Конспект занятия по познавательному развитию «Почва и ее свойства»

  • docx
  • 15.03.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала НОД Почва и ее свойства.docx

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78» городского округа город Стерлитамак

Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

образовательной деятельности

по познавательному развитию

на тему:

«Почва и ее свойства»

в старшей группе № 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Пашковская Н.В.

Воспитатель МАДОУ № 78

 

 

 

2021 г.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

• Познакомить с процессом образования почвы.

• Дать представление о почве и ее составе.

• Показать значение почвы для растений и живых организмов.

Развивающие задачи:

• Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы

• Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение

Воспитательные задачи:

• Воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах.

• Воспитывать интерес к исследовательской деятельности

Предварительная работа: работа в уголке природы (рыхление, полив); чтение и загадывание загадок о почве, подземных жителях.

Словарная работа: почва, воздух, увеличительное стекло (лупа), лаборатория, опыт, плодородная, перегной, минеральные соли.

Оборудование: Стеклянные стаканчики с водой, пластиковые тарелочки, ложки, лупы (на каждую рабочую пару). Большие банки для воспитателя. Свеча, предметные стекла, подносы.

Методы и приемы:

Словесные: мини-беседы с детьми, рассказ, объяснения, вопросы, пояснения, инструкция.

Наглядные: показ способов проведения опытов.

Практические: элементарные опыты.

Игровые: расшифровка слова по первым буквам картинок.

Ход деятельности:

Организационный момент.

Дети входят в помещение, здороваются с гостями.

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Протягивает руку первому ребенку, проговаривая:

Руку другу протяни

И слегка ее пожми,

Подари улыбку, взгляд

Каждый здесь другому рад. Ребенок протягивает руку следующему – таким образом замыкается круг.

Я надеюсь, что такая дружеская атмосфера сохранится на протяжении всей нашей работы.

Ребята, пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.

- Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить нужно расшифровать слово. (на мольберт вывешивается картинка с зашифрованным словом; дети угадывают слово по первым буквам картинок – почва). Правильно, тема нашего разговора – почва.

- Как вы думаете, что же такое почва? (ответы детей)

Почва – это верхний слой земли, в котором развиваются подземные части (корни) растений

- Как же образовалась почва? (ответы детей)

Когда-то давно почвы не было. На поверхности земли находились только камни и скалы. От ветра, дождя, снега скалы трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину.

Ветер приносил с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине. Потом они отмирали и таким образом начал образовываться перегной. А на такой почве уже могли расти и другие растения.

- Что же такое перегной? (ответы детей)

На земле повсюду растут травы, деревья, кустарники. К осени листья опадают с деревьев, трава сохнет и ложится на землю. Всё это перегнивает. От этого земля становится плодороднее, и на ней всё растёт лучше.

- Чтобы узнать, что растения получают из почвы, я предлагаю вам отправиться в научную лабораторию и изучить состав и свойства почвы.

Основная часть.

Воспитатель.

- Ребята, попрошу вас разбиться на пары и занять свои рабочие места (дети проходят к столам с оборудованием для проведения опытов). Прежде чем начать работу в нашей лаборатории, давайте вспомним правила работы.

1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому.

2.Нельзя ничего брать без разрешения педагога.

3.Аккуратно обращаться со стеклянной посудой.

4.Советоваться друг с другом.

5. Поддерживать порядок на рабочем столе.

Опыт №1.

- Какого цвета почва? (ответы детей)

Насыпьте одну ложку почвы на тарелочку, рассмотрите ее через лупу. Что вы увидели? (остатки полусгнивших корешков и листочков растений, части тел червяков, насекомых и других мелких животных)

Вывод: почва состоит из сгнивших корешков растений, перегнивших листьев.

Опыт № 2

Аккуратно опустите кусочек сухой почвы в стакан с водой. Что произошло? Как объяснить появление пузырьков воздуха в воде?

Вывод: в состав почвы входит воздух.

Опыт № 3

Опустите немного почвы в стакан с водой, перемешайте и дайте отстояться. Что вы заметили? На дно стакана осел слой песка, поверх него –слой темного цвета – это перегной.

Вывод: это доказывает, что в почве содержится песок и перегной

Опыт № 4

Насыпьте в пластиковый стаканчик сухой почвы и полейте небольшим количеством воды. Что произошло? Куда делась вода? Теперь полейте сильнее. Что произошло? (вода больше не впитывается). Как вы думаете почему вода больше не впитывается? (там больше не осталось свободного места, весь воздух вытеснен водой)

Вывод: почва впитывает воду, которая вытесняет воздух.

Опыт № 5

Насыпьте в прозрачный пластиковый стаканчик с отверстиями на дне сухой почвы. Поставьте его в тарелку с водой. Что вы заметили? (Земля в стаканчике стала мокрой).

Вывод: вода в почве может перемещаться не только сверху вниз, но и снизу вверх

Воспитатель: Мы с вами хорошо поработали, пришло время отдохнуть.

Физкультминутка

Ветер веет над полями

И колышется трава

Облако плывет над нами

Словно белая гора.

Ветер пыль над полем носит,

Наклоняются колосья

Вправо-влево, взад-вперед

А потом наоборот.

Мы взбираемся на холм,

Там немного отдохнем.

Заключительная часть.

Воспитатель. Ребята, мы провели с вами ряд опытов, чтобы выяснить состав почвы и ее свойства.

- Каковы же результаты проведенных опытов и наблюдений? (ответы детей) Мы узнали, что в состав почвы входят воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина.

- Что же получают растения из почвы? (ответы детей)

Во-первых, воздух, корни растений дышат воздухом, который находится в почве. Во-вторых, воду. Растения вместе с водой получают питательные вещества. Остатки погибших растений и животных перерабатывают бактерии и насекомые, которые находятся в почве. Так, почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Это настоящая кладовая питательных веществ для растений. Кроме того, животные, обитающие в почве, рыхлят ее, и в почву лучше проникают воздух и вода.

Рефлексия.

Вот и подошла к концу наша работа. Понравилось вам работать в лаборатории? У меня есть волшебная палочка. Давайте встанем в круг, будем передавать ее и говорить, какой опыт больше всего понравился.

Второй раз воспитатель спрашивает, проведение какого какой опыта вызвало затруднения.

- Мне понравилось как вы сегодня работали в парах, помогали друг другу. Прислушивались к мнению товарища.

Спасибо всем за работу.