КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «ВОЛШЕБНЫЙ ЗИМНИЙ ЛЕС» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Агеева А.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 1», г.Орёл
Цель: закреплять экологические знания детей старшего дошкольного возраста в зимний период. Задачи:
Образовательные:
- Расширять и уточнять знания детей о зиме, о зимних явлениях; - Расширять речевые и коммуникативные навыки, подбирая образные слова по теме; - Формировать навыки культуры поведения в природе. Развивающие: - Развивать любознательность; - Развивать зрительное, слуховое восприятие, слуховое внимание, память, мыслительные операции; - Развивать мелкую моторику рук; - Развивать творческую активность, фантазию. Воспитательные: - Формировать заботливое отношение к природе; - Воспитывать положительный отклик на красоту зимней природы, любовь к природе; - Воспитывать любознательность, дружелюбие. Материал и оборудование к НОД: ноутбук, аудио и видеофайлы по теме; кружочки - красного и зеленого цвета (по количеству детей), экологические знаки - разрешающие и запрещающие, медальон - экологические светофорики для дидактической игры «Экологический светофор»; аудиозапись для музыкальной игры «Снежинки - балеринки»; клей, вата, кисточки для клея (по количеству детей), подставки для кисточек, салфетки, лист ватмана с силуэтами деревьев и кустов. Предварительная работа: беседа о зиме, закрепление названий зимних явлений, просмотр видеофайлов и иллюстративного материала по теме «Природа зимой», музыкальная игра «Снежинки - балеринки».
Ход занятия: Каждое время года радует своей неповторимостью. Весна рассыпает по земле изумруды; лето раскрашивает землю всеми цветами радуги; осень одаривает землю золотом листьев. А сейчас какое время года? Кто знает? (Ответ) Зима - это самое волшебное время года. Давайте немного поговорим о зиме. Беседа о зиме. Какие зимние явления природы вы знаете? Дети:снегопад, метель, вьюга, иней. Как называется зимнее явление, когда идет сильный снег, дует, завывает ветер? Дети: метель, вьюга. Зимой бывает и так, что становится теплее, снежок подтаивает. На снегу образуется«наст». На крышах и на деревьях образуются сосульки. Как называется такое состояние погоды?Дети: оттепель. А как называется мелкий дождик Зимой? Дети: изморозь. Когда заканчивается изморозь и ночью немного подмораживает, на деревьях и кустах появляется красивый иней. Я предлагаю вас прогуляться по зимнему лесу. Но прежде чем мы отправимся в лес, мы с вами вспомним чего нельзя делать в лесу, если вы его друзья. А поможет нам в этом экологический светофор. Дидактическая игра «Экологический светофор» У экологического светофора каждый цвет имеет свое значение. Так же, как и светофор дорожный, наш экологический светофор, зажигая - красный - запрещает приносить вред природе, зеленый - разрешает помогать растениям и животным. А теперь давайте поиграем. Я покажу вам знак, а вы только включите нужный сигнал сфетофора, подняв кружочек вверх. 1) Знак - ломать ветки деревьев (Дети поднимают красный цвет). Вы зажгли красный цвет светофора, значит, какое правило вы знаете? Дети: Нельзя ломать ветки деревьев. Почему? Дети: деревья живые, очищают воздух, украшают землю, на деревьях живут птицы. 2) Знак - повесь кормушку(Дети поднимают зеленый цвет). А теперь зажгли зеленый. Значит, мы заботимся о птицах. Почему мы им помогаем? Дети: Под снегом, в холодное время им тяжело найти корм, и они могут погибнуть. 3) Знак - ловить диких зверей (Дети поднимают красный цвет)Почему? Дети: Нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес не живут. 4) Знак - рубить деревья. (Дети поднимают красный цвет). Почему? Дети: Потому что из - за этого гибнет природа, там живут белки и вьют гнезда птицы. 5) Знак - оставить мусор в лесу (Дети поднимают красный цвет). Почему? Дети: Загрязняется природа, исчезает красота. 6) Знак - охранять и оберегать природу. (Дети поднимают зеленый цвет). Дети, а как мы должны оберегать природу? Дети: Не разорять гнезда, не ломать деревья, ходить по тропинкам, заботиться о птицах, сажать деревья. Я вижу, что все установленные светофоры работали сегодня правильно. А включали их вы - маленькие помощники старшего экологического светофора. И поэтому я вам раздаю медальоны - экологические светофорики. Помните, что экологический светофор работает не только в лесу, но и в городе, и дома. Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки. Собрались все дети в круг, Я - твой друг и ты - мой друг. Крепко за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. Собирайся детвора, Путешествовать пора. Скажем вместе, скажем дружно «Нам в зимний лес попасть пора». Вот мы и в зимнем лесу. Посмотрите, как сказочно выглядит зимний лес (слайд №1), деревья укрыты снегом, снег сверкает и блестит на солнце. Подберите красивые слова для описания леса. Как выглядят деревья зимой? (слайд №2) Дети: Тихими, задумчивыми; укрытыми снегом, как одеялом; одетые в снежные шубки? замерзшие. Какой снег в лесу? (слайд №3) Дети: Пушистый, блестит на солнце, мягкий, серебристый. Какими словами можно сказать о снегопаде? (слайд №4) Дети: Снежные хлопья, пушистые снежинки, тихое кружение. Как приятно смотреть на падающие снежинки. Каждая будто свой танец исполняет, кружась в воздухе. Сейчас случится волшебство, предлагаю на время превратиться в снежинки. И пусть каждый из вас придумает и исполнит свой танец. Это будет не просто танец, а танец игра, слушайте внимательно музыку, когда она начнет звучать все тише и тише, вы тоже должны будете медленно завершить свой танец. С окончанием музыки пусть каждый из вас покажет, в какой же фигуре застыла его снежинка - балерина. Давайте все вместе закроем глаза и произнесем заклинание - превратимся в снежинки. Жинки, жинки, жинки мы теперь снежинки. (Открываем глаза) Музыкальная игра «Снежинки - балеринки» Какие красивые получились снежинки. Целый снегопад, молодцы. А теперь закроем глаза, произнесем заклинание и превратимся в ребятишек. Ишки, ишки, ишки опять мы ребятишки (открывайте глазки). Посмотрите в нашем лесу не просто снег, а настоящий снегопад. А каких родственников у слова «снег» можете назвать? Для подсказки я могу дать загадки: - Тихо, тихо, как во сне падает на землю (снег) - С небо падают пушинки - серебристые (снежинки) - На дорожки, на лужок запорхал кругом (снежок) - Вот веселье для ребят - все сильнее (снегопад) - Все бегут вперегонки, все хотят играть в (снежки) - На снегу - то, посмотри - с красной грудкой (снегири) - Словно в белый пуховик нарядился (снеговик) - Рядом снежная фигурка - это девочка (снегурка) Ребята, вы наверно замерзли в лесу? Давайте немножко согреемся. Игровое упражнение «Массаж» На дворе опять мороз Чтобы носик не замерз мы его сейчас потрем , и погладим, и помнем. Растираем наши щеки, Пусть алеют, как цветочки. Проведем по бровкам, глазкам, Будут глазки словно в сказке. А теперь погреем ушки, Вот какие непослушки, хлопним, хлопним, хлопним снова будем мы всегда здоровы. Ну что, согрелись? (ответ). А сейчас мы с вами пойдем дальше по зимнему лесу и выйдем на полянку художников, которые разукрашивают лес. Сейчас на этой полянке творят чудеса зимние художники. Хотите на память создать волшебную зимнюю картину, чтобы она украшала нашу группу и напоминала о сказочном времени года? Аппликация (изготовление зимнего леса с помощью ваты и клея). Работа в художественной мастерской. Замечательную прогулку мы с вами провели в лесу. Давайте скажем спасибо зиме, и нам пора возвращаться в детский сад. До свиданья, старый лес полный сказочных чудес! По тропинкам мы гуляли На полянке поскакали подружились мы с тобой, нам теперь пара домой Чтобы попасть нам домой, нужно взяться за руки и произнести слова: скажем вместе, скажем дружно нам в детский сад вернуться всем нужно! Заключительный этап. Рефлексия. Вот мы и в детском саду. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? (ответы), что мы делали в лесу? (ответы), что вам больше понравилась? (ответы), что запомнилась больше всего? (ответы). Ребята, вы такие молодцы, мне очень понравилась с вами путешествовать.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.