Занятие «Погружение в отражение».
Цель занятия: познакомить детей с новой техникой рисования зеркально-симметричных изображений - монотипией на основе выполнения пейзажной работы.
Возрастная категория: воспитанники 7 – 9 лет.
Задачи.
1) Совершенствовать технику рисования акварельными красками.
2) Расширить возможности способа рисования « по мокрому» с получением отпечатков как выразительно-изобразительного средства в детской живописи
3) Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о природе адекватными изобразительными средствами.
4) Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности.
Материалы инструменты: белые листы бумаги А4, акварельные краски, фломастеры или цветные карандаши, кисточки разных размеров, палитры, баночки с водой, губки, ватные тампоны, тряпочки. Репродукции с изображением различных пейзажей.
Ход
занятия. В качестве эпиграфа к занятию
воспитатель предлагает
одному из детей прочитать отрывок из стихотворения И. Бунина «Листопад».
Лес, точно терем расписной, Березы желтою резьбой
Лиловый, золотой, багряный, Блестят в лазури голубой,
Веселой, пестрою стеной Как вышки, елочки темнеют,
Стоит над светлою поляной. А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца...
Воспитатель знакомит детей с темой занятия: « Погружение в отражение», показывает детям пейзажи, знакомит детей со словом «пейзаж»: - это французское слово, которое обозначает изображение природной среды.
- Давайте подумаем, какие природные среды существуют вокруг нас, и которые могли бы вдохновить художника на создание пейзажа?
- это:
• природа, окружающая нас - леса, поля, реки и т. д.
• море - морской и подводный пейзаж;
• горы — горный пейзаж;
• космос - космический пейзаж;
• город - архитектурный ( городской) пейзаж;
• деревня - сельский пейзаж;
• фантастика, сказка - сказочный пейзаж.
- Пейзажи можно рисовать с натуры, а можно придумывать самому.
- скажите, настроение пейзажа будет зависеть от того, какой вы выберете цвет? Цвет зависит не только от выбранной вами природы, но и от времени года, времени суток, погоды. Значит, рисовать можно зимние, летние, весенние, осенние пейзажи; утренние, дневные, вечерние и ночные; дождливые, снежные, туманные пейзажи.
Воспитатель предлагает детям нарисовать пейзажи, на которых деревья будто бы «смотрят в воду». Спрашивает детей, как можно нарисовать деревья, которые стоят на берегу и отражаются в воде? Дети высказывают свои соображения. Воспитатель показывает отражение ветки дерева в зеркале и предлагает освоить новый способ.
Этот способ называется МОНОТИПИЯ. Название произошло от греческих слов «монос» - один и «типос» - отпечаток.
Для того, чтобы получить изображение, отражающееся в воде необходимо сложить лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, вторая половина листа смачивается водой. Лист складывается пополам, затем, раскрываем и получаем изображение пейзажа, отраженное в воде.
- Берем листы белой бумаги, сгибаем пополам, обозначив линию сгиба. Листы располагаем на столе так, чтобы линия сгиба проходила как линия горизонта: будто выше этой линии - небо, а ниже вода - озеро, речка или просто лужа.
В верхней части листа рисуем пейзаж. По возможности, пейзаж рисуем быстро, чтобы краски не успели высохнуть ( воспитатель одновременно с детьми выполняет работу на своем листе - показ одновременно комментируя дерево напоминает нам человека. Ствол - туловище, корни - ноги, а ветви -руки. От веток отходят более тонкие отростки - пальчики, несущие листву и плоды. Кора - кожа деревьев. Чем старше дерево, тем больше морщин.
Чем ближе деревья, тем они рисуются выше, чем дальше - тем меньше.
- Нижняя половина листа протирается влажной губкой. Быстро складывается лист пополам, чтобы пейзаж «окунулся» в воду, прижимаем рукой, затем, раскрываем лист и ... видим два пейзажа: один на берегу, а другой отражается воде, будто смотрит в воду.
- Следующим этапом нашей работы является «оживление» нашего пейзажа. Верхнее изображение необходимо дополнить яркими красками.
В конце занятия все рисунки раскладываются рядом друг с другом, и обмениваемся впечатлениями, закрепляем знание новой техники рисования -МОНОТИПИЯ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.