Конспект занятия по развитию речи для старшей группы «Рассказывание по картине «Ежи»
Цель: помочь учить детей составлять рассказ по картине, с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных; правильно строить предложения; четко проговаривать слова.
Задачи: воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках; развивать у детей словарь: прилагательные (колючий, недотрога, глаголы (действия);
упражнять умению сравнивать иголку для шитья и иголкой ежа;
Материал: Картина «Ежи» (серия «Дикие животные», автор П. С. Меньшикова)
Ход занятия
Воспитатель загадывает загадку о еже:
Сердитый недотрога живёт в глуши лесной,
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Н. Артюхова)
Показать предметную картинку ежа.
- Почему сказано, что ёж – недотрога? (Потому что он весь в иголках, до него нельзя дотронуться, он колючий, можно уколоться, его нельзя взять голыми руками).
- Зачем ежу нужны иголки? (Чтобы защищаться от лисы, волка, прятаться от неприятностей).
-Чем питается ёж? (Мышами, червячками, жуками, корнями деревьев).
-Как вы думаете, как попали ежу на спину яблоко, гриб и груша? (Упали с дерева, кто-то помог положить на спину).
-У ёжика лапки маленькие, коротенькие, он сам не может что-то положить на спину.
Интересные сведения о еже
Ёж обитает в лесу. Спина животного покрыта иглами. Окраска игл: белые у основания и на кончике, а в середине чёрные. Мех серого цвета. Мордочка вытянутая и заканчивается острым носиком. Глаза чёрные и круглые. Маленькие ушки и хвостик. Задние ноги немного длиннее передних. Зубы острые. Общение ежей происходит с помощью свиста. Ворчат они, когда разозлятся. У ежей очень хороший слух и нюх. Ест насекомых, улиток, червяков, ягоды, желуди, грибы. Любит молоко. Ежи зимой спят, а весной начинает бодрствовать и активно поедать всё, что только можно, они очень прожорливы. Весной у ежихи появляются ежата. Новорожденные ежи голые, слепые и беззащитные. Враги у ежей: филины, лисы и другие хищники. Колючки и сворачивание в клубок – это природная защита от хищников. Однако она не всегда помогает – лиса откатывает ежика в воду, чтобы он развернулся. Никогда не берите ежиков домой! В неволе они практически не живут. Кроме того ежи – разносчики опаснейших для человека клещей.
Пальчиковая гимнастика
Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. (пальцы в замок)
На спине иголки очень – очень колкие. (поднимать и опускать пальцы)
Хоть и ростом ёжик мал, нам колючки показал, (повертеть вправо, влево)
А колючки тоже на ежа похожи. (поднимать и опускать пальчики)
На ежа мы поглядим, молочка ему дадим, (сделать блюдечко ладошками)
Но не тронем колкие на спине иголки мы. (погрозить пальчиком)
Выставляется картина «Ежи».
-Рассмотрите внимательно, что нарисовано на этой картине? (Ежи, ежиха с ежатами)
-Какое название можно дать этой картине? (Ежи)
-Как можно назвать маму ежат? (Ежиха) А её деток? (Ежата)
-Где находятся ежиха и ежата? (В лесу)
-А что они тут делают? (Живут, гуляют).
-Какое время года на картине? (Лето)
-А как вы догадались? (Потому что травка зеленная, ягоды растут, деревья зелёные)
-А что делают ежата? (Один ёжик пьёт воду, другой смотрит на лягушку, а третий внимательно смотрит на жука)
-Что делает ежиха? (Наблюдает за своими ежатами)
-Как вы думаете, что они будут делать потом? (Пойдут домой, пойдут в гости)
Воспитатель даёт задание придумать рассказ по этой картине, использовав в нём слова, которые только что говорили о еже. Напоминает эти слова (колючий, недотрога и т. д.) Каждый должен придумать свой рассказ. После двух рассказов ответы оцениваются детьми с помощью вопросов воспитателя (У кого рассказ был самый интересный)
После высказываний детей воспитатель подводит итог (Рассказ интересный, короткий, законченный)
Воспитатель предлагает составить коллективный рассказ. Вызывает троих детей, предлагает им договориться: кто будет начинать, кто продолжать и кто заканчивать. Выполнив задание, дети отвечают на вопрос, как им интереснее рассказывать: по одному или группой.
Физкультминутка.
Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики
Прыг-скок, прыг-скок.
Стоп! Сели!
Травушку покушали
Тишину послушали
Выше, выше высоко
Прыгай на носках легко.
Игра «Закончи предложение»
Итог занятия.
-Ребята, наше занятие подошло к концу.
-Давайте с вами вспомним, о чём мы сегодня говорили, что интересное и новое узнали.
-Что вам больше всего понравилось на занятии?
-Где нам эти знания могут пригодиться?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.