Ознакомление с окружающим миром (средняя группа)//Соломенникова О.А.
Тема занятия: «Скоро зима! Беседа о жизни диких животных в лесу»
Цель: дать детям представление о жизни диких животных зимой; формировать интерес к окружающей природе; воспитывать заботливое отношение к животным.
Оборудование: панорама зимнего леса (макеты пней и ёлочек), картинки диких животных (волк, медведь, белка, ёж, барсук, заяц, снегирь), кормушка, мягкая игрушка – зайчик, mp3-проигрыватель, музыка для музыкальных минуток, картинки «Правила поведения в лесу».
Ход занятия:
Орг.момент
Воспитатель:
- Доброе утро, ребята! Посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.
- Здравствуйте! Мы поздоровались, а значит пожелали друг другу доброго здоровья.
В гости к детям приходит зайчишка.
Зайчишка: Здравствуйте, дети, я заблудился и очень хочу вернуться домой, а как найти дорогу, не знаю, помогите мне, пожалуйста!
Воспитатель: Ребята, давайте поможем зайчику. Как вы думаете, где может жить зайчик? (ответы детей). Конечно, зайчик живет в лесу. Я предлагаю нам отправиться в лес и помочь зайчишке найти его дом.
-Но прежде чем мы туда попадем, мы должны одеться потеплее. Почему? (ответы детей) Сейчас какое время года? (поздняя осень) А еще нам надо вспомнить правила поведения в лесу.
Дети: Не шуметь, не бросать мусор, не ломать деревья (картинки показать)
-Ребята, давайте послушаем лесную тишину, закроем глазки (звучит спокойная музыка)
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес! (Посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
На стульчики тихо сели.
-Посмотрите, как красиво кругом: стоят высокие деревья, тишина в лесу. А какие интересные деревья здесь растут! Как они называются? (Ёлочки) (показать на ёлочки)
- У них есть листья? (Нет)
- А что у них вместо листьев? (Иголочки)
-Ребята, а как называют
животных, которые живут в лесу? (дикие)
Воспитатель: А почему их так называют?
Дети:
Они сами добывают себе пищу. Животные сами строят себе жилища. Они сами
заботятся о своих детенышах.
-Ребята, а кто это к нам попался на тропинке, внимательно слушайте загадку.
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу.
-Кто это, ребята? (Белка.) Правильно вы отгадали, ребята, умницы! Белка живет в дупле. Чем же занята белка осенью? (Ответы детей.) Белка осенью готовится к зиме.
-А как она готовится к зиме?
Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая.
-Какая шерсть вырастает у белки? (Ответы детей.) Шерсть эта теплая и серая.
-Как вы думаете, почему у белки зимой серая шерсть? Правильно, чтобы ее было трудно заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой.
-Как еще белка готовится к зиме? Делает запасы. А что запасает белка? Правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы.
-Идём дальше, интересно, кого еще мы повстречаем на лесной тропинке?
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу краса.
Кто же это? (Лиса.)
-Отгадали? Как же лиса готовится к зиме? (Ответы детей.) Лиса осенью линяет. Какая шерсть вырастает у лисы? Теплая. Умницы.
-А меняет ли лиса цвет шерсти? Нет? Правильно. Она и зимой рыжая потому, что ей не от кого прятаться и маскироваться, она — сама хищник, питается мышами. Пока я вам рассказывала, лиса-то убежала.
-Дети, не ходите по левой дорожке, там медведь готовится к спячке. Ребята, как вы думаете, как медведь готовится к зиме? (ответы детей воспитатель дополняет при необходимости)
Справка: Медведь строит себе берлогу и зимой в ней спит. Мех медведя к зиме становится густым и теплым, поэтому он не мерзнет. Питается медведь ягодами, медом и рыбой. Летом и осенью много ест – запасается пищей до весны, наращивает жир. Весной с появлением пищи медведь выходит из берлоги. Поэтому мы ему мешать не будем.
-А кто еще спит зимой (ёж, барсук)
Музыкально-ритмическая игра «Мы в лесу гуляли» (муз. Е. Железновой)
-Ой, ребята, это кого мы только что спугнули? (волка)
-Как же волк готовится к зиме? (Ответы детей.) Он тоже линяет. Какая у него шерсть вырастает? Теплая шерсть вырастает. Волк тоже хищник. Зимой охотится на других животных и крупных лесных птиц.
-Ой, что это за следы такие необыкновенные (показать заячьи следы)
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы,
Уши больше головы?
-Кто это, ребята? (Заяц.) Молодцы! Заяц тоже осенью готовится к зиме. Интересно, как он это делает? Заяц не делает запасы, как белка, он грызет кору деревьев зимой. Заяц осенью линяет, у него вырастает теплая шерстка.
-Почему? Чтобы зимой ему было не холодно.
А еще шерстка зайки становится другого цвета, какого (Ответы детей.) Белая шерсть. Почему? Умницы. Чтобы зайца не было видно на белом снегу, чтобы его не заметили лиса и волк. А теперь, ребята, попрыгаем с зайцем! Встаем возле стульчиков. Ребята изображают зайчиков, лапки подтянуты к груди, — они скачут, имитируют движения зайцев.
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг — и убежал!
-Раз здесь его родные, значит и дом неподалеку.
Зайчишка: Нашёлся мой дом. Спасибо, ребята большое, ох, ну и проголодался же я , пойду погрызу кору березки. До свидания!
Воспитатель: Ну а нам пора возвращаться.
(звучит спокойная музыка, дети закрывают глаза)
-Ребята, много интересного мы увидели и узнали сегодня про зверей. А про то как готовятся к зиме птицы ничего не сказали. Одни птицы улетают в теплые края (перелетные), а другие остаются зимовать (зимующие) ? Каких зимующих птичек вы знаете?
-Нашим птичкам очень голодно зимой. Как мы можем им помочь? Сделать кормушки (показать кормушку) и угостить зернышками и ягодками.
Подведение итогов
-Ребята, вам понравилось в лесу?
Дети. Да!
- Кого мы встретили в лесу? (ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, животные хорошо подготовились к зиме?
Дети: Да.
Воспитатель: Верно. От лютой стужи их спасает пушистая теплая шерсть. У зайца, белки меняется и окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу ни орехов, ни грибов, но белка запасла их еще летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые. С удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много. Медвежьего корма в лесу нет. Но медведь неплохо устроился: спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Спят ежик и барсук в своих норах. Живут они в это время за счет жира, который накопили в своем теле еще летом и осенью. А вот зайцы, волки, лисы, лоси ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Ветками кормятся и лоси. А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это она норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами, в основном, и кормится всю зиму. Может лисица и за зайцами охотиться, и к людям в деревню наведаться – за курочками. Волки зимой сбиваются в стаи, чтобы легче было охотиться на кабанов, лосей, оленей и др. животных. Не делают волки запасов на зиму и поэтому приходится проходить им большие расстояния, прежде чем найдут они себе добычу.
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу на прощанье
Мы подарим обещанье:
Будем с лесом мы дружить,
Охранять его, любить!
Воспитатель: Занятие окончено. Давайте попрощаемся с гостями. До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.