Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников по теме "Описание предметных картинок"

  • docx
  • 15.01.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект занятия Описание предметных картинок.docx

Конспект занятия по развитию речи.

Тема: Описание предметных картинок.

Уточнение обобщающих понятий.

 

Задачи:

Связная речь: учить составлять коллективный описательный рассказ по предметам; обогащение экспрессивной речи сложными словами.

Словарь, грамматика: учить выделять общие и индивидуальные признаки предметов, сравнивать предметы по величине, форме, цвету; уточнить родовые понятия «мебель», «игрушки»; активизировать глаголы, выражающие разные состояния; воспитывать умения понимать и объяснять смысл образных выражений; логично ставить вопросы, находить предметы по выделенным признакам.

Материал: мультимедийное сопровождение, мяч, лимон, книга, петушок, плюшевый мишка, яблоко, конфета.

 

Ход занятия:

Педагог: Сегодняшнее занятие мы начнем с игры «Слова наоборот».

Тепло – … (холодно)

Стоять – … (бежать)

Узкий – … (широкий)

Радость -  …

Высокий - …

Работа - …

Жадный - …

Ребята, сегодня мы совершим экскурсию в магазин.

Я сегодня продавщица.

В магазине для детей.

У меня полно товаров,

Заходите поскорей.

Педагог задаёт вопросы:

- Что первое мы увидели, войдя в магазин?  (Мячи).

 

- Что общего между мячами, чем они похожи? (Круглые, предназначены для игры).

- А теперь скажите, чем мячи отличаются друг от друга? (Педагог побуждает детей выделять различия по размеру, по цвету, по назначению).

В ходе обсуждения вводятся понятия «красочный», «однотонный».

- Если мяч разноцветный, как по-другому еще можно сказать?

- Когда мяч одно цвета, какой он?

В заключение подводится итог:

все мячи круглые, но различаются по размеру (один – большой, другой – поменьше, третий – самый маленький, по цвету (бывают яркие, красочные, однотонные, предназначены для игр в футбол, баскетбол, детских подвижных игр.

А теперь мы отправляемся в следующий отдел. 

Педагог задаёт вопросы:

- Что мы видим?

  

(Игрушки: куклы, пирамидки)

- Что общего между игрушками, чем они похожи?

- А теперь скажите, чем игрушки отличаются друг от друга? (Педагог побуждает детей выделять различия по размеру, по цвету, по материалу).

- Что же находится в следующем отделе магазина?  (Столы, стулья)

 

- Что общего между этими предметами, чем они похожи? (мебель).

- А теперь скажите, чем эти предметы отличаются друг от друга?

(Педагог побуждает детей выделять различия по размеру, по цвету, по принадлежности).

А вот перед нами отдел: «Вот они какие – руки золотые». 

 

 

 

- Послушайте об одной девочке, которую зовут Леночка.

«Леночка, - говорит ей мама,- вымой руки. Они у тебя грязные». А Леночка отвечает: «Но ведь ты сама говорила, что нельзя расти белоручкой».

- Как вы думаете, что значит слово БЕЛОРУЧКА? (Тот, кто не любит и не умеет трудиться, ленится.) 

 

 - Послушайте стихи: 

«Ветерок спросил, пролетая,

Отчего ты, рожь, золотая?

 А в ответ колоски шелестят:

«Золотые руки растят» (Е. Серова).

- Какое слово повторялось в этих стихах? (Золотая.)

- Почему поэт в стихотворении называют рожь золотой? (она ярко - желтая, похожа на золото).

- А как вы понимаете выражение «ЗОЛОТЫЕ РУКИ», что это значит?

 (руки, которые всё делают очень хорошо, умело, талантливые).

 

Игра с мячом «Назови одним словом»

(образование сложных слов).

Педагог: А теперь давайте попробуем образовать сложные слова – названия игрушечных приборов, машин, которые должны завести в магазин. «Назови одним словом».

Пыль сосет – (пылесос)

Молоко возит – (молоковоз)

Ходит при помощи пара – (пароход)

Сам летает – (самолет)

Ходит по луне – (луноход)

Хлеб режет – (хлеборезка)

Кофе молоть – (кофемолка)

Кофе варит – (кофеварка)

Сок выжимать – (соковыжималка)

Мясо рубить – (мясорубка)

При помощи пара возит – (паровоз)

Бетон мешать – (бетономешалка)

Воду возить – (водовоз)

Бензин возить – (бензовоз)

Педагог: Отлично! И с этим заданием вы справились.

Ребята, раз уж мы в магазине, то мы не можем уйти без покупок. Давайте опишем предмет, который мы хотим купить, не называя его, а только отвечая на вопрос «Какой он?» 

 Перед детьми картинки – лимон, книга, плюшевый мишка, яблоко, конфета.

 

 

Педагог задаёт вопрос:

- Что ты хочешь купить? (ребенок описывает лимон – кислый, желтый, овальный, ароматный). И т. д.

Книга – …

Плюшевый мишка – …

Яблоко – …

Конфета – …

 

Итак, подведем итоги, ребята.

- Что нового вы узнали?

- Кого называют белоручкой?

- Какие руки называют золотыми?

- По каким признакам мы различали предметы? 

 

Спасибо всем.


 

Скачано с www.znanio.ru