Тема: Понятие величины и ее измерения.
Цель: Дать понятие величины и измерения величины.
Задачи: 1.Образовательная: продолжить формирование понятия величины, выявить основные положения, связанные с понятием величины и показать их применение при решении задач. Углубить знания студентов об измерении величин и единицах величин.
2.Развивающая: Способствовать развитию:
1. вычленения в текстах и задачах: объекта, его величины, численного значения величины, единицы величины;
2. логического мышления;
3. памяти;
4. умения сравнивать, обобщать, анализировать;
5. интереса к избранной специальности.
3. Воспитательная:
стремиться воспитывать:
1) чувства ответственности, исполнительности, аккуратности;
2) чувство гордости за избранную профессию;
3) положительное отношение к знаниям, учениям;
4) интерес к математике
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, видеофрагмент для сопровождения урока, раздаточный материал для учащихся
Форма организации работы на учебном занятии: сочетание фронтальной, индивидуальной работы (индивидуальный опрос с вызовом к доске, письменный опрос, фронтальный опрос, работа в группах).
Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, проблемный.
Межпредметные связи: история, методика преподавания математики, литература
Используемые технологии:
1. Интегративные;
2. ИКТ технологии;
3. Игровые технологии;
4. Проблемного обучения;
5. Развивающее обучение;
6. Практико – ориентированные.
Формируемые компетенции (их части):
Код |
Наименование результата обучения |
ОК 2 |
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 4 |
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 |
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6 |
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
ПК. 1.1. |
Определять цели и задачи. Планировать уроки |
ПК 1.2. |
Проводить уроки |
Ход занятия:
Организационный момент
-Здравствуйте!. Проснулись, улыбнулись, настроились на работу. Работать будем активно, слушать внимательно, сегодня нас ждут тесты и практическая работа,
(отметить отсутствующих)
Слайд
I. Постановка целей занятия.
День надо начинать с утренней гимнастики, а занятие по математики – с гимнастики ума
Слайд
1. Найдите лишнее
Масса, объём, длина, количество, форма, стоимость, скорость, время, площадь
- О чем мы сегодня будем говорить? (о величинах)
Слайд
- Запишите дату и тему урока
- Что вы знаете о величинах? (Какие величины? В чём измеряются? Взаимосвязи между величинами)
Итог: В каких единицах мы ещё плохо ориентируемся? (повесить на доску)
- Что вы должны знать по данной теме?
· Что такое величина.
· Какие бывают величины.
· Единицы измерения величин.
· Старинные единицы измерения
- Что вы должны уметь по данной теме?
· Измерять величины.
· Переводить одни единицы измерения в другие.
· Сравнивать
· Выполнять действия
· Решать задачи
- Пригодятся ли нам знания о величинах для работы в школе?
Какие из данных величин используются в нач. кл
(вместимость – объём)
III. Объяснение нового материала
1. - Как вы понимаете, что такое величина? Постарайтесь сформулировать определение
(пример со столом)
Слайд
Величина – это особое свойство предметов и явлений, которое проявляется при сравнении предметов и явлений по этому свойству, причем каждая величина связана с определенным способом сравнения
- Запишите в тетрадь
Слайд
- Найдите лишнюю величину
Все обозначают одно свойство предметов – протяжённость, а масса – свойство предметов иметь вес
Слайд (Виды величин)
• Величины одного рода или однородные величины - это величины, которые выражают одно и тоже свойство объектов.
• Величины разного рода или разнородные величины - это величины, которые выражают разные свойства объекта.
- Запишите в тетрадь
- Приведите пример однородных величин, разнородных величин
- Что мы уже узнали о величинах?
Что вы знаете об измерении величин?
Слайд В учебнике Рудницкой 3 кл есть такое задание. Прочитайте
- Чему равна площадь прямоугольника?
- Назовите о каком объекте идёт речь. Какая величина. Численное значение величины. И единицу величины
- Слайд (Измерение величин)
Итак, что можно делать с величинами? ( измерять)
- Как измерить длину стола?
- Что значит измерить длину стола, площадь стола?
1. Выбрать единицу величины
2. Посмотреть сколько раз она умещается в данной величине
-Итак. То, что величину можно измерять помогает нам выполнять действия с величинами и переходить от величины к численным значениям.
-Какие действия можно выполнять с величинами?
- Все ли величины можно складывать
- Вычитать
Умножать на число
-Делить, умножать? Длина на длину, время на время – нет смысла
- сравнивать?
- Слайд (Положения )
2. Работа по группам
Вам нужно к каждому положению подобрать соответствующую задачу, взятую из учебника Начальных классов Каждой группе своё положение Решить её
Слайд
1.Защита 1 группы (Положение №1)
О чем говорит 1-ое положение. Найдите задачу, соответствующую данному положению. Решите её.
См. подсказка на стр.151 а)
- Если число не круглое, то как перевести ? 43567г
567 см
Вывод: Однородные величины можно сравнивать, но сначала перейти к одним единицам измерения.
При сравнении однородных величин сравнивают их численные значения
2.Защита 2 группы (Положение №»2) Простая
О чем говорит 2-ое положение. Найдите задачу, соответствующую данному положению. Решите её.
См. подсказка на стр.151 б)
Вывод: При сложении величин складываем их численные значения, применяя распределительное свойство умножения относительно сложения (дистрибутивности)
3.Защита 3 группы (Положение №»3) Сложная
О чем говорит 3-е положение. Найдите задачу, соответствующую данному положению. Решите её. Каким свойством пользовались?
См. подсказка на стр.151 в)
Вывод: При вычитании однородных величин вычитают их численные значения
4.Защита 4 группы (Положение №»4) перевести в одни единицы
О чем говорит 3-е положение. Найдите задачу, соответствующую данному положению. Решите её. Каким свойством пользовались?
В.Н.Рудницкая 4 кл ч.2 №48
Тыквы растут на грядке, ширина которой 1м 12 см, а длина в 3 раза больше. Найдите длину грядки.
Вывод: При умножении величины на число перемножаем численное значение величины и данное число, применяя сочетательное свойство умножения
5.Защита 5 группы (Положение №»5)
О чем говорит 3-е положение. Найдите задачу, соответствующую данному положению. Решите её. Каким свойством пользовались?
Вывод: При делении однородных величин в результате получается число
- Итак: Какие действия можно выполнять с одн велич.?
С любыми величинами?
Слайд
--Какого роста была Дюймовочка и кто был выше: Дюймовочка или Мальчик-с-пальчик?
IV.Исторический материал (Фильм)
- Посмотрим видеофрагмент о том, как шло развитие единиц измерения.
(вывесить на доску старинные единицы измерения)
V. Работа с детскими произведениями
В авторских произведениях старинные меры встречаются довольно часто.
Сейчас посмотрим как вы знаете известные литературные произведения (анимация величины и автора с названием)
А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» -
Между тем, как он далеко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин.
- О какой величине
П.П.Ершов «Конек-горбунок» -
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
Ф.И.Тютчев - «Умом
Россию не понять…»
Умом Россию не понять,
Аршином общим - не измерить.
Н.А.Некрасов « Дед Мазай и зайцы» -
С
каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам;
Уж под ними осталось меньше аршина земли в ширину,
меньше сажени в длину.
А.С.Пушкин «Зимняя дорога» -
Ни
огня, ни черной хаты
Глушь и снег навстречу мне.
Только версты полосаты
Попадаются одне.
-Итог Нужно ли нам знать старинные единицы
VI. Самостоятельная работа в парах. Соревнование по рядам
V. Рефлексия
Д.З.
1.Выступить с докладами и сообщениями на темы: «История создания и развития систем единиц измерений», «Единицы измерений разных народов»
2. на лист формата А4 выписать пословицы, поговорки и отрывки литературных произведений где есть старинные единицы измерения
Стойлова п.7.1,7.2 №4,5 стр152
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.