Классный час по профилактике самовольных уходов, безнадзорности «Последствия слабости».
Цель: содействовать осознанию детьми и подростками негативных последствий самовольных уходов.
Задачи:
1. Совместно с детьми выявить причины самовольных уходов.
2. Способствовать осознанию, что уход от проблемы не является её способом решения.
3. Развивать умения анализировать поступки, выражать свои взгляды.
Форма проведения: беседа-обсуждение с использованием тренинговых упражнений, просмотр и обсуждение социального ролика, практическая работа в бланке.
Ход занятия:
Добрый день, ребята! Сегодня я хочу обсудить с вами серьёзные вопросы, смотреть социальные ролики, выполнять упражнения по теме. Но для начала я хочу напомнить вам правила проведения бесед:
· доверительный стиль общения;
· уважение к говорящему;
· правило активности;
· правило поднятой руки.
Тема занятия «Последствия слабости. Уход из дома».
Кто-то из вас может установить связь между этими двумя фразами, которые на первый взгляд совершенно не сочетаются друг с другом?
Детям дается две минуты на обдумывание и высказывание своего мнения.
Блок 1. Мои слабости
- Разберемся, что такое слабость? У каждого человека есть свои слабости. Попробуйте вспомнить и перечислить свои безобидные слабости и записать их на листочке (Приложение А. Первый столбик).
-Не показывайте листок товарищам и не обсуждайте с ними содержание! Это ваш личный самоанализ.
Детям дается минута на обдумывание и запись.
- Слабости бывают, как безобидные, так и нежелательные, от которых хочется поскорее избавиться. Они не столь заметны, сразу не бросаются в глаза, но, тем не менее, часто мешают в жизни. Наверняка у каждого из вас найдутся слабости, от которых вы хотели бы избавиться. Давайте попробуем выявить эти неприятные качества в самом себе. Проанализируйте себя и напишите, как вы видите в себе слабости. (Приложение А. Второй столбик).
Детям дается две минуты на обдумывание и запись.
- Но все мы должны понимать, что у любой слабости есть свои последствия (например, чрезмерное употребление сладкого – полнота и проблемы со здоровьем, употребление ненормативной лексики – трудности общения в определённых кругах и т.д.). Сегодня мы остановимся на негативных слабостях и попробуем выяснить, чем они грозят.
Блок 2. Принимаю ответственность на себя.
– Для начала выясним, за что каждый из вас отвечает в жизни. Думаю, вы согласитесь с тем, что человек становится личностью только тогда, когда добровольно и сознательно принимает на себя ответственность. Если этого нет, то мы так и остаемся малыми детьми, сколько бы лет нам ни исполнилось. Так за что вы отвечаете в этой жизни? Лично вы? (например, покупку хлеба, уборку своей комнаты, уроки младшего брата или сестры). Подумайте и запишите все, что вспомните. Затем мы все вместе обсудим ваши ответы. (Приложение Б).
Детям дается пять минут на обдумывание и запись.
- Как мы видим, не так уж много у вас ответственности, по сравнению с взрослыми, например. А прав? Прав у вас гораздо больше! Так давайте вместе запишем основные виды ответственности.
Дети высказывают свое мнение. Преподаватель пишет.
- Очень часто ребята не хотят брать на себя ответственность и совершают необдуманные поступки. Какие?
Дети высказывают свое мнение. Затем преподаватель выдает им бланки (Приложение В).
· плохо учиться;
· курить, выпивать, принимать психотропные средства, наркотики;
· грубить сверстникам и взрослым;
· унижать маленьких и слабых;
· лгать даже без причины;
· стараются выяснять отношения только с помощью силы;
· портить имущество;
· убегать из дома.
- Среди перечисленного, что для вас самое неприемлемое. Подчеркните эти поступки в вашем списке.
- Далее выделите три самых страшных, на ваш взгляд поступка.
-Теперь обведите и поставьте восклицательный знак напротив одного, самого - самого, который вы не совершите никогда.
После выполнения задания листки откладываются и преподаватель продолжает дискуссию.
- Как вы думаете, из-за чего совершают ваши сверстники такие поступки?
Дети высказывают свое мнение.
Например:
- А как вы считаете, что может заставить ребёнка любого возраста уйти из дома.
Дети высказывают свое мнение. Преподаватель пишет.
Дети убегают из дома, когда...
· им скучно и нечем занять себя (не были сформированы творческие потребности);
· их надоело однообразие (пассивность, безынициативность);
· они хотят необычных впечатлений (нет понятий о последствиях и опасностях);
· они испытывают потребность самоутверждения, принятия и признания (неразборчивость в способах, безответственность).
- Как называют детей, которые оставляют семью и убегают на улицу? Безнадзорные
- Как называют детей, которые живут на улице?
Беспризорники
- Разберемся, чем отличаются безнадзорные дети от беспризорников?
Просмотр социального ролика «Беспризорники».
- Вы посмотрели ролик, а теперь скажите:
1. Смогли ли вы жить на улице?
2. К чему ведёт жизнь на улице?
3. По каким причинам дети оказываются на улице?
4. Есть ли у них выбор?
5. Что мешает им воспользоваться помощью государственных служб?
6. Можно ли назвать это слабостью?
Блок 3. Аргументы, которые помогут мне отказаться от самовольных уходов.
- Ребят, а теперь вам нужно написать несколько собственных аргументов, которые помогут вам отказаться от самовольного ухода из дома.
Детям дается пять минут на обдумывание и запись.
Например, страх перед неизвестным, нежелание огорчать людей, которые мне дороги, боязнь испортить отношения со сверстниками или педагогами, страх попасть в дурную историю, что то-то случиться со мной и т.д.).
- Ребята, кто хотел бы поделиться своими аргументами?
- Какие основные качества необходимы для того, чтобы сказать себе: «Стоп! Подумай, правильно ли ты поступаешь?». Например, целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность).
- Можете ли вы назвать себя волевым человеком? А может у вас всё-таки недостаточно волевых качеств, для того чтобы справится с проблемами.
Просмотр социального ролика «Сила воли».
Блок 4. Тестирования.
Давайте выясним с помощью теста, являетесь ли вы волевым человеком. Отвечать нужно искренне! В первую очередь вам нужно узнать свои слабые стороны и вовремя от них избавиться. Преподаватель выдает им бланки (Приложение Д).
После выполнения задания ребята сдают преподавателю листы со всеми пятью заданиями.
- Отличная беседа у нас получилась. Я рада, что вы можете отличить безобидную слабость от негативных проявлений характера. Можно ли назвать их человеческой слабостью? (Например, слабость характера, воли, проблемы с самооценкой).
- В конце нашей встречи я расскажу притчу «Хорошее тебя окружает или плохое – зависит от тебя».
Один ученик постоянно жаловался учителю на свою жизнь: и то ему не нравилось, и это было не так – в общем, всё было плохо. Тогда учитель привел его в комнату и сказал:
– Рассмотри эту комнату и постарайся запомнить все вещи черного цвета.
В комнате было много черных вещей, и когда ученик справился с этой задачей, учитель сказал ему:
– А теперь закрой глаза и перечисли все вещи белого цвета.
Ученик растерялся и говорит:
– Но я не замечал белых вещей, потому что запоминал только черные.
– А теперь, – сказал учитель, – открой глаза и осмотрись – в комнате много предметов белого цвета.
Ученик открыл глаза и увидел, что это была чистая правда.
– Этим примером я хотел показать тебе правду жизни, – продолжил учитель. – Если ты ищешь в жизни только плохое, то ты обязательно его найдешь и никогда не заметишь ничего хорошего.
- Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего занятия в вашей жизни будет больше белого цвета.
- Наше занятие подошло к концу. Спасибо за активность! Чтобы вы смогли еще раз обдумать и обсудить наш сегодняшний разговор, я раздам вам памятки по теме занятия. До встречи!
Приложение А
1. «Мои слабости»
безобидные |
нежелательные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение Б
2. Я отвечаю за:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение В.
3. Подчеркни поступки, которые ты считаешь неприемлемыми.
· плохо учиться;
· курить, выпивать, принимать психотропные средства, наркотики;
· грубить сверстникам и взрослым;
· унижать маленьких и слабых;
· лгать даже без причины;
· стараются выяснять отношения только с помощью силы;
· портить имущество;
· убегать из дома.
Приложение Г
Напишите несколько собственных аргументов, которые помогут тебе отказаться от самовольного ухода из дома.
Я никогда не сбегу из дома потому, что:
1.
2.
3.
4.
Приложение Д.
Инструкция: Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, верно или неверно данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения поставьте знак «плюс» (+), а если сочтете, что оно по отношению к Вам неверно, то «минус» (–).
Опросник
1. Если что-то не клеится, у меня нередко появляется желание бросить это дело.
2. Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже если приходится выбирать между ними и приятной компанией.
3. При необходимости мне нетрудно сдержать вспышку гнева.
4. Обычно я сохраняю спокойствие в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля.
5. Меня трудно отвлечь от начатой работы.
6. Меня сильно выбивает из колеи физическая боль.
7. Я всегда стараюсь выслушать собеседника, не перебивая, даже если не терпится ему возразить.
8. Я всегда «гну» свою линию.
9. Если надо, я могу не спать ночь напролет (например, работа, дежурство) и весь следующий день быть в «хорошей форме».
10. Мои планы слишком часто перечеркиваются внешними обстоятельствами.
11. Я считаю себя терпеливым человеком.
12. Не так-то просто мне заставить себя хладнокровно наблюдать волнующее зрелище.
13. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после серии обидных неудач.
14. Если я отношусь к кому-то плохо, мне трудно скрывать свою неприязнь к нему.
15. При необходимости я могу заниматься своим делом в неудобной и неподходящей обстановке.
16. Мне сильно осложняет работу сознание того, что ее необходимо во что бы то ни стало сделать к определенному сроку.
17. Считаю себя решительным человеком.
18. С физической усталостью я справляюсь легче, чем другие.
19. Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице.
20. Испортить мне настроение не так-то просто.
21. Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не дает покоя, и я никак не могу от него отделаться.
22. Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим.
23. Переспорить меня трудно.
24. Я всегда стремлюсь довести начатое дело до конца.
25. Меня легко отвлечь от дел.
26. Я замечаю иногда, что пытаюсь добиться своего наперекор объективным обстоятельствам.
27. Люди порой завидуют моему терпению и дотошности.
28. Мне трудно сохранить спокойствие в стрессовой ситуации.
29. Я замечаю, что во время монотонной работы невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой приводит к ухудшению результатов.
30. Меня обычно сильно раздражает, когда «перед носом» захлопываются двери уходящего транспорта или лифта.
Обработка результатов и интерпретация
Определяется величина индексов волевой саморегуляции по пунктам общей шкалы (В) и индексов по субшкалам «настойчивость» (Н) и «самообладание» (С).
Каждый индекс – это сумма баллов, полученная при подсчете совпадений ответов испытуемого с ключом общей шкалы или субшкалы.
В вопроснике 6 маскировочных утверждений. Поэтому общий суммарный балл по шкале «В» должен находиться в диапазоне от 0 до 24, по субшкале «настойчивость» – от 0 до 16 и по субшкале «самообладание» – от 0 до 13.
Ключ для подсчета индексов волевой саморегуляции.
· Общая шкала:1-, 2+, 3+, 4+, 5+,6-, 7+, 9+, 10-, 11+, 13-, 14-, 16-, 17+, 18+, 20+, 21-, 22-, 24+, 25-, 27+, 28-, 29-, 30-
· «Настойчивость»: 1-, 2+, 5+, 6-, 9+, 10-, 11+, 13-, 16-, 17+, 18+, 20+, 22-, 24+, 25-, 27+
· «Самообладание»: 3+, 4+, 5+, 7+, 13-, 14-, 16-, 21-, 24+, 27+, 28-, 29-, 30-
В самом общем виде под уровнем волевой саморегуляции понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями.
Уровень развития волевой саморегуляции может быть охарактеризован в целом и отдельно по таким свойствам характера как настойчивость и самообладание.
Уровни волевой саморегуляции определяются в сопоставлении со средними значениями каждой из шкал. Если они составляют больше половины максимально возможной суммы совпадений, то данный показатель отражает высокий уровень развития общей саморегуляции, настойчивости или самообладания. Для шкалы «В» эта величина равна 12, для шкалы «Н» – 8, для шкалы «С» – 6.
Высокий балл по шкале «В» характерен для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаях у них возможно нарастание внутренней напряженности, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его спонтанности.
· Общая шкала: 1-, 2+, 3+, 4+, 5+,6-, 7+, 9+, 10-, 11+, 13-, 14-, 16-, 17+, 18+, 20+, 21-, 22-, 24+, 25-, 27+, 28-, 29-, 30-.
· «Настойчивость»: 1-, 2+, 5+, 6-, 9+, 10-, 11+, 13-, 16-, 17+, 18+, 20+, 22-, 24+, 25-, 27+.
· «Самообладание»: 3+, 4+, 5+, 7+, 13-, 14-, 16-, 21-, 24+, 27+, 28-, 29-, 30-.
· Общая шкала: 1-, 2+, 3+, 4+, 5+,6-, 7+, 9+, 10-, 11+, 13-, 14-, 16-, 17+, 18+, 20+, 21-, 22-, 24+, 25-, 27+, 28-, 29-, 30-.
· «Настойчивость»: 1-, 2+, 5+, 6-, 9+, 10-, 11+, 13-, 16-, 17+, 18+, 20+, 22-, 24+, 25-, 27+.
· «Самообладание»: 3+, 4+, 5+, 7+, 13-, 14-, 16-, 21-, 24+, 27+, 28-, 29-, 30-.
· Общая шкала: 1-, 2+, 3+, 4+, 5+,6-, 7+, 9+, 10-, 11+, 13-, 14-, 16-, 17+, 18+, 20+, 21-, 22-, 24+, 25-, 27+, 28-, 29-, 30-.
· «Настойчивость»: 1-, 2+, 5+, 6-, 9+, 10-, 11+, 13-, 16-, 17+, 18+, 20+, 22-, 24+, 25-, 27+.
· «Самообладание»: 3+, 4+, 5+, 7+, 13-, 14-, 16-, 21-, 24+, 27+, 28-, 29-, 30-.
· Общая шкала: 1-, 2+, 3+, 4+, 5+,6-, 7+, 9+, 10-, 11+, 13-, 14-, 16-, 17+, 18+, 20+, 21-, 22-, 24+, 25-, 27+, 28-, 29-, 30-.
· «Настойчивость»: 1-, 2+, 5+, 6-, 9+, 10-, 11+, 13-, 16-, 17+, 18+, 20+, 22-, 24+, 25-, 27+.
· «Самообладание»: 3+, 4+, 5+, 7+, 13-, 14-, 16-, 21-, 24+, 27+, 28-, 29-, 30-.
· Общая шкала: 1-, 2+, 3+, 4+, 5+,6-, 7+, 9+, 10-, 11+, 13-, 14-, 16-, 17+, 18+, 20+, 21-, 22-, 24+, 25-, 27+, 28-, 29-, 30-.
· «Настойчивость»: 1-, 2+, 5+, 6-, 9+, 10-, 11+, 13-, 16-, 17+, 18+, 20+, 22-, 24+, 25-, 27+.
· «Самообладание»: 3+, 4+, 5+, 7+, 13-, 14-, 16-, 21-, 24+, 27+, 28-, 29-, 30.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.