Конспект занятия по развитию речи
Подготовила: Назарова Ольга Сергеевна
Цель: углубление знаний детей о перелетных птицах.
Задачи:
1. Расширять представления детей о перелетных и зимующих птицах.
2. Формирование у детей умение согласовывать слова в предложении, совершенствовать диалогическую речь.
3. Активизация и пополнение словаря по теме «Перелетные птицы», упражнение в построении грамматически правильно построенных предложений.
4. Продолжать работу по совершенствованию навыка словообразования.
5. Продолжать воспитывать бережное отношение к природе и желание защищать ее и все живое; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
6. Воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать и доброжелательно оценивать рассказы товарищей.
Материал и оборудование: презентация «Перелетные птицы», ноутбук, экран, проектор, аудиозапись «Письмо от сороки», аудиозапись «Письмо от ворона».
Ход занятия
Вводная часть
Л: Дети, приглашаю вас поиграть немножко.
Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,
Руку правую подали, руку левую пожали.
И друг друга мы обняли.
Отошли и поклонились.
Л: Для чего нужно здороваться?
Д: Это приветствие. Когда люди здороваются, они желают здоровья друг другу.
Л: Как правильно здороваться?
Д: С взрослыми - здравствуйте, со сверстниками - привет.
Основная часть
Звучит аудиозапись.
Сорока: Беда-беда! Перелетные птицы заблудились и замерзли в заколдованном лесу. Они никогда не смогут найти дорогу на юг. Злой волшебник их заколдовал. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Дети, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц!
Л: Догадались от кого пришло письмо?
Д: Это сорока.
Л: Особа всем известная, про нее говорят еще, что новости на хвосте приносит.
Л: Что же нам делать? Как нам поступить, чтобы расколдовать птиц? Давайте покажем злому волшебнику, что мы много знаем о перелетных птицах, может они расколдуют наших птиц и они найдут дорогу в теплые края.
Беседа «Перелетные птицы»
•Л: Почему называют птиц перелетные?
•Д: Так называют птиц, которые улетают в теплые края.
•Л: В какое время года они улетают?
•Д: Перелетные птицы улетают осенью.
• Л какое время года перелетные птицы к нам возвращаются?
•Д: Перелетные птицы возвращаются весной.
•Л: Как называют птиц, которые остаются с нами?
•Д: Таких птиц называют зимующие.
Л:Почему их так называют?
Д: Зимующие птицы никуда не улетают и зимуют на родине.
•Л: Как вы думаете, в какое время года птиц больше?
•Д: Птиц больше летом.
•Л: Как вы думаете, почему птиц больше летом?
• Это птицы зимующие и перелетные.
•Л: Как вы думаете, каких птиц заколдовал злой волшебник, кто заблудился в лесу?
•Д: Перелетные птицы заблудились в лесу.
•Л: Как вы думаете, где птицы вьют свои гнезда?
•Д: Птицы вьют гнезда на деревьях (на кустах, в траве, в дуплах, в скворечниках).
•Л:•А теперь загадки:
1. Без рук без, топора
построена изба….
• Что это? (Гнездо).
2. Гнезда не строит никогда.
Яйцо соседям оставляет,
И птенчика не навещает. (Кукушка).
•Л: Что нового узнали об этой перелетной птице?
•Д: Кукушка не строит гнезда и подбрасывает свои яйца.
3. Это старый наш знакомый.
Он живет на крыше дома –
Длинношеий, длинноклювый,
Длинноносый, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист).
•Л: Что нового узнали об этой перелетной птице?
•Д: Аист питается лягушками.
4. Всех перелетных птиц черней
Он чистит пашню от червей. (Грач).
•Л: Что нового узнали об этой перелетной птице?
•Д: Птица грач черного цвета.
5. Под крышей
• я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенцов стелю на дно
Мягкую перину. (Ласточка).
•Л: Что нового узнали об этой перелетной птице?
•Д: Ласточка лепит гнездо из комочков глины.
6. На шесте дворец.
Во дворце – певец. (Скворец).
•Л: Что нового узнали об этой перелетной птице?
•Д: Скворцы весело поют.
Л: Как вы думаете, какие это птицы на слайдах были?
•Д: Это были перелетные птицы.
•Л: Как вы думаете, что это за птицы?
Д: Это зимующие птицы
Л: Назовите их.
Воробей, ворона, сорока.
Физкультминутка “Улетают – улетел”
Скоро белые метели
Снег поднимут от земли (дети поднимают руки снизу верх)
Улетают, улетают, улетели журавли (имитация полета журавлей)
Не слыхать кукушки в роще (руки к ушам)
И скворечник опустел (руки перед собой)
Аист крыльями полощет (взмахи руками)
Улетает, улетел (имитация полета птиц).
Л: Наверное, злой волшебник услышал, как много мы знаем о перелетных птицах и расколдовал их? А вы слышите пение птиц?
Д: Мы не слышим пение птиц.
Л: Что же нам делать? Как вы думаете, кто нам поможет?
Д: Мы не знаем.
Звучит аудиозапись.
«Здравствуйте дети! Я слышал о вашей проблеме и могу вам помочь. Для этого вам нужно ответить на вопросы»
Л:Давайте попробуем ответить на вопросы.
Упражнение «Закончи предложение»
Л: Весной птицы строят гнезда, потому что…
Д: Они выводят в них птенцов.
Л: Первыми улетают на юг ласточки, потому что….
Д: Они питаются насекомыми.
Л: Последними улетают осенью лебеди, гуси, утки, потому что….
Д: Водоемы долго не замерзают и дают им пищу.
Л: Все люди любят слушать соловья, потому что….
Д: Он замечательно поет.
Л: Гусеницы не могут уничтожить урожай, потому что….
Д: птицы их уничтожают.
Л: Птиц нужно любить и охранять, потому что….
Д: Они приносят большую пользу (украшают природу, замечательно поют и т. д.)
Л: Каких вы знаете перелетных птиц?
Д: Перелетные птицы это кукушка, грач, скворец, аист, ласточка.
Заключительная часть
В: Как вы думаете, у вас получилось снять чары злого волшебника?
Д: У нас получилось снять чары злого волшебника.
Л: Почему?Что мы слышим?
Д: Это крики улетающих птиц. Они нам говорят спасибо.
Л: Мудрому ворону и сороке понравились наши ответы. Они теперь, как и вы, многое знают о перелетных птицах. Мы сняли чары злого волшебника.
Дети, какое приключение случились сегодня с нами?
Д: Мы попали в заколдованный лес к злому волшебнику.
Л: На какие вопросы вам было трудно отвечать?
Л: Как вы думаете мы справились?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.