Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Творчество народов России. Знакомство с русской культурой на примере народной игрушки – матрешки»
Оценка 4.8

Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Творчество народов России. Знакомство с русской культурой на примере народной игрушки – матрешки»

Оценка 4.8
docx
18.12.2023
Конспект занятия по патриотическому воспитанию  «Творчество народов России. Знакомство с русской культурой  на примере народной игрушки – матрешки»
Занятие 3.docx

  «Творчество народов России. Знакомство с русской

культурой  на примере народной игрушки – матрешки»                       

         

Цель: формирование  представления о русской культуре через традиционную народную игрушку – матрешку. 
Задачи: 
1) Обучающие

·        расширить представления детей об особенностях внешнего вида куклы – матрешки;

·        познакомить с историей названия куклы;

·        формировать элементарные сведения о русском национальном характере;

·        формировать представление о традиционном женском костюме в России;

·        закреплять знание предметов женского гардероба (рубашка, сарафан, платок, фартук).

2) Развивающие

·        активизировать внимание, зрительное восприятие;

·        развивать речь, мышление, воображение и творческие способности детей.

3) Воспитательные

·        воспитывать интерес к русской культуре, народным традициям.

Материалы и оборудование:
Демонстрационные материалы:
игрушка  Матрёшка, песня «Мы весёлые матрёшки», песня «Во поле берёза стояла», макет дерева березы для хоровода, видеофильм «Народное декоративно – прикладное искусство России».

Раздаточные материалы:  нарисованные на плотном картоне матрешки,

бумажные заготовки предметов одежды матрешки, бумажная накладка на лицо матрешки с «грустным выражением», «волшебный сундучок».


Ход занятия.

 1) Организационно – мотивационный этап.

-  Ребята, вы уже позавтракали и успели поиграть игрушками. Какими игрушками вы играли?  (Кубики, куклы, машинки, мячи…)

- Я для вас принесла еще одну игрушку. Эта игрушка существует уже много лет в нашей стране. Русский народ очень ее любит.

Звучит песня «Мы весёлые матрёшки»

- Попробуйте отгадать, что я вам принесла:
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …. (Матрёшка)

- Конечно, это Матрешка! Она пришла к нам в гости и хочет с вами познакомиться. А вы хотите с ней познакомиться?

2) Основной этап.

- Давайте поздороваемся и скажем Матрешке, как нас зовут. 

- Здравствуйте, добро пожаловать!

- Меня зовут …

- Меня зовут … и т.д.

- Приятно познакомиться! (Хором)

-  Ребята, Матрешка хочет нам рассказать, что её название произошло от женского имени Матрена. Вам знакомо это имя? (Нет.)

- В  наше время это имя практически не встречается. Но матрешка появилась в нашей стране очень  давно, более 100 лет назад. Люди очень полюбили её и назвали обычным для того времени женским именем – Матрена. Раньше так называли многих девочек и женщин. Вот и куклу зовут так же, как и обычную девочку – Матрена, Матренушка или Матрешка.

- Оказывается, Матрешка пришла к нам не одна. А вы как думаете, она привела с собой подружек? ( Да. /Нет)

- Эта игрушка не простая. У нее есть подружки. Где же они? (Внутри!)

- Давайте попросим Матрешку открыться.

Ты, матрешка, не шути, 
    Есть подружка? - Покажи!
Воспитатель открывает матрешку, и перед детьми появляется еще одна кукла.

- Вот и подружка! Ребята, вам нравится Матрешка?

- Какая она? (Красивая, веселая, яркая, нарядная.)

- Я согласна с вами. Мы с вами уже узнали, что Матрешка – это игрушка, которая пришла к нам из давнего времени. В те времена люди одевались по-другому. Никто не носил футболки и шорты. Такой одежды тогда не было. Как одевались девочки и женщины? Мы узнаем от нашей гостьи, куклы Матрешки. Посмотрите внимательно, во что одета Матрешка. Что у Матрешки на голове? (Платок.)

-  Действительно, платок. Много лет назад шапки было трудно купить, и женщины повязывали на голову платки. Какой у Матрешки платок? (Яркий, красивый, украшен цветами.)

- Женщины любили носить платки и повязывали их почти каждый день. Когда был праздник, то они надевали самые яркие, красивые платки. Вот и наши Матрешки, собираясь к нам в гости, надели свои самые нарядные платочки.
- Какая ещё одежда есть у нашей Матрешки? (Рубашка, сарафан и фартук.)

- На Матрешке надета рубашка. На рубашке – сарафан. В те времена, когда появилась в России кукла - матрешка, многие женщины и девочки носили сарафаны. Вот и Матрешки нарядились. Да и фартуки цветные повязали.
- Ребята, а может у наших матрешек есть еще одна подружка? Давайте спросим.

Ты, матрешка, не шути, 
Есть подружка? - Покажи!
Воспитатель открывает матрешку и демонстрирует детям еще одну куклу. У третьей куклы в руке нарисован платочек.

- Ребята, я думаю, эта кукла самая весёлая! Догадайтесь, почему? (У Матрешки есть платочек.)

- Зачем Матрешке платочек? (Чтобы танцевать, играть.)

- Русский народ умеет и любит веселиться. И в прежние времена люди водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Девушки на Руси любили играть и танцевать с платочком. А вы умеете танцевать с платочком? (Умеем.)

- И хоровод водить можете? (Можем.)

- Вот какие вы молодцы! Посмотрите, в нашей группе выросла березка.

Давайте о ней споем! 
          Дети и воспитатель идут к макету березы, берут с собой матрешку

с  платочком, помещают её в центр хоровода к макету.
                              Пение песни «Во поле берёза стояла…».
Воспитатель поет, идет по кругу и раздает девочкам платочки, мальчикам - народные инструменты (ложки, трещотки).  Мальчики играют на инструментах, девочки танцуют (машут платочком над  головой и выставляют ногу на пяточку, кружатся.

- Как мы хорошо повеселились! И песню пели про березу. В русских лесах много берез растет. Наш народ любит это дерево. Вот она, березка, какая: стройная, белая, кудрявая! 
- Теперь давайте вернемся к нашим Матрешкам.
- Ребята, внутри этой куклы есть еще одна подружка. Давайте и на неё посмотрим.

Ты, Матрешка, не шути, 
Есть подружка? - покажи!
Воспитатель открывает матрешку и появляется последняя кукла, без росписи, на лице – грустное выражение.

- Ребята, эта кукла грустная. Как вы думаете, почему? ( У нее нет нарядной одежды!)

- А вы можете помочь Матрешке?( Да!)

- Что вы можете сделать?

- Раскрасить красками, карандашами, вырезать одежду из цветной бумаги, ткани, украсить пластилином и т.п.

-  Вы молодцы! Теперь давайте изготовим одежду для нашей Матрешки. Поможет нам в этом мой волшебный сундучок. Пожалуйста, помогите мне собрать все материалы. 
                 Дети приносят цветную бумагу, ножницы, клей, краски и др.

                     Всё складывают в сундучок, закрывают крышку.

- Теперь скажем волшебные слова:
Сундучок – сундучок,
Ты – волшебный толстячок!
Нашей куколке, Матрешке,
Помоги совсем немножко.
Раз, два, три – 
Нашу куклу наряди!
                    Воспитатель открывает сундучок и демонстрирует заготовки

                одну за другой, дети называют предъявляемые предметы одежды:

                                     рубашка, сарафан, фартук, платок.

                            С помощью клея дети «наряжают» Матрешку.
                      Воспитатель меняет бумажную накладку на лице Матрешки.

                         Перед детьми предстает яркая, нарядная, веселая кукла.

- Какие вы молодцы, ребята! Матрешка вас благодарит! Вы смогли её развеселить. Когда Матрешки придут к нам опять, они уже все вместе будут играть и веселиться с нами. 
                  3)  Оценочно – рефлексивный этап. 

-  Ребята, мы сегодня принимали гостей. Кто пришел к нам в гости? (Матрешки.)

-  Сколько Матрешек было у нас в гостях? (Четыре )

- Что вам рассказала первая Матрешка? (Матрешка рассказала нам о своём имени.)

- О чем поведала вам вторая Матрешка? (О своем наряде.)

- Какие предметы женской одежды прошлого вы теперь знаете? (Сарафан, рубашка, платок, фартук.)

- Что принесла с собой третья Матрешка? ( Платочек. Мы пели, играли на инструментах и плясали.)

- Что случилось с последней Матрешкой? (У неё не было нарядной одежды, и мы ей помогли, теперь она красивая и веселая.)

- А что вам сегодня больше всего понравилось делать?  (Петь, веселиться, помогать Матрешке, собирать материалы и др.)

- Давайте попрощаемся с нашими новыми подружками и пригласим их в гости к нам снова. В следующий раз мы подготовимся к встрече и нарисуем ещё красивых матрешек, чтобы нашим гостям было весело!

4) Список информационных источников:


1. Бусева-Давыдова И. Л. Игрушки Крутца / И.Л. Бусеева-Давыдова. - М., 1991.
2. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры /  О.Л. Князева, М.Д. Маханева. - Сантк-Петербург, 2002.


 

Творчество народов России. Знакомство с русской культурой на примере народной игрушки – матрешки»

Творчество народов России. Знакомство с русской культурой на примере народной игрушки – матрешки»

Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек,

Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек,

Какая ещё одежда есть у нашей Матрешки? (Рубашка, сарафан и фартук

Какая ещё одежда есть у нашей Матрешки? (Рубашка, сарафан и фартук

Вы молодцы! Теперь давайте изготовим одежду для нашей

Вы молодцы! Теперь давайте изготовим одежду для нашей

Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры /

Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2023