Конспект занятия по развитию речи.
Тема: Описание предметных картинок.
Уточнение обобщающих понятий.
Задачи:
Связная речь: учить составлять коллективный описательный рассказ по предметам; обогащение экспрессивной речи сложными словами.
Словарь, грамматика: учить выделять общие и индивидуальные признаки предметов, сравнивать предметы по величине, форме, цвету; уточнить родовые понятия «мебель», «игрушки»; активизировать глаголы, выражающие разные состояния; воспитывать умения понимать и объяснять смысл образных выражений; логично ставить вопросы, находить предметы по выделенным признакам.
Материал: мультимедийное сопровождение, мяч, лимон, книга, петушок, плюшевый мишка, яблоко, конфета.
Ход занятия:
Педагог: Сегодняшнее занятие мы начнем с игры «Слова наоборот».
Тепло – … (холодно)
Стоять – … (бежать)
Узкий – … (широкий)
Радость - …
Высокий - …
Работа - …
Жадный - …
Ребята, сегодня мы совершим экскурсию в магазин.
Я сегодня продавщица.
В магазине для детей.
У меня полно товаров,
Заходите поскорей.
Педагог задаёт вопросы:
- Что первое мы увидели, войдя в магазин? (Мячи).
- Что общего между мячами, чем они похожи? (Круглые, предназначены для игры).
- А теперь скажите, чем мячи отличаются друг от друга? (Педагог побуждает детей выделять различия по размеру, по цвету, по назначению).
В ходе обсуждения вводятся понятия «красочный», «однотонный».
- Если мяч разноцветный, как по-другому еще можно сказать?
- Когда мяч одно цвета, какой он?
В заключение подводится итог:
все мячи круглые, но различаются по размеру (один – большой, другой – поменьше, третий – самый маленький, по цвету (бывают яркие, красочные, однотонные, предназначены для игр в футбол, баскетбол, детских подвижных игр.
А теперь мы отправляемся в следующий отдел.
Педагог задаёт вопросы:
- Что мы видим?
(Игрушки: куклы, пирамидки)
- Что общего между игрушками, чем они похожи?
- А теперь скажите, чем игрушки отличаются друг от друга? (Педагог побуждает детей выделять различия по размеру, по цвету, по материалу).
- Что же находится в следующем отделе магазина? (Столы, стулья)
- Что общего между этими предметами, чем они похожи? (мебель).
- А теперь скажите, чем эти предметы отличаются друг от друга?
(Педагог побуждает детей выделять различия по размеру, по цвету, по принадлежности).
А вот перед нами отдел: «Вот они какие – руки золотые».
- Послушайте об одной девочке, которую зовут Леночка.
«Леночка, - говорит ей мама,- вымой руки. Они у тебя грязные». А Леночка отвечает: «Но ведь ты сама говорила, что нельзя расти белоручкой».
- Как вы думаете, что значит слово БЕЛОРУЧКА? (Тот, кто не любит и не умеет трудиться, ленится.)
- Послушайте стихи:
«Ветерок спросил, пролетая,
Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
«Золотые руки растят» (Е. Серова).
- Какое слово повторялось в этих стихах? (Золотая.)
- Почему поэт в стихотворении называют рожь золотой? (она ярко - желтая, похожа на золото).
- А как вы понимаете выражение «ЗОЛОТЫЕ РУКИ», что это значит?
(руки, которые всё делают очень хорошо, умело, талантливые).
Игра с мячом «Назови одним словом»
(образование сложных слов).
Педагог: А теперь давайте попробуем образовать сложные слова – названия игрушечных приборов, машин, которые должны завести в магазин. «Назови одним словом».
Пыль сосет – (пылесос)
Молоко возит – (молоковоз)
Ходит при помощи пара – (пароход)
Сам летает – (самолет)
Ходит по луне – (луноход)
Хлеб режет – (хлеборезка)
Кофе молоть – (кофемолка)
Кофе варит – (кофеварка)
Сок выжимать – (соковыжималка)
Мясо рубить – (мясорубка)
При помощи пара возит – (паровоз)
Бетон мешать – (бетономешалка)
Воду возить – (водовоз)
Бензин возить – (бензовоз)
Педагог: Отлично! И с этим заданием вы справились.
Ребята, раз уж мы в магазине, то мы не можем уйти без покупок. Давайте опишем предмет, который мы хотим купить, не называя его, а только отвечая на вопрос «Какой он?»
Перед детьми картинки – лимон, книга, плюшевый мишка, яблоко, конфета.
Педагог задаёт вопрос:
- Что ты хочешь купить? (ребенок описывает лимон – кислый, желтый, овальный, ароматный). И т. д.
Книга – …
Плюшевый мишка – …
Яблоко – …
Конфета – …
Итак, подведем итоги, ребята.
- Что нового вы узнали?
- Кого называют белоручкой?
- Какие руки называют золотыми?
- По каким признакам мы различали предметы?
Спасибо всем.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.