КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ-БИЛИНГВАМИ,
ОВЛАДЕВАЮЩИМИ РУССКИМ ЯЗЫКОМ, КАК ВТОРЫМ.
Занятие подготовлено и проведено учителем начальных классов Гапоновой М.Г.
в 1 классе Филиала МБОУ Приволенской СШ Новоприволенской НШ.
Аннотация. Проблема обучения детей, овладевающих русским языком как вторым, становится все более актуальной в связи с расширением культурно-экономических контактов между народами, притоком иммигрантов, беженцев, переселенцев и переездами населения. Растёт число смешанных браков, в которых родители говорят на разных языках. Но преподавание в образовательных учреждениях ведётся на русском языке и дети должны в полной мере овладеть государственным языком, языком межнационального общения.
Ключевые слова: билингвизм; импрессивная и экспрессивная речь.
Лексическая тема «Зима. Зимние забавы. Новогодний праздник»
Участники занятия: обучающиеся 1 класса начальной школы, овладевающие русским языком, как вторым.
Цель: развитие навыков коммуникации у детей с неродным русским языком.
Задачи:
I.В области формирования звуковой стороны речи: обращать внимание на формирование четкой правильной артикуляции звуков, отсутствующих в фонематической системе родного языка; развивать навык различения на слух усвоенных в произношении звуков (в составе слова и изолированно) для подготовки к элементарному звуковому анализу русских слов; создавать ситуации при обучении интонационным навыкам русской речи в различных типах высказываний (просьба, вопрос и т. п.).
II. В области лексики: обеспечить постепенное овладение детьми с неродным русским языком лексическим объемом импрессивной и экспрессивной речи; активизировать употребление новых слов в различных синтаксических конструкциях, организуя соответствующие игровые ситуации.
III. В области грамматики: учить понимать речевые высказывания разной грамматической структуры; воспитывать у детей чуткость к грамматической правильности своей речи (в пределах грамматических норм, предусмотренных программой НОО); активизировать навыки правильного грамматического оформления высказываний речи в играх и игровых ситуациях; закреплять грамматические навыки, предоставляя детям возможность использовать их на новом лексическом материале; проверять устойчивость усвоенных грамматических навыков на новом лексическом материале, а также с опорой на новые ситуации. учить употреблять предлоги для обозначения местонахождения предметов в сочетании с соответствующими падежными формами существительных;
IV. В области связной речи: учить детей самостоятельно строить фразы различной конструкции для описания различных ситуаций; формировать способы построения высказываний, служащих решению коммуникативных задач определенного типа; развивать диалогическую речь детей; создавать условия для максимального использования самостоятельной, неподготовленной связной речи детей; создавать положительную мотивацию речи детей в игровых ситуациях.
Оборудование: стол, бумага белого цвета, картинки животных, Деда Мороза, макеты елок с новогодними игрушками, муляжи фруктов, овощей, пластилин, еловые шишки, коробки с игрушками, маски с изображением животных.
Ход занятия
Мотивация
Педагог: Здравствуйте, ребята! Кто из вас любит праздники? Какие праздники вы знаете? Какой праздник мы недавно праздновали?
-Недавно мы праздновали Новый год. Самый любимый праздник всех детей. Хотите снова попасть на этот праздник? Тогда вы должны отправиться со мной в сказочный зимний лес. Праздник будет там. Кто из вас готов?
«Игры на столе»
Педагог: Пришла зима. Выпал снег. На землю выпал снег. /Расстилается белая ткань на столе/ Снег белый. На землю выпал белый снег. Какого цвета выпал снег?
Педагог: А что еще может быть белым?
Педагог: По цвету снег – белый. А если его потрогать, какой он?
Педагог: Что может быть еще пушистым?
Педагог: Пушистый мех, пушистая шерсть, пушистый плед. Вы сказали, что снег холодный. Что еще может быть холодным?
Педагог: Холодное мороженое, холодный лед, холодный чай, холодная вода, холодный день. Из снега можно слепить снежок.
Детям предлагается «слепить снежок» из бумаги, сминая ее ладонями.
Педагог: Я леплю, леплю снежок. И ты слепи такой, дружок! Давайте поиграем в снежки!
Дети играют в снежки.
Педагог: Какой по форме снежок?
Педагог: Это шар. Снежок в форме шара. Что еще может быть в форме шара?
Педагог: В лесу растут деревья. Какие деревья вы знаете?
Педагог: В нашем сказочном лесу растут ели. Лес еловый. В лесу много еловых шишек, они упали с елей. Под елями еловая кора и еловые иголки. Еловый лес. Еловые шишки. Еловая кора. Еловые иголки.
Педагог показывает детям еловые шишки, кору, иголки.
Педагог: Какого цвета ели в лесу?
Педагог: Эта ель зеленая, та ель тоже зеленая. Какого цвета эта ель?
Педагог: Что еще может быть зеленым?
Педагог: Какая ель в этом лесу самая высокая?
Педагог: Какая ель в этом лесу самая низкая?
Педагог: Что еще может быть высоким?
Педагог: Кто ниже, Сайгибат или Рабазан?
Дети: Сайгибат ниже Рабазана.
Педагог: В лесу мы можем увидеть не только деревья. В нем живут звери и птицы. Посмотрите внимательно, кто живет в нашем лесу? (зверей поставить под елкой, за елкой, перед елкой)
Педагог: Где стоит медведь?
Педагог: Где спряталась лиса?
Педагог: Где сидит заяц?
Педагог: Где находится волк?
Педагог: Звери в лесу очень дружны. Никто никого не обижает. Они любят играть вместе, также как и вы, ребята. Предлагаю вам на время превратиться в лесных жителей: лису, медведя, волка и зайца. Выберете, кто кем будет. Дети выбирают маски зверей и надевают их на голову.
Педагог: Ребята-зверята, давайте поздороваемся друг с другом.
Дети: Здравствуй, заяц. Здравствуй, волк. Здравствуй, медведь. Здравствуй, лиса. Звери здороваются друг с другом.
Педагог: Захотелось друзьям-зверятам покататься с горы. На чем можно кататься с горы?
Дети: С горы можно кататься на санках, на лыжах, на сноуборде, на ледянке.
Педагог: Заяц, на чем будешь ты кататься с горы?
Педагог: Волк, на чем будешь ты кататься с горы?
Педагог: Лиса, на чем будешь ты кататься с горы?
Педагог: Медведь, на чем будешь ты кататься с горы?
Педагог: В лесу есть две снежных горы, с которых можно кататься – высокая и низкая. Показывает на горы. /Горы на доске нарисованы/
Педагог: Заяц, с какой горы ты будешь кататься?
Педагог: Волк, с какой горы ты будешь кататься?
Педагог: Лиса, с какой горы ты будешь кататься?
Педагог: Медведь, с какой горы ты будешь кататься?
Дети примеряют спортивный инвентарь зверям и демонстрируют, как те катаются с горы.
Динамическая пауза
Мы катаемся на лыжах.
Кто быстрее, кто потише.
Пусть высокая гора
Не боится детвора!
Дети имитируют движения лыжников, двигаясь вокруг стола с елкой.
Педагог: Все звери собрались у ели. Тут звери увидели под елью сундучок. Открыли его, в нем увидели игрушки. Что с ними делать?
Педагог: Так звери и сделали. Они стали развешивать игрушки в лесу на елку. Куда, на какие ветки развесили игрушки звери?
Дети берут игрушки, рассматривают, описывают и развешивают их на ветви елки.
Дети подробно описывают каждую елочную игрушку и куда ее вешают.
Педагог: Ребята, порадуем нашу лесную красавицу-елку! Напустим на неё снега да инея, подуем на её пушистые веточки северным ветром. Подарим ей свои улыбки и блеск наших глаз.
Артикуляционная гимнастика
Упражнения для щек и губ.
Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз.
Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.
Упражнения для языка
Сосулька.
Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести-восьми»).
Санки-ледянки.
Сделать язык «чашечкой». Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».
Саночки.
Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.
Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка .
Игра: Предлагаю игру «Когда это бывает?» произносит ряд слов, а дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат зимнее слово.
Учитель: снегопад, дождь, снегурочка, цветы, санки, травка, лед, солнышко, снежинка, самокат, снегокат.
Учитель: Хорошо у вас получается! Давайте еще поиграем! Хотите?
Учитель: Каждому из вас по очереди я буду бросать снежок и говорить слово, а вы вернете мне снежок и назовете это слово ласково. Например, снег - снежок
Игра «Скажи ласково»
Дети снимают маски.
Рефлексия
Педагог: А скажите мне, ребята, наш урок-путешествие в зимнюю сказку вам был интересен? А новое что-нибудь узнали? А какие зимние, лесные или новогодние слова вы узнали?
Дети: Ёлка.
Педагог: Ёлка, она какая? Елка пушистая, нарядная, маленькая, высокая.
Педагог: Снежок, он какой?
- А теперь улыбнитесь, если вам понравилось занятие и было весело. А если было грустно и скучно, выразите это печальным взглядом и хмурыми бровями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.