Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Прогулка по лесу»

  • docx
  • 29.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект по развитию речи.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3 «Солнышко»

 

 

 

 

 

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

 

 

 

 

 

«Прогулка по лесу»

 

 

 

Латышева Л.В.,

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    г. Рассказово

 

 

Цель: развивать речь у детей дошкольного возраста.

Задачи:

 

Образовательные.

 

1)    Закрепить знания детей о гласных и согласных (твёрдых и мягких) звуках, определении  первого  звука в слове.

2)    Продолжить знакомство детей с многозначными словами.

3)    Упражнять детей в  умении  определять  родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний.

4)    Упражнять детей в подборе антонимов - слов с противоположным значением.

5)    Закрепить умение детей называть прилагательные и  глаголы к существительным.

6)    Упражнять детей в суффиксальном образовании слов.

7)    Закрепить знания детьми пословиц о труде.

Развивающие.

Развивать у детей внимание, мышление, память.

Воспитательные.

Воспитывать умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

Материал: цветы красного, зеленого и синего цвета (вырезанные из бумаги);   картинки (шишка, бабочка, птичка, стрекоза, муравей, кузнечик, жук, грибочек, листочек, медведь, лиса, солнце, волк, белка, окно, лось, сорока, дерево, аист, ворона, яблоко); игрушки-герои: ёлочка, мухоморчик, лягушка, лиса, зайчик; посуда для чаепития; магнитофон; предметы для декорации группы.

Предварительная работа: заучивание физ. минутки, пословиц о труде; дидактические игры.

 

Ход занятия.

Воспитатель.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам отправиться вместе со мною в сказочный лес и познакомиться там с его обитателями. Вы согласны пойти? Тогда в путь! Становитесь друг за другом, чтобы пройти по узкой лесной дорожке.

(Дети идут по заранее выложенной дорожке)

-Ой, ребятки, посмотрите, мы вышли на полянку. Какая она красивая: зелёная, вся в цветах. А цветы-то непростые, а почему-то только трех цветов: красные, синие да зелёные. Давайте с вами вспомним, какие звуки  каким цветом обозначаются. ( Это звуки: гласные, мягкие и твёрдые согласные).

 Ребята, давайте сейчас каждый возьмёт по одному цветочку и назовёт любой звук, который соответствует этому цвету. (Дети называют)

А здесь кроме цветов ещё что-то есть. Возьмите в руки картинки, назовите их  и определите первый звук в этих словах. (Картинки: грибочек, листочек, шишка, птичка, стрекоза, жук, кузнечик, муравей, бабочка).

- Вы замечательно справились с первым заданием, значит, мы можем идти дальше.

 

Воспитатель.

- Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Давайте попросим помощи  у ёлочки, она стоит рядом с мухоморчиком.

- «Я помогу вам дальше пройти, если вы про мои иголочки что-нибудь интересное расскажете, а мухоморчику про его ножку».

- Конечно, расскажем. Скажите, ребята, разве только у ёлки бывают иголки. А какие вы еще  иголки знаете? (у сосны, швейную, у ежа, медицинскую).

- А какие ножки вы знаете? (у детей, у стола, стула, кресла).

- Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием и показали, что хорошо знаете многозначные слова.

Воспитатель

 - Ребята, продолжим свой путь. Но вот, беда, впереди болото, через него опасно проходить. Что же нам делать? Посмотрите, на кочке сидит Лягушка, давайте спросим у неё (У Лягушки задание).

 Она может перекинуть мостик, если мы выполним её задание.

 

Дидактическая игра «Назови, чей предмет: мой, моя, моё?»  (Картинки)

Солнце             Медведь         Лиса          

Окно                  Волк               Белка          

Дерево              Лось               Сорока          

Яблоко           Аист               Ворона          

Воспитатель.

- Ребята, мы снова справились с заданием и Лягушка перекинула мостик. Нужно идти  дальше, а сил совсем нет. А вот и пенёчек стоит,  давайте отдохнём?

Физ. минутка «Дикие животные»:

Встанем, надо отдохнуть,          

Наши пальчики встряхнуть.          

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –              

Так шевелят ушками                  

Серенькие зайчики.                  

Крадёмся тихо на носочках,    

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернём.

Теперь садимся тише, тише

Притихнем, словно, в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень мёда

А где достать – не знал.

Воспитатель

– Ребята, посмотрите, на дорожке сидит хитрая лисичка. Она хочет с нами поиграть в игру. Поиграем?

 

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

День        –  ночь  

Сахар      –  соль

Чистота  –  грязь

Зима        –  лето

Потолок  –  пол          

Узкая       –  широкая (юбка)        

Длинное  –  короткое (платье)        

Сильный  –  слабый (спортсмен)        

Весёлая    –  грустная (девочка)        

Высокий  –  низкий (человек)                

Смеётся   –  плачет (ребёнок)

Лежит      –  сидит (кошка)

Закрыть   –  открыть (дверь)

Надевает  –  снимает (шапку)

Воспитатель.

- Вот какие мы умные, опять выполнили задание, идём дальше.

 Посмотрите, ребятки, под ёлочкой сидит Зайчик. Давайте мы подберём слова, которые отвечали бы на вопросы:  «Какой?» и «Что делает?» к слову «Зайчик».

Дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает?»

Зайчик (какой?) – маленький, трусливый, добрый, серый, вежливый, трудолюбивый, ласковый, заботливый, пушистый.

Зайчик (что делает?) – спит, прыгает, бегает, грызёт, радуется, прячется, дрожит, боится, убегает и т.д.

Настроение у Зайчика (какое?) - радостное, весёлое, счастливое.

- Ребята, Зайчику очень понравилось, как хорошо мы про него рассказали. В благодарность он хочет напоить вас чаем.

 

Воспитатель.

- Ребята, а как вы думаете, куда Зайчик положит хлеб?

- Как называется посуда для хлеба? (Хлебница).

- Для сахара? ( Cахарница).

- Для конфет? (Конфетница).

- Для салата? (Салатница).

- Для салфеток? (Салфетница).

- Для масла? (Маслёнка).

- Для соли? (Солонка).

- Молодцы, ребята! Вы знаете много слов. Наш путь был сложный, но вы потрудились на славу!

- Ребята, а какие пословицы про труд мы знаем?

«За всякое дело берись умело»;

«Жизнь дана на добрые дела»;

«Терпение и труд всё перетрут»;

«Какие труды, такие и плоды» и др.

Итог занятия

Молодцы, ребята! Все задания выполнили правильно.

- А теперь Зайчик приглашает вас за стол.

Проводится чаепитие.