Особенности Западной Сибири

  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Западная Сибирь представляет собой территорию, простирающуюся на две с половиной тысячи километров от Северного Ледовитого океана до возвышенностей Казахского мелкосопочника и на тысячу девятьсот километров от гор Урала до Енисея. Около восьмидесяти процентов площади Западной Сибири расположено в пределах Западно-Сибирской равнины, состоящей из двух плоских чашеобразных сильно заболоченных впадин, разделенных повышенными до 175—200 м Сибирскими Увалами. На юго-востоке Западно-Сибирская равнина, постепенно повышаясь, сменяется предгорьями Алтая, Салаира, Кузнецкого Алатау и Горной Шории.
Иконка файла материала открытый урок доработанный.docx
Урок "Западно ­ Сибирский экономический район".  Цель урока. Создать образ Западно­Сибирского экономического района.,  научиться  охарактеризовать ФГП и ЭГП, природу, народы, хозяйство, понять важность данного  экономико ­ географического регионаЭтапы урока Организационно  –  мотивационный Исполнительны й  Деятельность учителя 1. Учитель отмечает, кто отсутствует. 2. Учитель сообщает тему урока. Мотивация: Учитель пишет на доске  слова  М Ломоносова:«Могущество Российское Сибирью станет  прирастать». Мы продолжаем изучать азиатскую часть России и сегодня мы подробно начинаем знакомиться  с её отдельной частью. А с какой, вы должны догадаться сами. Показ картинок по западной Сибири.  Составление кластера "Западная Сибирь"  ( максимум 4 ученика),  далее учащиеся формулируют  учебные задачи: Задачи:  1. Образовательные: изучить  особенности ЭГП Западно­Сибирского района. Выявить особенности  природных условий и их взаимосвязи, обеспеченность природными ресурсами, проблемы освоения  Западной Сибири. Отработать географическую номенклатуру данной территории.  2. Развивающие: развить  умение работать с различными источниками географических знаний, умение  сравнивать, анализировать, делать выводы, т.е. развивать логическое мышление. 3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе своей страны, его природно­ресурсному  потенциалу. Учебная задача  1: Учитель проверяет, как ученики усвоили  тему « Освоение , население и хозяйство  Сибири» следующим  образом:  задаёт учащимся  вопросы: 1. Когда Сибирь начала выполнять промышленные и транзитные функции  2. Роль транссибирской магистрали?  3. Какова роль Сибири в хозяйстве России.   Учебная задача  2: Учитель просит показать по карте ( либо на слайде) состав экономического района и вызывает 2­х учащихся Тюменская область с Ханты­Мансийским АО и Ямало­Ненецким АО, Новосибирская, Томская, Омская,  Кемеровская области, Алтайский край (краевой центр г. Барнаул) и республика Алтай (столица г.Горно­ Алтайск).  Учебная задача 3:  1.  Учитель  делит класс на 5 групп и раздает каждой группе задания:  Задания для каждой группы.  Деятельность ученика Ученики   формируют и  записывают тему  урока в тетрадь. Ученики  заинтересованно  слушают учителя  и рассматривают  слайды. Ученики изучают  содержание  параграфа и  отвечают  учителю. Ученики выходят  к доске и  показывают  состав района по  картеУчитель задает вопрос: Какие пункты плана нужно осветить, чтобы охарактеризовать западно ­ сибирский  район? Далее говорит ученикам, что результатом работы группы станет заполненная таблица 1 группа. ФГП, ЭГП  1. Площадь региона 2. ФГП: характеристика природных объектов Западной Сибири 3. ЭГП  1. Положение района на территории страны (окраинное, пограничное, центральное, приморское) 2. Соседние районы, страны.  3. Положение относительно всех видов транспортных путей  В конце выступления выступающих ученик задает классу вопрос "  Как вы думаете в чем  преимущества  и недостатки ЭГП Западно­Сибирского района от ЭГП других регионов нашей  страны?" 2 группа. Природа.  1. Охарактеризовать основные черты рельефа Западной Сибири и его главные особенности. 2. В пределах каких климатических поясов лежит данная территория и каковы особенности климата. 3. Назвать факторы, оказывающие наибольшее влияние на климат Западной Сибири.  4. Определить почему 80% территории Западной Сибири относится к областям с избыточным     От каждой  группы выступает 1 человек  (остальные  записывают  кратко в тетрадь)  увлажнением 5. Назвать основные причины суровости климата? 6. Перечислите виды поверхностных вод Западной Сибири? 7.  Какие природные зоны расположены на территории Западной Сибири и в чем их особенности? В конце выступления выступающих ученик задает классу вопрос "  Что у вас получилось записать? " 3 группа. Природные ресурсы.  Характеристика природных ресурсов ( Минеральные, водные, климатические, почвенные, биологические  рекреационные) В конце выступления выступающих ученик задает классу вопрос "  Что у вас получилось записать? " 4 группа. Население. Охарактеризовать численность, плотность, рождаемость, смертность, естественный прирост  ( причины),национальный состав Западной Сибири.В конце выступления выступающих ученик задает классу вопрос "  Что у вас получилось записать? " 5 группа. Хозяйство Западной Сибири. Охарактеризовать факторы повлияли на отраслевой состав региона, отрасли, продукции и центры  Западно­ Сибирского района   В конце выступления выступающих ученик задает классу вопрос "  Что у вас получилось записать? " Далее учитель кратко рассказывает и показывает краткий перечень современных проблем –  экологических, социальны и экономических – стоящих перед Западной Сибирью. Рефлексивно ­  оценочный 1. Учитель спрашивает "  Ребята, люди покоряли Сибирь веками, а чем покорила Сибирь вас? Ответ «змейкой» (через одного). Главное условие — не повторяться!" 2. Далее показывает на экране таблицу для оценки учащихся самих себя и раздает листочки для таблицы Это я не знал  Это я знал  Это мне интересно  Учитель на слайде показывает домашнее задание  На  контурную  карту “Западная  Сибирь”  подписать субъекты Западно­Сибирского района. 1. Подписать районы с которыми граничит район, береговую линию. 2. Подписать Западно­Сибирскую равнину (низменность), Сибирские Увалы, горы Алтай, Кузнецкий Алатау. 3. Подписать реки: Обь, Иртыш, Бия, Катунь; озера: Чаны, Телецкое. 4. Отметьте месторождения нефти, газа, угля и подпишите их.  Ученики  отвечают и  оценивают  самих  себя в  соответствии с  таблицей ,  предложенной  учителем. Ученики  записывают  домашнее  задание.