Содержание
План – конспект занятия...…………………………………………...2
Ход занятия…….……………………………………………………...3 Литература и источники………….………………………………….10
План – конспект занятия
Творческое объединение «Занимательная механика».
Раздел: «Маятниковые игрушки. Игрушки с использованием нити».
Тема занятия: «Знакомство с игрушками с использованием нити».
Тип занятия: комбинированный.
Возраст детей: 10 – 12 лет.
Год обучения: первый год обучения.
Продолжительность занятия: 90 мин.
Цель занятия: организовывать деятельность учащихся творческого объединения по усвоению теоретического материала об игрушках с использованием нити; создание условий для формирования навыков усвоения теоретического материала с помощью наглядных средств, игровых технологий, эвристических вопросов; способствовать формированию знаний по теме занятия.
Задачи:
Обучающая: дать представление об игрушках с использованием нити и применением их в игровой деятельности и жизни.
Развивающая: развивать умения пользоваться полученными знаниями в реальной жизни, интеллектуальное и творческое развитие.
Воспитательная: воспитывать чувство интереса к изучению эвристических вопросов и формированию знаний по представленной теме.
Ход занятия
1.Организационный этап.
Педагог: «Здравствуйте, ребята! Начинаем наше занятие. Давайте поприветствуем друг друга. Мы продолжаем работу над разделом «Маятниковые игрушки. Игрушки с использованием нити». Темой сегодняшнего занятия будет «Знакомство с игрушками с использованием нити». Вы узнаете как выглядят такие игрушки и как их можно применить в игровой деятельности и в повседневной жизни, какие эксперименты были проведены учеными - физиками».
2.Подготовительный этап.
Педагог: «Давайте посмотрим небольшое видео, после которого продолжим тему нашего занятия».
(Демонстрируется видео «Новая игрушка-маятник».
https://www.youtube.com/watch?v=nnV4PbdnpN4 )
Педагог: «Все очень просто и интересно. Вы увидели простую игрушку для домашнего питомца, обычный гелиевый шарик на нити с грузом его держащим в вертикальном положении. А где ещё в жизни вам встречалось применение таких шаров? ( Учащиеся предлагают варианты ответов, в том числе использование шаров для украшения праздничных мероприятий.)
Совершенно верно, ребята. Посмотрите на фото, подтверждающие ваши ответы. (Демонстрируется фото 1.)
Фото 1. Гелиевые шары для праздника.
3.Основной этап.
Педагог: « Игрушки были актуальны всегда. Выпиленные и картонные раскрашенные дергунчик, паяцы, клоуны и куклы, так называют игрушки, подвижные части которых соединены нитками вошли в моду еще в конце XIX–начале XX веков. Богородские мастера по-своему использовали устройство затейливой забавы. Их резные игрушки сделаны гораздо основательнее, что отразилось в местном, более серьезном названии – дергуны. Несложно изготовить такие игрушки, примеры таковых вы увидите на фото».
(Демонстрируются фото 2, фото 3.)
Фото 2. Игрушка – дергун. Фото 3. Игрушка – дергун (обратная сторона).
Педагог: «Ещё один
вид игрушек с использованием нити это с балансом. При сборке игрушки
нитки опускают в просверленные отверстия, переворачивают площадку, собирают нитки
в пучок и связывают узлом. Затем лишние нитки обрезают, а две оставшиеся
накручивают на гвоздик и прибивают к деревянному шарику – отвесу на расстоянии
2-2,5 см от узла. Все соединительные нити должны иметь равную длину.
С помощью этой простейшей конструкции можно манипулировать движением игрушки.
Дернешь шарик, или покачаешь по кругу, и игрушка оживает. Ритмом движения можно
управлять: быстрее и громче, медленнее и тише. Отвесы, называемые по традиции
балансами, делают разными способами. Чаще всего их точат на токарном станке в
виде шариков, строгают и режут в виде многогранников разных форм. Движение
игрушки прямо зависит от веса баланса, он должен быть оптимальным. Вот так они
выглядят».
(Демонстрируется фото 4.)
Фото 4. Игрушка с балансом.
Педагог: « Не менее интересной выглядит игрушка – весы. Такую игрушку всегда можно выбрать в подарок ребенку. Нить в ней используется в качестве крепления чаши весов».
(Демонстрируется фото 5.)
Фото 5. Игрушка – весы.
Педагог: « А теперь перейдем к так называемым «научным игрушкам». Предлагаю посмотреть небольшой фильм «Научная игрушка».
(Демонстрируется фильм «Научная игрушка» https://youtu.be/7oanIpdRR-Y)
Педагог: «Не правда ли, интересно? И вовсе несложно. Такие игрушки можно изготовить самим. Варианты могут быть разными, посмотрите на фото».
(Демонстрируется фото 6.)
Фото 6. Простая «научная» игрушка.
Педагог: « А теперь мы немного отдохнем, проведем физминутку»
Рисунок 1. Физминутка.
Педагог: «Рассмотрим еще несколько вариантов «Научных» игрушек с использованием нити. Посмотрите на рисунок 2 и фото 7.
Рисунок 2. Крутильный маятник. Фото 7. Простая игрушка.
Сейчас мы разделимся на команды и после просмотра видео изготовим простые крутильные маятники из пуговиц и нити.
(Демонстрируется видео https://www.youtube.com/watch?v=-IknEECjBOk
«Как сделать крутильный маятник своими руками?» после чего учащиеся начинают выполнять задание.)
Педагог: « Молодцы, ребята, вы все справились с заданием! А теперь посмотрите ещё на одну игрушку, в основе которой лежит принцип крутильного маятника».
(Демонстрируется фото 8.)
Фото 8. Игрушка «Гимнаст».
Педагог: «На предыдущих занятиях я уже рассказывала о маятнике Фуко. Хочу рассказать, чьё имя носит этот маятник. Посмотрите на фото 9.
Фото 9. Жан Бернар Леон Фуко.
Про маятник Фуко вы узнали немного ранее. Давайте вспомним, как он выглядит. ( Фото 10.)
Фото 10. Маятник Фуко.
Жан Бернар Леон Фуко - французский физик, член Парижской Академии наук, родился в Париже 18 сентября 1819 года. Кроме маятника Фуко, учёный спроектировал гироскоп, разработал метод измерения скорости света в воздухе и воде, а также создал один способов серебрения зеркал.
За проведение этого опыта Фуко был удостоен Ордена Почётного легиона - высшей награды Франции. Маятник Фуко впоследствии получил распространение во многих странах.
А теперь посмотрим еще один фильм.
(https://www.youtube.com/watch?v=JjvX7apSWhQ, «Красивые узоры маятника Фуко»)
Педагог: « Давайте подумаем, а можно ли самим изготовить подобный маятник. Конечно можно. Ведь мы уже умеем делать простые «Научные» игрушки. И следующие фото, являются тому примером. (Фото 11, фото 12.)
Фото 11. Узоры маятником. Фото 12. Маятник Фуко своими руками.
4. Заключительный этап.
Педагог: «Наше занятие подходит к концу. Еще раз вспомним, ребята, о чем сегодня шла речь, с чем мы познакомились?» (Учащиеся называют тему занятия, вспоминают, что на занятии шло знакомство с игрушками с использованием нити, экспериментах, описанных в фильмах.)
Хочу поблагодарить вас за работу на сегодняшнем занятии. Приступаем к уборке рабочих мест…
До встречи!»
Литература и источники
1. Ребенок в мире взрослых Е.А. Алябьева - М. : Флинта, 2011. - 36 с.
2. Школьникам о профессиях. /М.Н.Филенко. - М. ; Москва : Просвещение, 2016. - 12 с.
3. «Научные игрушки» – YouTube [ Электронный ресурс ] URL: https://www.youtube.com/watch?v=GUGr2kaZdqA (Дата обращения 05.11.2020)
4. «Новая игрушка-маятник». YouTube [ Электронный ресурс ] URL: https://www.youtube.com/watch?v=JjvX7apSWhQ (Дата обращения 10.10.2020)
5. «Как сделать крутильный маятник своими руками». YouTube [Электронный ресурс ] URL: https://www.youtube.com/watch?v=-IknEECjBOk ( Дата обращения 02.11.2020)
6. «Красивые узоры маятника Фуко». YouTube [Электронный ресурс ] URL: https://www.youtube.com/watch?v=-IknEECjBOk (Дата обращения 25.12.2020)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.