Конспект занятия "Путешествие по экологической тропе".
Цель: обеспечить
системный подход к созданию формирования опыта жизнедеятельности обучающихся в
их взаимодействии с окружающей средой, способствующей здоровому образу жизни,
развитию эмоционально-нравственного отношения к природе.
Задачи:
Учительные: формирование умения видеть красоту природы и воспитывать
положительное отношение обучающихся к окружающей природной среде.
Развивающие: корригировать связную устную речь, внимание, память,
воображение обучающихся; совершенствовать навыки осознанного безопасного
поведения в природе.
Образовательные: выявить знания Обучающийсяов об охране природы;
овладение основами грамотного поведения в природе и социуме;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
формировать умение слушать, слышать и правильно отвечать на вопросы.
Предварительная подготовка: экскурсия в природу, наблюдения за
сезонными изменениями в природе во время прогулок, сбор природного материала
для ручного труда, поделки из природного материала, рисование на тему « Как
прекрасен этот мир», сбор фотографий для презентации, заучивание стихов,
прослушивание экологических сказок, разгадывание загадок, викторин о природе,
знакомство с красной книгой.
Оформление: выставка поделок из природного и бросового материала,
рисунков детей на тему «Как прекрасен этот мир», на доске девиз путешествия «
Природа так красива, относись к ней бережливо!» и карта путешествия, картинки с
цветами.
Использование на занятие ИКТ: ноутбук, презентация по теме.
Этапы занятия:
I. Организационный момент (мотивация
к учебной деятельности)
Учитель: Добрый день, дети! Давайте поприветствуем друг друга.
Упражнение «Ритуал приветствия».
Встаньте в круг, возьмитесь за руки и поднимите руки вверх, «тянемся к солнцу, теплу,
добру».
Дети усаживаются на стулья.
II. Мотивация к деятельности. Актуализация знаний.
Показ презентации «Почему мы часто слышим слово экология».
Учитель: Что такое экология? Слайд 2.
Обучающиеся: Экология – наука о доме. Слайд 3
Учитель: Оказывается, наука экология пытается дать ответы на
трудные вопросы о взаимодействии природы и человека, о том, как это правильно
сделать? А что мы с вами называем общим домом? Правильно, природу.
Природа– наш общий дом, о котором мы должны все заботиться.
III. Целеполагание.
Учитель: Сегодня Экология приглашает нас в интересное и
увлекательное путешествие. А куда, отгадайте кроссворд. (дети отгадывают
кроссворд с ключевым словом природа) слайды 4,5.
Ну, как, ребята, принимаем приглашение путешествия в природу? А девизом нашего
путешествия будет такой « Природа так красива, относись к ней бережливо!» (дети
повторяют хором) слайд 6,7.
Посмотрите, как вы красиво отразили в своих рисунках природу (работа с
выставкой рисунков).
Во время путешествия нужно быть очень внимательными, наблюдательными,
сообразительными и дисциплинированными.Чтобы мы не заблудились, Экология
прислала нам путеводитель. Слайд 8
Итак, в путь. (Включаю аудиозапись «Музыка леса»).
IV. Организация познавательной деятельности
Учитель: Какие звуки вы слышите?
Обучающиеся: Поют птицы, шумят деревья.
Учитель: Вот мы и пришли в лес. Давайте его поприветствуем.
Обучающийся:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою!
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи
Ты же видишь, мы свои!
Учитель: А теперь послушайте сказку, непростую сказку, а
экологическую « Что такое лес?»
Жил-был художник. Однажды решил этот художник нарисовать лес. «А что такое лес?
– подумал он. – Лес это ведь деревья». Взял он кисти и краски и стал рисовать.
Нарисовал (отгадайте какие деревья? дети отгадывают загадки про деревья- слайд
9) березы, осины, дубы, сосны, ели. Очень хорошо получились у него деревья.
И так похожи, что казалось, вот-вот пробежит ветерок – и затрепещут листочки
осины, закачаются лапы елей.
А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой –
старичка-лесовичка. Слайд 10.
Повесил художник картину на стену, полюбовался ею и уехал куда-то. А когда
приехал, увидел на своей картине вместо зеленых елочек одни сухие стволы.
Что случилось? – удивился художник. – Почему засох мой лес?
Какой же это лес? – вдруг услышал художник. – Тут одни только деревья.
Посмотрел он на картину и понял, что это старичок–лесовичок с ним
разговаривает:
Деревья-то ты нарисовал хорошо, да вот за деревьями леса не увидел. Разве может
быть лес из одних деревьев? А где кусты, трава, цветы?
Правильно, – согласился художник, – такого быть не может.
И принялся рисовать новую картину. Он опять нарисовал деревья, и они получились
еще лучше, потому что рядом были красивые кустарники, а среди зеленой травы
множество ярких цветов.
Вот теперь хорошо, – похвалил сам себя художник, – вот теперь получился
настоящий лес.
Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть.
А это потому, что ты забыл нарисовать грибы, – сказал
лесовичок.
Да, позабыл, – согласился художник. – Но разве обязательно в лесу должны расти
грибы? Я много раз бывал в лесу. А грибы находил нечасто.
Это ничего не значит. Грибы должны быть обязательно.
И художник нарисовал грибы. Но лес продолжал чахнуть.
А потому лес гибнет, – сказал лесовик, – что нет в нем насекомых.
Художник взял кисти, и на цветах, на листьях деревьев, на траве появились яркие
бабочки и разноцветные жуки.
«Ну, теперь все в порядке», – решил художник и, полюбовавшись на картину, опять
уехал куда-то.
А когда снова увидел свою картину, то не поверил глазам: вместо пышного ковра
трав и цветов на картине была лишь обнаженная земля. И деревья стояли
совершенно без листьев, как зимой. Даже хуже. Зимой ведь ели и сосны остаются
зелеными, а тут и они потеряли свои иголки.
Художник подошел к картине... и вдруг отшатнулся. Все на ней – и земля, и
стволы, и ветви деревьев – было покрыто полчищами жуков и гусениц.
Даже лесовичок отодвинулся на самый край картины – казалось, вот-вот упадет. И
вид у него был грустный-прегрустный.
Это ты виноват, – закричал художник, – ты велел нарисовать насекомых! А они
съели весь лес!
Конечно, – сказал старичок–лесовичок, – конечно, съели весь лес. И даже меня
чуть не съели.
Что же делать?! – в отчаянии воскликнул художник. – Неужели я не нарисую
никогда настоящего леса?
Никогда, – сказал старичок, – если не нарисуешь птиц. Потому что лес не может
быть без птиц.
Художник не стал спорить и опять взял кисти и краски. Он нарисовал деревья и
кусты, постелил на землю пышный ковер из травы и украсил его ярким рисунком из
цветов. Под деревьями он хитро запрятал грибы, на листья и цветы посадил
бабочек и жуков, пчел и стрекоз, а на ветвях деревьев появились веселые птицы.
Долго работал художник, стараясь ничего не забыть. Но когда он, наконец,
собрался положить кисти, лесовичок сказал:
Мне нравится этот лес. И я не хочу, чтоб он опять погиб...
Но почему же теперь он может погибнуть? Ведь здесь все есть.
Не все, – сказал лесовик. – Нарисуй жабу, ящерицу, лягушку, лесных зверей.
Нет! – решительно заявил художник.
Нарисуй, – твердо сказал лесовик.
И художник нарисовал жабу, ящерицу, лягушку, разных лесных зверей. Он окончил
работу, когда уже было совсем темно. Художник хотел зажечь свет, чтоб
посмотреть, что у него получилось, но вдруг услышал какие-то шорохи,
попискиванье, фырканье.
– Вот теперь это настоящий лес, – сказал из темноты лесовичок, – теперь он
будет жить. Потому что здесь есть все: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и
животные. Это – лес. Слайд 11.
Игра «Что растёт в лесу?» «Кто живёт в лесу»
Ход игры: Нужно распечатать картинку с изображением леса и заготовить карточки
с изображением цветов, грибов, ягод, деревьев и карточки с изображением
растений, которые не растут в лесу (колосок пшеницы, кувшинка и др.), карточки
с изображением животных леса и таких животных (слон, верблюд и др), которые не
живут в лесу.
Задание: нужно выбрать только те карточки, на которых изображено
то, что растёт в лесу и кто живёт в лесу.
Вопросы к тексту:
- Как вы думаете, без чего лес не мог бы существовать?
- А без кого лес не мог бы существовать?
- Так что такое лес?
- Ребята, а зачем люди ходят в лес? Слайд 12
- А какие красивые поделки из природного материала сделали вы? (работа с
выставкой поделок)
- Кому нужны деревья в лесу? Правильно, животным. Слайд 13
- Ребята, а какую пользу приносят деревья людям? (Из дерева люди строят дома, делают
красивую мебель, бумагу для книг и тетрадей, из дерева делают музыкальные
инструменты - скрипки, балалайки и др.)
Учитель: Молодцы! Ребята, если деревья приносят столько пользы, что
люди должны делать?
Обучающиеся: Беречь деревья, не ломать ветки, не устраивать пожар в
лесу.
Учитель: Как называют человека, который следит за порядком в лесу?
Обучающиеся: Этого человека называют лесником.
Учитель: Давайте посмотрим слайд 14 как лесник заботится о лесе.
Закончите предложения: слайд 15
Много леса-… (не губи)
Мало леса- …(береги)
Нет леса- …(посади)
Лес- наше богатство, его нужно беречь. Лес-это зеленый наряд нашей Земли. Там,
где лес, всегда чистый воздух.
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут тоже покажем
Крылья сложили назад.
А теперь прогуляемся по лесу. Слайд 16
Учитель: Отправляемся дальше. (Звуки журчания воды). На пути нам
встречается родник. Здесь можно отдохнуть,попить прохладной, чистой воды. Слайд
17
Учитель: Послушайте, ребята, ещё одну экологическую сказку.
Экологическая сказка «Родник»
С давних пор на дне оврага жил весёлый и щедрый
родничок. Чистой студёной водой он поил корни трав, кустов и деревьев. Большая
серебристая ива раскинула над родником тенистый шатёр. Весной по склонам оврага
белела черёмуха. Среди её кружевных душистых кистей соловьи, пеночки и зяблики
вили свои гнёзда. Летом разнотравье пёстрым ковром устилало овраг. Над цветами
кружились бабочки, шмели, пчёлы. В погожие деньки Артём с дедушкой ходили на
родник за водой. Мальчик помогал дедушке спуститься по узкой тропе к роднику и
набрать воды. Пока дедушка отдыхал под старой ивой, Артём играл возле ручейка,
который струился по камешкам на дне оврага.
Однажды Артём пошёл за водой один и встретился у родника с ребятами из
соседнего дома – Андреем и Петей. Они гонялись друг за другом и гибкими
прутьями сшибали головки цветов. Артём тоже сломал ивовый прут и присоединился
к мальчишкам.
-Как вы думаете, хорошую ли игру придумали ребята? Почему?
Когда шумная беготня надоела ребятам, они стали бросать в родник ветки и камни.
Артёму новая забава не понравилась, ему не хотелось обижать добрый весёлый
родничок, но Андрюша и Петя были старше Артёма на целый год, и он давно мечтал
подружиться с ними.
-Как бы вы поступили на месте Артёма?
Вначале родник легко справлялся с камешками и обломками веток, которыми
мальчишки забрасывали его. Но чем больше становилось мусора, тем труднее
приходилось бедному роднику: он то замирал совсем, засыпанный крупными камнями,
то едва сочился, пытаясь пробиться в щели между ними. Когда Андрей и Петя ушли
домой, Артём присел на траву и вдруг заметил, что к нему со всех сторон
слетаются большие стрекозы с прозрачными блестящими крыльями и яркие бабочки.
- Что это с ними? – подумал мальчик. – Чего они хотят? Бабочки и стрекозы
закружили вокруг Артёма хоровод. Насекомых становилось всё больше, они порхали
всё быстрее, почти касаясь крыльями лица мальчика. У Артёма закружилась голова,
и он крепко зажмурил глаза. А когда через несколько мгновений открыл их, то
понял, что находится в незнакомом месте. Кругом расстилались пески, нигде не
было ни кустика, ни деревца, а с бледно-голубого неба, лился на землю знойный
воздух. Артёму стало жарко и очень захотелось пить. Он побрёл по песку в
поисках воды и оказался возле глубокого оврага. Овраг показался мальчику
знакомым, но на его дне не журчал весёлый родничок. Черёмуха и ива засохли,
склон оврага, словно глубокими морщинками, был изрезан оползнями, ведь корни
трав и деревьев больше не скрепляли почву. Не слышно было птичьих голосов, не
видно стрекоз, шмелей, бабочек.
– Куда делся родник? Что случилось с оврагом? – подумал Артём.
-Как вы думаете, что случилось с оврагом? Почему?
Вдруг сквозь сон мальчик услышал встревоженный голос дедушки: - Артёмка! Где
ты? - Я здесь, дедушка! – отозвался мальчик. – Мне приснился такой страшный
сон! – И Артём рассказал обо всём дедушке. Дедушка внимательно выслушал внука и
предложил: - Что ж, если не хочешь, чтобы произошло то, что приснилось тебе во
сне, пойдём очищать родник от мусора. Дедушка и Артём открыли путь родничку, и
тот снова весело зажурчал, заиграл на солнце прозрачными струйками и стал щедро
поить всех: и людей, и зверей, и птиц, и деревья, и травы.Слайд 18
Вопросы к тексту:
-Как выглядел овраг, на дне которого журчал родник?
-С кем Артём ходил за водой на родник?
-Кого встретил Артём, когда пошёл за водой один?
-Чем занимались Андрей и Петя?
-Какой вред приносят природе такие игры?
-Почему Артёму приснился необычный сон?
-Что могло случиться с природой, если бы родник пересох?
-Кто помог Артёму исправить ошибку?
-Как вы думаете, будет ли Артём играть в такие игры после того, что случилось?
-Что он скажет Андрею и Пете, если встретит их?
Игра - « От капли до реки». Детям раздаются карточки, на которых изображено
капля, лужа, родник, ручей, река.
Задание: Встать в порядке возрастания.
Любитель природы, писатель К.Паустовский писал: «Родник родит речку,а река
льётся- течёт через всю нашу матушку – землю, через всю Родину, кормит народ.Вы
глядите, как это складно выходит: родник, Родина, природа, народ. Все эти слова
как бы родня». Слайд 19
Обучающийся:
Пусть на земле не умирают родники,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остаётся в них навеки
Студёная и вкусная вода. Слайд 20
Учитель:
А вот и лесная поляна. Как много красивых цветов! Давайте присядем и полюбуемся
цветами. Ой, да они не простые. Посмотрите. На обратной стороне изображены
правила поведения в лесу. Возьмите каждый по цветку и расскажите, что у вас за
правила.
(Дети берут по одному цветку и перечисляют правила)
• Берегите муравейники. Не разоряйте их!
• Не подходите близко к гнёздам птиц. Не разоряйте птичьи гнезда!
• Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы нужны природе!
• Не рвите цветы!
• Не ловите бабочек и других насекомых!
• Не разжигайте костёр!
• Не ловите и не уносите домой диких животных!
• Нельзя шуметь и громко слушать музыку!
• Не оставляйте мусор в лесу!
• Не ломайте зеленые ветки и деревья!
• Не сбивайте паутину!
• Не губите редкие растения!
Учитель: Этого не следует делать в лесу и вообще в природе. Слайд
21
Ребята, а что может случиться, если люди не будут выполнять правила поведения в
лесу?
Обучающиеся: Исчезнут цветы, погибнут муравьи, засохнут деревья, улетят
птицы, заболеют деревья, разбегутся дикие животные.
V. Итог занятия. Рефлексия.
Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие в природу. Где мы
побывали?
Обучающиеся: В лесу, у родника, на поляне.
Учитель: Понравилось оно вам? Что понравилось больше?
Чему научились?
Обучающиеся: Мы научились как нужно вести себя в лесу, у родника, на
поляне.
Учитель: Как нужно относиться к природе?
Обучающиеся: Любить природу, беречь и охранять её. Слайд 22
Учитель: Какая наука учит нас всему этому?
Спасибо экологии! Слайд 23
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.