Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский гуманитарно- педагогический колледж имени И. А. Куратова»
База практики: центр дод №35
"Виктория"
Руководитель практики:
Пружинская Вера Борисовна
Дата проведения 05.03.2019
Допуск к занятию:
Тема: Русская красавица - матрешка!
Цель: знакомство детей с народной игрушкой - матрешкой.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить детей с историей возникновения матрешки, и ее видами;
Развивающие:
Развивать любовь к народному искусству;
Способствовать развитию навыков выполнения самостоятельной творческой работы;
Воспитывающие:
Воспитание эстетических, нравственных, патриотических чувств у детей, посредством народного декоративно - прикладного искусства;
Дать возможность детям проявить свои творческие способности в росписи, почувствовать себя народным мастером.
Оборудование: Наглядный материал, презентация, музыка, контур “Матрешек”
Этап занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
1.Орг. момент. Собрать внимание детей. |
( слайд 1) Здравствуйте детишки, Рада видеть всех вас я На занятии у меня. Меня зовут Аня. |
Приветствуют педагога |
2.Актуализация знаний учащихся (игра на закрепление)
|
( слайд 2) Ребята, чтоб нам с вами двигаться дальше, я хочу проверить вашу память и внимательность. А сделаем мы так. На экране вы видите картинки с различными видами росписи. Ваша задача соотнести картинку с той росписью, к которой она принадлежит. (хохлома, гжель, каргопольская, дымковская, городецкая, семеновская, майдановска, сергиево посадская). Ребята, скажите пожалуйста, с каким видом росписи у вас возникли проблемы? Эти три вида я включила не случайно, дело в том, что Семеновская, Сергиево- Посадская, Полхово- Майданская роспись дружат, они расписывают одну очень интересную народную игрушку. А какую, догадайтесь сами.
|
Соотносят название картинки и название росписи Семеновская,Сергиево- Посадская, Полхово- Майданская
|
2.Основной этап. Сообщение темы и цель занятия |
Алый шелковый платочек Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может 3, а может 6. Кукла первая толста, а внутри она пуста, (слайд 3) Достаю и показываю матрешку, даю потрогать детям -Я предлагаю вам, поставить цель на наше сегодняшнее занятие. (слайд 4) Сегодня на занятии мне интересно узнать ... Сегодня на занятии я буду …. Сегодня на занятии я хочу понять... Сегодня на занятии я хочу научиться... -Итак, кто может озвучить свою цель? Спасибо. -Ребята, а что вы знаете о матрешке? -А хотите узнать, как появилась матрешка? -Кто самый первый изготовил матрешку? -Почему ее так прозвали "Матрешка"? — Это и многое другое вы узнаете, если будете очень внимательно меня слушать и активно заниматься на занятии.
|
Матрешка
Целепологание детей
Озвучивание целей
Симво Росии, она яркая, в каждой матрешке есть еще матрешка.... Хотим.
|
Рассказ об истории создания русской матрешки.
|
( слайд 5) Матрешка- уникальная русская игрушка. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России. (слайд 6) Какие русские символы вы еще знаете? Русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России. Ребята, подниме руки те, кто хочет узнать откуда и как появилось это чудо? Самая популярная в мире русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90х годах XIX века в подмосковной усадьбе Абрамцево ( слайд 7) ,принадлежащей Савве Ивановиче Мамонтову. (слайд 8) Мамонтов Савва Иванович -будучи тонким знатоком музыки и изобразительных искусств, Мамонтов Савва Иванович создал в своем подмосковном имении Абрамцево центр художественной жизни России. (слайд 9) Ребята, а кто знает, на какую игрушку похожа наша матрешка? Однажды в поместье попала японская игрушка, привезённая с острова Хонсю женой Саввы Ивановича Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Эта игрушка и явилась прообразом нашей матрешки. ( 10 слайд) А кто мне может сказать, кто изготовил первую матрешку? Первую русскую матрешку изготовил токарь-игрушечник Василий Звёздочкин, вдохновившийся фигуркой деревянного мудреца Фукурумы. ( слайд 11) А может быть, кто-то слышал кто первый росписывал нашу матрешку? Эскиз для ее росписи создал художник Сергей Малютин он расписал их под девочек и мальчиков. Раскрашены они были гуашью. (слайд 12) Первая матрешка оказалась круглолицей, пухленькой девушкой в косынке и народном платье, с петухом в руках. Ребята, а как вы думаете, почему матрешку так называют? Имя Матрена было очень распространено среди простого народа, вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так, и закрепилось имя Матрешка. Три вида наиболее известных матрешек: Семеновская матрешка, Сергиево- Посадская матрешка, Полхов- Майданская матрешка. ( наглядный плакат вывешиваю) Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрешек. Сергиево-Посадская матрешка ( слайд 13) - Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пригласили меня. Я расскажу о себе. Я - самая старшая матрёшка. Пришла к вам из города Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы. Я одета в сарафан, кофточку с вышивкой, яркий платок и передник. В руках у меня петушок, и внутри фигурки мальчиков и девочек, последний -спелёнутый малыш. Всего нас 8 штук. Должна сказать, что на свете я живу не одна. Есть у меня ещё младшие сестрёнки. Вот они! ( слайд 14) Семёновская матрёшка Я родилась в городе Семёнове Нижегородской области. Семёновских матрёшек расписывают иначе. Нас можно узнать по большому яркому букету цветов, который занимает почти весь фартук. У нас разноцветные платки, край платка украшен цепочкой небольших бутонов ( слайд 15) Полхов-Майданская матрёшка Я - ваша младшая сестрёнка, Полхов-Майданская матрёшка. Есть такое село в Нижегородской области. У нас свой стиль декоративной росписи. Наши матрёшки самые яркие. Волосы уложены в замысловатые колечки. Нет завязанных концов на платке, нет привычного сарафана и фартука. Цвет одежды ярок: малиново-красный, ярко-желтый, сине-фиолетовый, зелёный. Голова чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт нам задорный вид. Скажите, пожалуйста, а в пуках у меня какая матрёшка? Верно.. А как вы ее узнали? Ребята, а теперь я хочу провести веселую физкультминутку.
|
Медведь, балалайка, самовар, борщ
Поднимают руки
Дают свои ответы
Дают свои ответы
Дают свои ответы
Дают свои ответы
Семёновская большой яркий букет цветов на фартуке, разноцветные платки, край платка украшен бутонами |
Физкультминутка |
(слайд 16) Мы – веселые матрешки, (Повороты туловищем) Ладушки, ладушки! На ногах у нас сапожки. (по очереди движения правой, левой ногой) Ладушки, ладушки! В сарафанах ходим пестрых. (круговое движение туловищем) Ладушки, ладушки! Мы похожи, словно сестры. (наклоны вперед-назад) Ладушки, ладушки! Завязали мы платочки. (покрутить головой) Ладушки, ладушки! Раскраснелись наши щечки. (поглаживание щечек) Ладушки, ладушки!
|
Выполняют движения за педагогом |
Практическая часть
|
Чтобы наши матрешки получились веселыми и красивыми надо самим зарядиться весельем. А для этого послушаем песню "Русские матрешки" (включаю песню раздаю шаблоны матрешек). (слайд 17) -Ребята, сейчас я вам объясняю как вы будете работать дома. У меня 4 сложности работы. 1-самый простой вам нужно будет просто росписать центр корпуса матрешки и нарисовать ручки. 2-средний уровень работы. Вам нужно будет нарисовать личико и расписать корпус матрешки. 3- уровень более сложный. Вам нужно будет нарисовать личико, ручки и расписать центр корпуса матрешки. 4-самый сложный уровень. Вам нужно будет нарисовать личико, ручки, платочек и расписать центр матрешки. -Вы можете выбрать узор по своему желанию. Сегодня вы видели много видов матрешек. Какая вам понравилась больше всего, почему? |
|
3. Итог занятия |
Ребята, я уверена, у вас получатся прекрасные девичьи хороводы. Вы все постараетесь на славу. -Ну а нам с вами нужно прощаться, я говорю вам большое спасибо за вашу работу на занятиях, до скорой встречи, друзья! |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.