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.