КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА
ПО ТЕМЕ: «ПРАВОПИСАНИЕ ЖИ – ШИ». ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Тема урока: «Правописание ЖИ – ШИ». Закрепление пройденного материала.
Цель урока: применение правил правописания: ЖИ-ШИ в устной и письменной речи.
Задачи:
1. повторить твёрдые согласные звуки, твёрдые парные шипящие;
2. повторить числовую форму слова;
3. закрепить правило написания слов с «ЖИ-ШИ»;
4. способствовать формированию умения выделять слова с сочетаниями «ЖИ – ШИ» среди других слов.
5. способствовать развитию речевой деятельности, формирование навыков сотрудничества;
6. формировать словесно-логического мышления.
Ход урока
1.Оргмомент (3 мин).
По звонку учитель приветствует детей и даёт психологическую установку на работу.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись от души-
До чего ж мы хороши!
- Откройте свои рабочие тетради, запишите число, классная работа в рабочую тетрадь.
- Сегодня на уроке за ваши правильные ответы я вам буду давать жетоны, а в конце уроке мы их подсчитаем.
2. Основная часть (35 мин)
Фронтальный опрос. (5 мин)
- Что мы проходили на прошлом уроке? (правило написания «жи-ши»).
- Ж и Ш – это какие буквы? (согласные).
- Что вы знаете о согласных звуках? (выдыхаемый воздух встречает преграду – язык, нёбо, зубы, губы, и от этого получается шум).
- Какие бывают согласные? (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие).
- Назовите шипящие парные согласные звуки, которые всегда твёрдые ([ж] - [ш]).
- Хорошо! Поднимите руку те, кто знает названия домашних животных? А диких? Замечательно! Кто знает бегемот, какое животное домашнее или дикое?
- Хорошо, значит, вы сможете помочь нашему другу бегемоту То-То. Он очень любит принимать гостей из разных стран. Он составил список животных, которых он хочет пригласить к себе домой, но не может отправить пригласительные, так как не знает, как правильно пишутся их имена. Вы поможете То-То разобраться в именах его гостей? (5 мин)
На доске изображены животные, которых То-То пригласил в гости:
- Смотрите, в названиях животных пропущены буквы. Как вы думаете какая буква пропущена в словах? (буква «и»)
- Хорошо! Всё верно! Вы молодцы!
- Теперь ребята посмотрите на доску, на ней записаны предложения, прочитайте их. Каких букв не хватает в словах? (3 мин).
· У Паш. был рыж.й кот и маш.на
· Вяжет мама длинный шарф, потому что сын ж.раф
· Кот живёт у нас на крыше, а в чулане живут мыш.
- Можно поставить «и», а можно и «ы». Кукую букву надо вставить? («и»).
- Молодцы! А теперь давайте проверим, как вы запомнили правило написания сочетания жи-ши. Приготовьте веер с буквами и, читая по цепочке слова с доски, показывайте букву, которую нужно вставить. (5 мин)
· верш.на ландыш. камыш. ж.тели
· нож. чертеж. крыш. еж.
· луж. ж.знь приш.вает карандаш.
· ж.раф ж.лет ш.шка кувш.н
- Молодцы!
Зашуршали камыши:
“Только с И пишите ШИ!”
Им ответили ежи:
“Только с И пишите ЖИ!”
Работа с учебником. (7 мин)
- А к нам на урок пришли ежи с заданием из учебника стр. 118 упр. 6. Прочитайте задание и выполните его письменно в тетрадях, комментируя по очереди.
Ёж – ежи, ёрш – ерши, нож – ножи, чертёж – чертежи, камыш – камыши, стриж – стрижи, ковш – ковши.
- Чем отличаются слова в паре? (ед.ч и мн.ч)
Ежи предлагают немного отдохнуть.
Физкультминутка. (3 мин)
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (поднять ладони над головой и махать)
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. (потереть себя за предплечья)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал. (сесть на место за парту)
- Отдохнули! Хорошо! Посмотрите на доску, у бегемота То-То снова проблемы. То-то поехал развозить свои приглашения на маш..не, но по дороге у него сломалась пруж..на в маш..не, он очень расстроился, потому что он приготовил для гостей чай из ш.повника и хотел их угостить. Но не сможет, если не доставит им приглашения. Вдруг То-то увидел ж.теля пустыни похожего на снеж.нку, от страха бегемотик побежал к маш.не, запнулся, упал и набил себе ш.ишку, неожиданно маш.на завелась и То-То повёз письма друзьям.
- Вам надо вставить правильные буквы в слова, в которых есть пропуски. (3 мин)
Маш.на, ж.тель, снеж.нка, ш.шка, пруж.на, ш.повник.
- Молодцы! Ребята, осталось выполнить последнее задание, но оно сложное, так как работать нужно самостоятельно. Гости, наконец, добрались до бегемота То-То. В процессе общения То-То постоянно допускал ошибки в словах. Вам нужно помочь То-То исправить ошибки! У каждого из вас на столе карточка, на которой напечатаны предложения, в которых То-То допускал ошибки. Исправьте ошибки в словах, где они есть. После сверим с доской. (4 мин)
Наши машынки стоят в гараже. (машинка)
У Серёжи и Алёши стрижы. (стрижи)
Чижык живёт на даче. (чижик)
Стрижы – птицы, а ерши – рыбы. (стрижи)
У Дашы и Маши душистые ландышы. (Даши, ландыши)
- Итак, кто справился без одной ошибки? Молодцы вы получаете по 2 жетона. У кого 1 или 2 ошибки? Вам нужно быть внимательнее. Кто допустил 3 и более ошибок вам нужно выучить правило.
3. Рефлексия. (5 мин)
- Давайте подведём итог урока:
Что вы узнали …
Чему вы научились ...
Какие орфограммы повторили? Как пишем жи-ши?
- Замечательно! У вас на столе лежат смайлики, положите их перед собой и возьмите в руку ручку. Сейчас вы должны посчитать свои жетоны. Если вы набрали 7 жетонов и больше нарисуйте вашему смайлику улыбку, если у вас 5 жетонов нарисуйте ему ровные губки, а если у вас меньше 5 жетонов нарисуйте грустный смайлик.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.