Конспект занятия Русская красавица - Матрешка
Оценка 4.6

Конспект занятия Русская красавица - Матрешка

Оценка 4.6
docx
09.09.2020
Конспект занятия Русская красавица - Матрешка
Матрешка.docx

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский гуманитарно- педагогический колледж имени И. А. Куратова»

База практики: центр дод 35

"Виктория"

Руководитель практики:

Пружинская Вера Борисовна

Дата проведения 05.03.2019

Допуск к занятию:

Тема: Русская красавица - матрешка!

Цель: знакомство детей с народной игрушкой - матрешкой.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с историей возникновения матрешки, и ее видами;

Развивающие:

Развивать любовь к народному искусству;

Способствовать развитию навыков выполнения самостоятельной творческой работы;

Воспитывающие:

Воспитание эстетических, нравственных, патриотических чувств у детей, посредством народного декоративно - прикладного искусства;

Дать возможность детям проявить свои творческие способности в росписи, почувствовать себя народным мастером.

Оборудование: Наглядный материал, презентация, музыка, контур “Матрешек”

 

 

 

 

 

 

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Орг. момент. Собрать внимание детей.

 ( слайд 1)

Здравствуйте детишки,

Рада видеть всех вас я

На занятии у меня.

Меня зовут Аня.

Приветствуют педагога

2.Актуализация знаний учащихся (игра на закрепление)

 

( слайд 2)

Ребята, чтоб нам с вами двигаться дальше, я хочу проверить вашу память и внимательность. А сделаем мы так. На экране вы видите картинки с различными видами росписи. Ваша задача соотнести картинку с той росписью, к которой она принадлежит. (хохлома, гжель, каргопольская, дымковская, городецкая, семеновская, майдановска,  сергиево посадская).

Ребята, скажите пожалуйста, с каким видом росписи у вас возникли проблемы?

Эти три вида я включила не случайно, дело в том, что Семеновская, Сергиево- Посадская, Полхово- Майданская роспись дружат, они расписывают одну очень интересную народную игрушку. А какую, догадайтесь сами.

 

 

 

 

 

 

 

Соотносят название картинки и название росписи

Семеновская,Сергиево- Посадская, Полхово- Майданская

 

 

2.Основной этап. Сообщение темы и цель занятия

Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может 3, а может 6.

Кукла первая толста, а внутри она пуста,

(слайд 3)

Достаю и показываю матрешку, даю потрогать детям

-Я предлагаю вам, поставить цель на наше сегодняшнее занятие.

(слайд 4)

Сегодня на занятии мне интересно узнать ...​

Сегодня на занятии я буду ….​

Сегодня на занятии я хочу понять...​

Сегодня на занятии я хочу научиться...

-Итак, кто может озвучить свою цель? Спасибо.

-Ребята, а что вы знаете о матрешке?

-А хотите узнать, как появилась матрешка? -Кто самый первый изготовил матрешку?

-Почему ее так прозвали "Матрешка"?

— Это и многое другое вы узнаете, если будете очень внимательно меня слушать и активно заниматься на занятии.

 

 

 

 

 

 

Матрешка

 

 

 

 

 

 

 

Целепологание детей

 

Озвучивание целей

 

Симво Росии, она яркая, в каждой матрешке есть еще матрешка....

Хотим.

 

Рассказ об истории создания русской матрешки.

 

( слайд 5)

Матрешка- уникальная русская игрушка. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России.

(слайд 6) Какие русские символы вы еще знаете?

Русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России.

Ребята, подниме руки те, кто хочет узнать откуда и как появилось это чудо?

Самая популярная в мире русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90х годах XIX века в подмосковной усадьбе Абрамцево ( слайд 7)

,принадлежащей Савве Ивановиче Мамонтову.

(слайд 8)

Мамонтов Савва Иванович -будучи тонким знатоком музыки и изобразительных искусств, Мамонтов Савва Иванович создал в своем подмосковном имении Абрамцево центр художественной жизни России.

(слайд 9)

Ребята, а кто знает, на какую игрушку похожа наша матрешка?

Однажды в поместье попала японская игрушка, привезённая с острова Хонсю женой Саввы Ивановича Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Эта игрушка и явилась прообразом нашей матрешки.

( 10 слайд)

А кто мне может сказать, кто изготовил первую матрешку?

Первую русскую матрешку изготовил токарь-игрушечник Василий Звёздочкин, вдохновившийся фигуркой деревянного мудреца Фукурумы.

( слайд 11)

А может быть, кто-то слышал кто первый росписывал нашу матрешку?

Эскиз для ее росписи создал художник Сергей Малютин он расписал их под девочек и мальчиков. Раскрашены они были гуашью.

(слайд 12)

Первая матрешка оказалась круглолицей, пухленькой девушкой в косынке и народном платье, с петухом в руках.

Ребята, а как вы думаете, почему матрешку так называют?

Имя Матрена было очень распространено среди простого народа, вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так, и закрепилось имя Матрешка.

Три вида наиболее известных матрешек: Семеновская матрешка, Сергиево- Посадская матрешка, Полхов- Майданская матрешка. ( наглядный плакат вывешиваю)

Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрешек.

Сергиево-Посадская матрешка

( слайд 13)

- Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пригласили меня. Я расскажу о себе. Я - самая старшая матрёшка. Пришла к вам из города Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы.

Я одета в сарафан, кофточку с вышивкой, яркий платок и передник. В руках у меня петушок, и внутри фигурки мальчиков и девочек, последний -спелёнутый малыш. Всего нас 8 штук.

Должна сказать, что на свете я живу не одна. Есть у меня ещё младшие сестрёнки. Вот они!

( слайд 14)

Семёновская матрёшка

Я родилась в городе Семёнове Нижегородской области. Семёновских матрёшек расписывают иначе. Нас можно узнать по большому яркому букету цветов, который занимает почти весь фартук. У нас разноцветные платки, край платка украшен цепочкой небольших бутонов

( слайд 15)

Полхов-Майданская матрёшка

Я - ваша младшая сестрёнка, Полхов-Майданская матрёшка. Есть такое село в Нижегородской области. У нас свой стиль декоративной росписи. Наши матрёшки самые яркие. Волосы уложены в замысловатые колечки. Нет завязанных концов на платке, нет привычного сарафана и фартука.  Цвет одежды ярок: малиново-красный, ярко-желтый, сине-фиолетовый, зелёный.

Голова чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт нам задорный вид.

Скажите, пожалуйста, а в пуках у меня какая матрёшка?

Верно.. А как вы ее узнали?

Ребята, а теперь я хочу провести веселую физкультминутку.

 

 

 

 

 

Медведь, балалайка, самовар, борщ

 

Поднимают руки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дают свои ответы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дают свои ответы

 

 

 

 

 

Дают свои ответы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дают свои ответы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семёновская

большой яркий букет цветов на фартуке, разноцветные платки, край платка украшен бутонами

Физкультминутка

(слайд 16)

Мы – веселые матрешки, (Повороты туловищем)

Ладушки, ладушки!

На ногах у нас сапожки. (по очереди движения правой, левой ногой)

Ладушки, ладушки!

В сарафанах ходим пестрых. (круговое движение туловищем)

Ладушки, ладушки!

Мы похожи, словно сестры. (наклоны вперед-назад)

Ладушки, ладушки!

Завязали мы платочки. (покрутить головой)

Ладушки, ладушки!

Раскраснелись наши щечки. (поглаживание щечек)

Ладушки, ладушки!

 

    Выполняют движения за педагогом

Практическая часть

 

Чтобы наши матрешки получились веселыми и красивыми надо самим зарядиться весельем.

А для этого послушаем песню "Русские матрешки" (включаю песню раздаю шаблоны матрешек).

(слайд 17)

-Ребята, сейчас я вам объясняю как вы будете работать дома.

У меня 4 сложности работы.

1-самый простой вам нужно будет просто росписать центр корпуса матрешки и нарисовать ручки.

2-средний уровень работы. Вам нужно будет нарисовать личико и расписать корпус матрешки.

3- уровень более сложный. Вам нужно будет нарисовать личико, ручки и расписать центр корпуса матрешки.

4-самый сложный уровень. Вам нужно будет нарисовать личико, ручки, платочек и расписать центр матрешки.

-Вы можете выбрать узор по своему желанию.

Сегодня вы видели много видов матрешек. Какая вам понравилась больше всего, почему?

 

3. Итог занятия

Ребята, я уверена, у вас получатся прекрасные девичьи хороводы. Вы все постараетесь на славу.

-Ну а нам с вами нужно прощаться, я говорю вам большое спасибо за вашу работу на занятиях, до скорой встречи, друзья!

 

 


 

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Сыктывкарский гуманитарно- педагогический колледж имени

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Сыктывкарский гуманитарно- педагогический колледж имени

Этап занятия Деятельность педагога

Этап занятия Деятельность педагога

Я предлагаю вам, поставить цель на наше сегодняшнее занятие

Я предлагаю вам, поставить цель на наше сегодняшнее занятие

Мамонтов Савва Иванович -будучи тонким знатоком музыки и изобразительных искусств,

Мамонтов Савва Иванович -будучи тонким знатоком музыки и изобразительных искусств,

Ребята, а как вы думаете, почему матрешку так называют?

Ребята, а как вы думаете, почему матрешку так называют?

Нас можно узнать по большому яркому букету цветов, который занимает почти весь фартук

Нас можно узнать по большому яркому букету цветов, который занимает почти весь фартук

Мы похожи, словно сестры. (наклоны вперед-назад)

Мы похожи, словно сестры. (наклоны вперед-назад)

Вы все постараетесь на славу. -Ну а нам с вами нужно прощаться, я говорю вам большое спасибо за вашу работу на занятиях, до скорой встречи,…

Вы все постараетесь на славу. -Ну а нам с вами нужно прощаться, я говорю вам большое спасибо за вашу работу на занятиях, до скорой встречи,…
Скачать файл