Приложение 2
Шаблон конспекта учебного занятия
Предмет ________Психология_____________________________________ Класс ___________11_________________________________
Тема учебного занятия _Урок как основная форма обучения_______________________________________________________________
Цель учебного занятия Изучить особенности классно-урочной системы._____________________________________________________
Задачи учебного занятия _ Изучить теоретические основы структурирования учебного занятия; понимать принцип структурирования; уметь проектировать структуру учебного занятия; проводить различия между структурой уроков разных типов; определять последовательность планирования учебного занятия; оценивать продукт своей деятельности по критериям._______________________________________________________________________________________________________________
Тип учебного занятия _Комбинированный урок__________________________________________________________________________
Оборудование, учебно-методическое обеспечение Тетрадь для записи, раздаточный материал.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап учебного занятия |
Подэтап учебного занятия |
Действия педагога |
Действия обучающихся(примерные версии ответов) |
1. Мотивационно ориентировочный |
1.1. Установление контакта |
Учитель приветствует класс и задает им вопрос: «Проверьте, всё ли готово к учебному занятию. Сегодня на уроке нам понадобятся тетрадь для записи теоретического материала, ручка, раздаточный материал и хорошее настроение». |
Учащиеся проверяют готовность урока и слушают учителя. |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся |
Учитель начинает повествование материала с небольшой актуализации «В России, как и большинстве стран мира, широкое распространение получила такая форма организации обучения, как урок. Эта форма была теоретически обоснована Я. Коменским в классно-урочной системе обучения и воплощена им на практике. Как Вы думаете, в чем достоинства и недостатки классно-урочной системы?» |
Учащиеся слушают и отвечают на вопрос учителя |
|
1.3. Создание проблемной ситуации |
- Перед вами различные варианты структуры урока. Сколько вариантов структуры урока вам предложено? (Два) - Прочитайте их внимательно. Структура учебного занятия изучения и первичного закрепления новых знаний 1. Организация начала занятия 2. Проверка выполнения домашнего задания 3. Подготовка к основному этапу занятия 4. Усвоение новых знаний и способов действий 5. Первичная проверка понимания 6. Закрепление знаний и способов действий 7. Обобщение и систематизация знаний 8. Контроль и самопроверка знаний 9. Подведение итогов занятия 10. Рефлексия 11. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению Структура учебного занятия комплексного применения знаний, умений и навыков 1. Организация начала занятия 2. Проверка выполнения домашнего задания 3. Подготовка к основному этапу занятия 4. Закрепление знаний и способов действий 5. Обобщение и систематизация знаний 6. Контроль и самопроверка знаний 7. Подведение итогов занятия 8. Рефлексия 9. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению Побуждение к осознанию противоречия – Что вас удивило? Что интересного заметили? (Все три варианта структуры урока разные, разные названия уроков) Побуждение к формулированию проблемы – Какой возникает вопрос? (От чего зависит структура современного урока?) – Какая будет тема урока? (Структура современного урока) |
Учащиеся изучают, предоставленные структуры уроков учителем и отвечают на заданные вопросы. |
|
2. Операционно – исполнительский |
2.1. Целеполагание и планирование |
- Какую цель вы перед собой ставите? - Определим задачи сегодняшнего урока. В этом нам поможет уже знакомая нам таксономия целей Блума. - Назовите задачи (К концу урока мы должны знать теоретические основы структурирования учебного занятия; понимать принцип структурирования; уметь проектировать структуру учебного занятия; проводить различия между структурой уроков разных типов; определять последовательность планирования учебного занятия; оценивать продукт своей деятельности по критериям.) - В ходе урока вы работаете с листом самоконтроля. В нём указаны результаты и даны шкалы, на которых вы должны будете отметить свои достижения в конце урока. Приступая к работе спланируйте, какого результата вы хотите достичь: карандашом поставьте отметку (крестик) на шкалах.(Приложение 1) |
Учащиеся слушают учителя и отвечают на вопросы. |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации |
Учитель задаёт вопрос классу «– Варианты структуры урока, с которыми вы уже работали, помогут открыть первый принцип выбора структурных компонентов учебного занятия. Прочитайте их внимательно. Побуждение к гипотезе – Что заметили? (Разные типы урока – разные структурные компоненты) – От чего зависит выбор структурных компонентов учебного занятия? Какие есть гипотезы? (От типа урока) Побуждение к проверке – Вы с этой гипотезой согласны? Почему? Вывод – К какому выводу пришли? (Первый принцип структурирования – учёт типа урока) – Сравним вывод с учебным материалом. Цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения. Учебное занятие закрепления знаний. Цель: вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению. Учебное занятие комплексного применения знаний, умений и навыков Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Учебное занятие обобщения и систематизации знаний. Цель: усвоение знаний в их системе. Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН, рефлексии деятельности. Цели: Определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их применения, закрепление и систематизация знаний, коррекция знаний, умений, навыков, оценка хода и результатов деятельности и себя в ней. - А от чего зависит тип учебного занятия? Что заметили? (От дидактической цели) - Влияет ли цель урока на структуру? Как? (В зависимости от цели определяем основную часть урока) - Какой ещё принцип структурирования урока можно назвать? (Учёт дидактической цели урока) |
Учащиеся слушают учителя, и в процессе работы с приложениями, отвечают на вопросы. |
|
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа |
Учитель просит занести основные моменты в тетрадь. |
Учащиеся делают записи в тетради. |
|
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий |
Разный материал для выдвижения гипотезы – Продолжим исследование структуры урока. Каждая группа получит свою карточку с заданием 1 группа. Предложить структурные компоненты учебного занятия закрепления знаний. 2 группа. Предложить структурные компоненты учебного занятия обобщения и систематизации знаний. - Подсказкой вам будут варианты структуры уроков, с которыми вы уже работали. Воспользуйтесь разрезными карточками. Выберите структурные компоненты учебного занятия и расположите их в нужной последовательности. На работу вам даётся 3 минуты. Выдвижение решающей гипотезы 1-й группой. – Заслушаем 1-ю группу. Какой был тип урока? Какие структурные компоненты вы предложили? 1. Организация начала занятия 2. Проверка выполнения домашнего задания 3. Подготовка к основному этапу занятия 4. Закрепление знаний 5. Контроль и самопроверка знаний 6. Подведение итогов занятия 7. Рефлексия 8. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению – Что вы заметили? (В основном этапе занятия структурный элемент соответствует типу урока) – К какому выводу вы пришли? (Вводная часть и заключительная часть урока не меняется, а меняется основная часть в зависимости от типа) – Заслушаем 2-ю группу. Какой был тип урока? Какие структурные компоненты вы предложили? 1. Организация начала занятия 2. Проверка выполнения домашнего задания 3. Подготовка к основному этапу занятия 4. Обобщение и систематизация знаний 5. Контроль и самопроверка знаний 6. Подведение итогов занятия 7. Рефлексия 8. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению – Что вы заметили? (В основном этапе занятия структурный элемент соответствует типу урока) – К какому выводу вы пришли? (Структура зависит от типа урока) - Оцените продукт своей деятельности на соответствие предложенному образцу (Приложение 2). Что заметили? (Могут быть разные варианты построения) - Почему варианты разные? (Зависит от творчества учителя) - Какова последовательность действий при планировании урока? (1. Определить тип урока. 2. Определить цель урока. 3. Определить доминирующую деятельность на основном этапе урока. 4. Подобрать комплекс структурных компонентов во вводной и заключительной части урока.) Вывод – Группы работали с разным материалом, но к какому общему выводу пришли? (Структура зависит от типа урока, учитель должен творчески подходить к проектированию урока) |
Учащиеся разделяются на группы и приступают к выполнению задания. |
|
3. Рефлексивно – оценочный |
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий |
Возврат к вопросу –Какой была тема урока? (Урок как основная форма обучения) - Какой проблемный вопрос мы поставили? (От чего зависит структура современного урока?) - Какую вы ставили перед собой учебную цель? (Узнать, от чего зависит структура современного урока) - Удалось ли её решить? Каким способом? (Мы исследовали разные типы уроков и определяли структуру учебного занятия) |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов |
Учитель даёт задание учащимся: «С помощью листа самоконтроля оцените достижение результата: на шкалах ручкой поставьте отметку (крестик). - Сравните прогностическую и итоговую оценку. Каковы изменения?» |
Учащиеся заполняют лист самоконтроля. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.