Конспект занятия
для детей старшего дошкольного возраста
«Кто спасет нас от огня»
( подготовила воспитатель Утицкая Н.Р.
в ГДОУ ЛНР ЯС «Искорка»)
Цель : обобщить и систематизировать представления детей о профессии пожарного, о взаимодействии пожарных с людьми других профессий.
Задачи:
Образовательные:
-закреплять и расширять знания детей о труде пожарных , о взаимодействии профессии пожарного с другими профессиями (диспетчер, водитель,);
-расширять и систематизировать знания детей о правилах противопожарной безопасности;
-закреплять знания детей о том , как, в случае возникновения пожара , вызывать пожарную команду;
-актуализировать использование полученной информации в игровой, речевой деятельности.
Развивающие:
-развивать умение детей реально оценивать возможную опасность;
-развивать память детей , помогая запомнить им правила пожарной безопасности;
- развивать умение вызывать пожарных по телефону;
-развивать познавательные интересы;
-развивать речевую активность детей , диалогическую речь (посредством ответов на вопросы воспитателя).
Воспитательные:
-воспитывать у детей уважительное отношение к профессии «пожарного»; чувство благодарности к труду пожарных и людей тех профессий, которые с ними взаимодействуют;
-воспитывать чувство осторожности и самосохранения, осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности;
-воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства;
-содействовать сплочению детского коллектив , повысить уровень игрового взаимодействия между детьми.
Материал: макеты домов, изображение огня для декорации горящего дома; телефон; ширма «Пожарные»; 2 гимнастические дуги, канат, 2 обруча, 2 детских ведерка, 2 больших ведра с водой, 2 макета «пожарных машин».
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, мы с вами много разговаривали о профессиях ваших родителей, вы рассказывали, кто они и чем занимаются. А сегодня я хочу с вами поговорить о профессии пожарного. Скажите, у кого-нибудь из вас есть в семье пожарный?
Воспитатель: Расскажи, пожалуйста, нам о профессии своего папы, кто он и чем занимается. (рассказ ребенка)
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о форме пожарного? Кто из вас знает, как одет пожарный?(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, пожарные носят специальную одежду. ( выставляет иллюстрацию пожарного в спецодежде)
Воспитатель: Расскажите мне о специальной одежде пожарного.
(пожарные надевают брезентовый костюм, на голове у них стальная каска, она защищает голову от ударов; на руках у пожарных рукавицы, а на ногах удобные и прочные сапог; а для работы в огне и дыму пожарному необходим аппарат для дыхания)
Воспитатель: Пожарный бесстрашно идет в огонь, и ему надо защитить себя такой одеждой и обувью. Ребята, а на чем передвигаются пожарные по городу?(ответы детей)
Воспитатель: Правильно. В распоряжении пожарных специально оснащенные пожарные машины. (воспитатель демонстрирует картинку с изображением пожарной машины)
Воспитатель: Ребята, а что вы можете рассказать о пожарной машине?
(пожарная машина всегда красного цвета, это сделали для того, чтобы ее было видно издалека. Красный цвет означает цвет огня. Пожарная машина едет всегда быстро, чтобы успеть потушить пожар и спасти людей. Когда машина едет по дороге, ее не только должно быть видно, но и слышно сирену. Это нужно для того, чтобы другие машины слышали звук сигнала и уступали пожарной машине дорогу. Пожарные машины оборудованы рацией для связи с пожарной частью и другими машинами)
Воспитатель: А вы знаете, что используют пожарные, чтобы потушить бушующее пламя?(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, его заливают водой из специальных шлангов, эти шланги называют «рукавами». А как вода попадает в шланг?(ответы детей)
Воспитатель: Воду в шланг накачивает насос, который пожарные привозят на пожарной машине. Чем еще тушат пожар пожарные?(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, еще пожар тушат специальной пеной, которая находится в огнетушителе. Пожарные бесстрашно пробираются в горящие здания, спасают жизни людей. А что помогает пожарным проникнуть в горящие здания на высоте? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, в этом им помогает высокая лестница, по которой они взбираются наверх и проникают внутрь горящего дома через окна и балконы.Ребята, а как вы думаете, какими должны быть пожарные? Почему?(ответы детей)
Воспитатель: Пожарные постоянно тренируются, проводят специальные учения, занимаются в спортивных залах, чтобы во время настоящего пожара суметь проявить силу, ловкость, сноровку. Давайте мы с вами тоже проведем свои учения.
Эстафета "Пожарные на учении"(приложение №1).
Воспитатель: Молодцы, ребята, на наших учениях вы проявили смекалку и мужество ,силу и ловкость, показали себя настоящими пожарными. А как вы думаете, с людьми каких профессий взаимодействуют пожарные во время своей работы? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята, это водитель. Водитель, который может быстро и ловко управлять пожарной машиной, сможет быстро доставить пожарных на место пожара , и пожарные смогут быстрее начать борьбу с огнем и спасение людей. Если с водителем что-то случится, то пожарные могут опоздать на пожар и может пострадать больше людей и имущества.
Воспитатель: А кто же еще нужен для того, чтобы сообщить пожарным о пожаре?(ответы детей)
Воспитатель: Это диспетчер, он сидит за пультом в пожарной части, принимает вызов от людей, которые сообщают о пожаре, передает его бригаде пожарных, а также ведет связь с другими бригадами пожарных и службами МЧС и «скорой помощи».
Воспитатель: А давайте с вами вспомним, от чего может возникнуть пожар?
-когда забыли выключить утюг из розетки, электроплиту
- от неисправных электропроводов
-когда дети шалят со спичками, зажигалками, свечками
-когда зажигают на новый год бенгальские огни и петарды вблизи елки.
Воспитатель: А как можно предотвратить пожар?
-когда уходишь из дома, нужно посмотреть, выключены ли все электроприборы (утюг, телевизор и другие электроприборы);
-нельзя брать в руки спички, зажигалки, свечи;
-нельзя трогать руками электропровода.
Воспитатель: Правильно, ребята ,а еще, чтобы не случился пожар, детям нельзя:
-разжигать и оставлять без присмотра костер на улице и природе;
-включать электроприборы и газ без взрослых;
-жечь тополиный пух;
-не влезать различными предметами в розетку.
Воспитатель: Я надеюсь, что вы запомните все правила. И вы не пройдете мимо, если увидите, что кто-то из детей или взрослых их не выполняет и играет в опасные игры с огнем. А как нужно вызывать пожарных?(ответы детей)
Воспитатель: Скажите, а что нужно сообщить пожарным по телефону?(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, нужно сообщить адрес, фамилию, что горит и номер телефона. Теперь вы знаете, чем пожарные тушат пожар, какие орудия труда помогают им в работе, какая у пожарных спецодежда, знаете людей тех профессий, которые взаимодействуют с пожарными. А давайте мы с вами поиграем в игру «Если возник пожар», где вы покажете, что нужно делать, когда возник пожар, и как работают пожарные.
Игровая ситуация «Если возник пожар»
-Посмотрите, ребята, в доме на окраине города жила девочка Маша(кукла).И была у Маши соседка. Кто хочет быть соседкой?
-А на другой стороне города располагается пожарная часть. В помещении пожарной части находится дежурная часть, где располагается бригада пожарных и диспетчер.
-Кто будет диспетчером?
-Хорошо, а теперь нам нужна бригада пожарных. Давайте выберем пожарных.
-Пожарные, надевайте, пожалуйста, свою форму и проверьте свое оборудование, ваши орудия труда, все ли у вас есть для работы. Каждая бригада перед своей сменой всегда проверяет оборудование.
-Теперь, присаживайтесь, пожарные ,в дежурную комнату, а диспетчер за пульт приема вызовов.
-Ребята, а кого нам еще нужно выбрать?
-Правильно, ребята, нам нужен водитель. Кто хочет быть водителем? Водитель находится вместе с бригадой пожарных, у него тоже специальная форма, потому что он тоже помогает пожарным и рискует своей жизнью.
-Вот мы с вами и распределили роли. А теперь послушайте, что произошло и постарайтесь выполнить действия, соответствующие вашим ролям. Как-то раз Маша готовилась к празднику и решила погладить себе платье. Платье было новое и очень красивое, а когда Маша его погладила, то не смогла отвести от платья глаз. И, забыв про включенный утюг, легла спать, представляя, какая красивая она будет на празднике. А не выключенный утюг к чему привел?
-Правильно, ребята, случился пожар. Не почувствовала его Маша, потому что крепко спала. Но отблески огня увидела соседка. Что же она сделала?
(ролевые действия детей)
-Правильно, она набрала «101» и сказала, что произошел пожар, назвала адрес и сказала, что горит дом. Что происходит дальше ребята?
(ролевые действия детей)
-Молодец, диспетчер, он принял вызов, записал в журнал и передал его бригаде пожарных. Пожарные , вы приняли вызов? Не забывай те, что вы должны работать быстро и слаженно. Под мой счет до 10 вы должны успеть собраться, прибыть на место пожара, достать все орудия труда , и приступить к тушению пожара и спасению людей. Приготовились? Приступайте к работе.
(дети – «пожарные» надевают каски, рассаживаются в машину, по сигналу воспитателя : «Приехали!», достают орудия труда, распределяют между собой, стараются передать действия пожарных, спасают из дома Машу).
-Молодцы, пожарные, сегодня вы хорошо потренировались ,и поэтому быстро и ловко справились со своей работой и спасли Машу.
Воспитатель: Ребята, сегодня мыс вами вспомнили одну из профессий взрослых – пожарный, а также те профессии, с которыми пожарные взаимодействуют. Профессия пожарного требует от человека смелости, быстроты реакции, силы и ловкости, самоотверженности и крепкого здоровья. Я надеюсь, что когда вы вырастите, кто-то из вас захочет помогать и спасать людей, и выберет почетную профессию пожарного – очень трудную и опасную, но так нужную людям.
Приложение № 1
Игра – эстафета «Пожарные на учении»
Цель: упражнять детей в подлезании под дугу боком, в беге парами, в беге с предметами по одному; развивать быстроту реакции, быстроту движений, внимание, ловкость, умение слаженно работать в группе людей; воспитывать целеустремленность, чувство коллективизма, товарищества, желание оказывать помощь.
Ход эстафеты
Дети делятся на две команды и выстраиваются у своих макетов «пожарных машин».
Задания, необходимые для выполнения командами:
1. «Кто быстрее проползет в тоннель?»
(подлезание под гимнастическую дугу боком)
2. «Распутать и свернуть пожарный рукав»
(растянуть канат и аккуратно свернуть около «пожарных
машин»)
3. «Спасение пострадавших»
(перебежки в обруче парами)
4. «Тушение пожара»
(перенос детскими ведерками воду в большое ведро)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.