Департамент образования администрации города Липецка
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
Дом творчества «Октябрьский» города Липецка
Конспект занятия
«Создание виртуального Музея памяти о Войне»
развитие творческой и поисковой деятельности обучающихся по сохранению и изучению истории
Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в рамках дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
«Путешествие по океану изобразительного искусства» и воспитательной программы ДТ «Октябрьский»
Возраст обучающихся: 9-16 лет
Педагог дополнительного
образования
Савочкина Людмила Анатольевна
Липецк – 2020
Занятие «Создание виртуального Музея памяти о Войне» является первым в комплексе занятий, которые должны сформироваться в проект «Виртуальный Музей памяти о Войне».
Проект «Виртуальный Музей памяти о Войне» носит информационно - исследовательский и практико - ориентированный характер, направлен на развитие творческой инициативы и деятельности обучающихся по сохранению и изучению истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., направленных на формирование метапредметных компетенций, способствует повышению уровня качества организации учебного процесса, воспитанию гражданственности и патриотизма.
Биография М.В. Водопьянова –одна из экспозиций музея. Виртуальный «Музей памяти о Войне» представляет собой тематическое систематизированное собрание электронных презентационных экспозиций о Великой Отечественной Войне. После подготовки к конкурсу ДТ «Октябрьский» «Победы славное лицо» в музее будут оформлены залы о тех участниках войны, ветеранах трудового фронта, о которых напишут в своих работах обучающиеся изостудии «Радужный кот».
Цель
Основной целью проекта «Виртуальный Музей памяти о Войне» является
создание условий для формирования гражданской позиции и
патриотических чувств обучающихся и родителей, сохранения памяти о тех, кто
внес вклад в Победу в Великой Отечественной войне на основе эффективной
системы использования информационных и коммуникационных технологий.
Задачи:
- формировать гражданскую позицию и патриотизм для сохранения
памяти об участниках войны, ветеранах трудового фронта для создания неразрывной
связи поколений;
- создать условия для стимулирования творческой, познавательной и
исследовательской деятельности педагогов и обучающихся;
- создать банк, который можно использовать для проведения различных мероприятий
и занятий ;
- создать рабочую группу по созданию виртуальных залов, размещению в них
материалов и распределить обязанности;
- формировать навыки самостоятельной поисковой работы на основе использования
информативно-коммуникационных технологий.
Структура виртуального музея (основные страницы )
1. Добро пожаловать;
2. Визитная карточка музея;
3. Зал боевой и воинской славы летчика М.В. Водопьянова ;
4.
Кинозал: видео –материал «Как Водопьянов Берлин бомбил»
5. Методическая копилка: разработки занятий и мероприятий, приуроченных к
празднованию Великой Победы;
6. Галерея рисунков студии «Радужный кот» к празднику Великой Победы.
7.Выступление Петровой Дианы (исполнение песен) и
Петровой Даниэлы (исполнение стихов) к празднику Великой Победы.
Направления деятельности виртуального музея
1. Поисковая деятельность.
2.
Экскурсионно-лекторская деятельность.
3. Экспозиционная деятельность.
4. Пропагандистская деятельность.
Содержание и формы работы виртуального музея
1. Создание и организация электронных экспозиций;
2.Редактирование и тиражирование печатных и электронных материалов;
3.Создание презентаций для использования обучающимися.
Участники пополнения материалов виртуальных экспозиций музея:
- обучающие изостудии «Радужный кот» и «Глиняная игрушка»;
- родители;
- педагоги .
Вид занятия: урок-исследование.
Тип занятия: занятие по изучению и систематизации новых знаний.
Продолжительность занятия:2час 30 мин.
Организационные особенности занятия:
- выбор стиля общения с учащимися;
- определение ориентации на данную группу учащихся и их интересы;
Универсальные учебные задачи:
познавательные – расширить знания по истории, о ВОВ, о биографии летчика М.В. Водопьянова;
личностные – развивать интерес, исследовательскую и творческую активность;
метапредметные – развивать образное мышление, внимание и познавательные способности.
Цель:
создание условий для формирования познавательной самостоятельности учащихся и развития их творческих способностей.
Задачи
Обучающие:
- обучить системе умственных действий, которая характерна для решения нестереотипных задач, и требующая применения творческой мыслительной деятельности;
- создать банк, который можно использовать для проведения различных мероприятий и занятий по истории и ВОВ;
- формировать навыки самостоятельной поисковой работы на основе использования информативно-коммуникационных технологий;
- обеспечить условия успешного усвоения новых знаний с помощью решения проблемных задач;
- сформировать знания об исторической личности;
Развивающие:
- поднять уровень мыслительной деятельности учащихся;
- развивать у учащихся рефлексивных умений и критического мышления;
- развивать образное представление, ассоциативно-образное мышление;
- развивать познавательную активность, зрительную память, воображение, художественную фантазию, интерес.
Воспитательные:
- формировать гражданскую позицию и патриотизм для сохранения памяти об участниках войны, ветеранах трудового фронта для создания неразрывной связи поколений;
- воспитывать активную, творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, эстетические чувства, интерес к творчеству;
- формировать организованность и аккуратность в работе.
Методы обучения: методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности- проблемный метод, исследовательский, наглядный, практический.
Форма занятия: деловая игра-исследовательско -аналитическая группа.
Технологические особенности организации занятия: мультимедийное оснащение, персональный компьютер. Оборудование для учащихся: компьютер для каждой группы; книги и журналы;
Межпредметные связи: культурология, история, дизайн.
Возраст учащихся: 9-16 лет
План занятия
1. Организация начала занятия, актуализация знаний,
мотивация учащихся 20 минут
2. Осуществление учащимися самостоятельной поисковой деятельности. Создание доклада и музея- презентации 80 минут
3. Дидактическая игра 30 минут
4. Этап рефлексии деятельности 20 минут.
Ход занятия:
1. Организация начала занятия, актуализация знаний, мотивация учащихся.
Педагог:
Ребята, в декабре состоялся конкурс рисунков –проектов «Портрет памяти», о котором вы слышали, и некоторые из вас участвовали.
Предмет конкурса: рисунок-проект на тему: «Память о Великой Отечественной Войне», который должен будет представлен на графическом изображении фасада многоквартирного (многоэтажного) дома.
В этом конкурсе победила Софья Сметанина, она занимается в нашей студии. Ее работа будет размещена на проспекте Победы, и весь город сможет любоваться ее портретом. На портрете изображен летчик Водопьянов М.В. Вы слышали эту фамилию? Конечно слышали, ведь его именем названа одна из центральных улиц нашего города. Фамилию вы слышали, а знаете что-либо об этом летчике? Многие из вас не знают. Софья тоже ничего не знала, и что бы создать эту работу, ей пришлось найти и изучить большой объем интересного материала. По окончанию работы, нам пришла в голову одна идея- создать виртуальный музей Михаила Васильевича Водопьянова. У него очень интересная судьба, и не только по этой причине, ее вы узнаете позже, а пока, мы попробуем создать сегодня музей этого легендарного человека.
А скажите мне, что такое музей? Затрудняетесь ответить- обращаемся к универсальной энциклопедии «Википедия».
Открываем компьютеры.
Музе́й (от греч. μουσεῖον — Дом Муз) — учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
Скажите, ребята, а какие бывают музеи? Правильно, разные, в зависимости от содержания.
Музеи бывают: краеведческие, исторические, профессиональной направленности, археологические и т.д..
Наш музей будет исторический и виртуальный.
А кто создает музеи? Правильно, историки, журналисты, дизайнеры, исследователи, аналитики.
Что бы наше занятие прошло продуктивнее, мы разобьемся на несколько групп.
1-я группа-Исследователи, они будут искать информацию для нас в разных источниках-интернете, в книжных изданиях.
2-я группа-Аналитики, они будут обрабатывать эту информацию.
3-я группа Веб –дизайнеры, которые будут оформлять и внедрять полученную информацию.
Да, еще один момент, перед вами на доске располагается «Высота успеха», которая состоит из 4-х уровней, каждый уровень это один этап в работе. У нас три команды, значит каждой команде раздается по самолетику. Самолет будет подниматься на определенную высоту после прохождения командой каждого этапа занятия. Самолеты раздаются командам 2-х цветов- красные (если задание выполнено на «отлично») и синие (если задание выполнено «удовлетворительно»). Кстати, самолет модели АНТ-6, на котором совершал полеты летчик Водопьянов.
По окончанию занятия, мы сможем оценить нашу работу по двум критериям-преодолели мы все этапы занятия и насколько успешно.
2.Осуществление учащимися самостоятельной поисковой деятельности. Создание доклада и музея- презентации.
Учащиеся делятся на 3 группы по 5-8 человек и рассаживаются соответственно группам. Группы оснащены необходимым оборудованием: 1-я группа-компьютер, книжные издания, журналы; 2-я группа-компьютер, литература; 3-я группа-компьютер.
Педагог :
Наш объект изучения – летчик Михаил Васильевич Водопьянов.
1-я высота
Задание для исследовательской группы-сбор информации.
Примерная информация, которая может быть собрана учащимися.
На сбор информации -15 мин.
Михаил Васильевич Водопьянов (18 ноября 1899–1980 гг.), - легендарный полярный лётчик, генерал-майор авиации (1934 г.), один из первых Героев Советского Союза (1934 г.).
Родился Михаил Водопьянов 06. (18) ноября 1899 г. в с. Студёнки Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне - г. Липецк).
В рядах РККА Михаил Водопьянов служит с 1919 г. и воюет на стороне "красных" в Гражданской войне.
В 1929 г. Михаил Водопьянов окончил военно-авиационную школу лётчиков и с тех пор его жизнь была посвящена авиации.
В 1930-е гг. он прокладывал, часто в сложных погодных условиях, воздушные трассы из Хабаровска на Нижний Амур и Северный Сахалин (открыл её в 1929 г.). 9 января 1930 г. на самолёте «СССР-127» («Фарман-13») с бортмехаником Николаем Аникиным вылетел на Сахалин по маршруту Хабаровск – Оха с промежуточными посадками в Троицком, Нижне-Тамбовке, Мариинске, Николаевске-на-Амуре. Перелёт продолжался (в обе стороны) 11 суток.
В мае 1930 г. экипаж Михаила Водопьянова совершил перелёт Москва - Хабаровск. Необходимо отметить, что в тот период времени подобные перелеты организовывались советским военным и гражданским руководством в т.ч. и для того, чтобы выяснить возможность быстрой переброски войск и материального имущества, крупных авиационных соединений в условиях будущей войны (на востоке - с Японией) с запада СССР на Дальний Восток по воздуху.
Зимой 1933 г. Михаил Водопьянов открыл самую протяжённую в мире авиалинию Москва – Петропавловск-Камчатский. Во время перелёта его самолёт разбился, а сам пилот получил тяжелые ранения.
В марте-апреле 1934 г. он принимал участие в спасении экипажа и пассажиров парохода – ледокола «Челюскин», совершил уникальный перелёт (более 5800 км.) из Хабаровска на базу спасательный экспедиции в Ванкарем, преодолев Анадырский хребет.
В 1937 г., после тщательной авиационной разведки, отряд 4-х моторных тяжелых воздушных кораблей под командованием Михаила Водопьянова совершил первую в истории посадку на Северном полюсе, доставив туда экспедицию (СП - 1) и её оборудование. В самолете летело 13 человек, включая экипаж. Это был один из самых опасных полетов Водопьянова. Он летел в полную неизвестность, но это был полет в будущее. За этот подвиг Водопьянов был награжден орденом Ленина, поскольку звания дважды Героя Советского Союза еще не существовало.
В 1939 г., когда началась советско-финская война, Михаил Водопьянов уходит на нее добровольцем. Фронту нужны летчики, умеющие летать днем и ночью при любой погоде. В качестве командира тяжелого бомбардировщика ТБ-3 летчик Водопьянов совершил немало боевых вылетов. С войны вернулся с орденом Красного Знамени.
Задание для аналитиков-вычленяем главное из собранной информации.
Учащиеся совещаются 10 минут.
Выводы:
1.М.В.Водопьянов-наш земляк, родился практически в Липецке, в с.Студенки.
2. Служил с 1919 г., воевал на стороне "красных" в Гражданской войне.
3. Открыл самую протяжённую в мире авиалинию Москва – Петропавловск-Камчатский
4. Принимал участие в спасении экипажа и пассажиров парохода – ледокола «Челюскин», совершил уникальный перелёт (более 5800 км.) из Хабаровска на базу спасательный экспедиции в Ванкарем, преодолев Анадырский хребет.
5. Совершил первую в истории посадку на Северном полюсе.
6.Участвовал в советско-финской войне.
Задание для веб-дизайнеров- оформляем страницы музея.
Учащиеся работают над составлением презентационных страниц музея.
Педагог:
Пока дизайнеры работают над оформление страниц, мы идем дальше.
Команды оценивают свою работу в данном этапе и перемещают их на первую высоту.
2- я высота
Работа исследовательской группы
С началом Великой Отечественной войны Водопьянов подаёт несколько рапортов с просьбой отправить его на фронт, однако в удовлетворении их ему было отказано, мотивируя это необходимостью наличия опытных пилотов для организации перевозок по Северному морскому пути. Водопьянов проявил характер. Он не подчинился воле руководства, взлетел на гидросамолете и приводнился на Химкинском водохранилище. Ему удалось добиться встречи со Сталиным, который на списке пилотов, представленном летчиком, написал «Согласен. Сталин».
В начале Великой Отечественной войны Михаил Водопьянов командовал 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизией, лично участвовал в бомбардировках вражеского тыла и г. Берлина (в ночь на 11 августа 1941 гг.)
17 августа 1941 г. Михаил Водопьянов был отстранён от командования дивизий как "не имеющий достаточных командных навыков и опыта в организаторской работе". После отстранения он продолжал летать как рядовой лётчик.
Причины отстранения Михаила Водопьянова от командной должности просты: из 10 бомбардировщиков, поднявшихся в ночь на 11 августа 1941 г. бомбить г. Берлин до цели долетело только 6 самолётов (1 - сломался сразу после взлёта, 1 - был подбит своими же зенитчиками, 2 - не долетели до цели по разным причинам, но отбомбились на "запасных" целях). Эффект от этой бомбардировки был значительным. Первоначально немцы даже и не могли подумать, что их бомбила советская дальняя авиация и во всем "обвинили" англичан. Отныне СССР показало, что и столица рейха находится под угрозой советских бомбардировок.
При возвращении на авиабазу у самолета Водопьянова отказали двигатели. Ему пришлось экстренно посадить свой самолет за линией фронта, - в лесу. Благодаря умелым действиям и мужеству экипажа, удалось избежать людских потерь и через три дня выйти через линию фронта, к своим.
Советское руководство осталось недовольно потерями боевой группы. Михаила Водопьянова наградили орденом Ленина, однако, при этом, - сняли с должности командира дивизии. Сорокадвухлетнему пилоту предоставили право решить, чем заниматься дальше. Возраст у него был запредельный для летчика, и он мог уйти на преподавательскую работу. Однако прославленный летчик попросил оставить его рядовым пилотом в той же авиадивизии, которой он ранее командовал. В ее составе он продолжал выполнять боевые задачи, в частности, - бомбил оборонные объекты в г. Данциг и г. Кёнигсберг.
В 1942 г. Михаил Водопьянов вновь назначен командиром авиационной дивизии (другой), неоднократно совершал полёты в партизанский соединения для доставки вооружения и эвакуации раненых.
Вскоре после своего нового назначения Михаил Водопьянов попал в автомобильную аварию, после чего с множественными переломами ребер и различными травмами 4 месяца провел в госпитале. Летать с такими травмами отныне ему было нельзя. Но он продолжает оставаться в авиации, передавая свой бесценный опыт другим людям.
Задание для аналитиков-вычленяем главное из собранной информации.
Учащиеся совещаются 10 минут.
Выводы:
1. Не подчинился воле руководства, чтобы попасть на фронт.
2. Командовал 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизией, лично участвовал в бомбардировках вражеского тыла и г. Берлина.
3. Михаила Водопьянова наградили орденом Ленина, однако, при этом, - сняли с должности командира дивизии, за большую потерю боевых машин.
4. Служил рядовым пилотом, бомбил оборонные объекты в г. Данциг и г. Кёнигсберг.
5. После аварии, передавал опыт.
Задание для веб-дизайнеров- оформляем страницы музея.
Учащиеся работают над составлением презентационных страниц музея.
Команды оценивают свою работу в данном этапе и перемещают их на вторую высоту.
3-я высота
Работа исследовательской группы
Длительный период времени Михаил Водопьянов трудился в качестве военного представителя на 22-м Казанском авиационной заводе, где контролировал выпуск бомбардировщиков "Пе-8".
В 1945 г. командовал 25-м Гвардейским Тяжелобомбардировочным Авиационным Орловским полком.
До 1946 г. Михаил Водопьянов продолжал службу в авиации дальнего действия. После 1946 г. прославленный лётчик работал в полярной авиации. Активное участие он принял в организации в 1948 г. научной станции «СП-2». Есть информация, что в 1949 г. он совершил высадку на Южном полюсе, за что был награжден орденом Ленина, но до настоящего времени официально это не подтверждено.
За свою долгую и верную службу Родине он был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза, четырьмя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени и многими медалями.
Необходимо отметить также то, что Михаил Водопьянов является отцом семерых детей и автором нескольких книг, членом Союза Писателей СССР. Из- под его пера вышли такие произведения для взрослых и юношества, как: "Полёты", "Мечта пилота", "На крыльях в Арктику", "От сохи до самолёта", "Друзья в небе", "В дни войны" и т.д.
Умер легендарный летчик 11 августа 1980 г. в г. Москве, где и похоронен на Троекуровском кладбище.
Задание для аналитиков-вычленяем главное из собранной информации.
Учащиеся совещаются 10 минут
Выводы:
1. Трудился в качестве военного представителя на 22-м Казанском авиационной заводе.
2. В 1945 г. командовал 25-м Гвардейским Тяжелобомбардировочным Авиационным Орловским полком.
3. После 1946 г. прославленный лётчик работал в полярной авиации. Есть информация, что в 1949 г. он совершил высадку на Южном полюсе.
4. Награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза, четырьмя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени и многими медалями.
5. Водопьянов являлся членом Союза Писателей СССР.
Задание для веб-дизайнеров- оформляем страницы музея.
Учащиеся работают над составлением презентационных страниц музея.
Команды оценивают свою работу в данном этапе и перемещают их на третью высоту.
4-я высота
Педагог:
Следующее задание:
1.Военная форма летчиков того времени.
2.Самолеты, на которых летал Водопьянов.
Время на нахождение информации – 15 мин.
Работа исследовательской группы
В 1936—1937 годах совершал полёты в Арктику, был командиром лётного отряда. 21 мая 1937 года на самолёте АНТ-6.
Участник советско-финляндской войны 1939—1940 в должности командира тяжёлого бомбардировщика ТБ-3.
В военное время он летал на Пе-8. Его самолёт Пе-8 был подбит и совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником. Через линию фронта вернулся к своим.
Работа аналитиков -10 мин.
Работа дизайнеров -15 мин.
Учащиеся работают над составлением презентационных страниц музея.
Команды оценивают свою работу в данном этапе и перемещают их на четвертую высоту.
Педагог:
Преодолена 4-я высота. Все команды справились с заданием. Самолеты красного цвета, а это значит, что команды отлично прошли все этапы.
Итог нашей работы сегодня –это изучение биографии нашего земляка, великого летчика-М.В. Водопьянова, создание первых страниц виртуального музея и доклада, который пригодится нам для дальнейших участий в конкурсах исследовательских работ. Музей, я надеюсь, будет еще пополняться новыми материалами, а следующий этап нашей работы - это создание его портрета. Знания, которые вы получили в ходе первой части занятия вам сейчас будут необходимы.
Вспомним какие разновидности портрета мы знаем, с помощью игры.
3. Дидактическая игра
Дидактическая игра: «Собери портрет»
Каждой команде раздаются 5 листов с изображение рамок. В раме необходимо собрать портрет из деталей, которые в одинаковом количестве раздаются участникам. Каждый собраний портрет необходимо подписать, в зависимости от разновидности.
Разновидности портрета: камерный, психологический, социальный, парадный, групповой, автопортрет, погрудный, поясной, в полный рост.
Созданию самого портрета будет посвящено следующее занятие.
В этом конспекте оно не описывается.
Эта часть урока по созданию портрета завершена.
Что бы оценить работу не командную, она уже оценена вами, а индивидуальную, мы воспользуемся рефлексивным экраном под названием «Облако тегов».
4. Этап рефлексии деятельности
Тег (иногда тэг [1], англ. tag — «ярлык, этикетка, бирка; метить» ) — метка как ключевое слово, в более узком применении идентификатор для описания, поиска данных и задания внутренней структуры ( компьютерный термин).
Учащиеся выбирают один тег и характеризуют свою работу.
Варианты:
Педагог:
Следующие этапы работы над портретом:
1. Создание эскиза;
2.Построение лица и туловища человека;
3.Работа в цвете;
4.Просмотр, анализ работ.
Всем этим мы займемся на следующих занятиях, а сегодня я хочу закончить нашу работу замечательным стихотворением, которое называется «Летчик Водопьянов».
Стихотворение Юрия Загинайлова "Лётчик Водопьянов":
Летать по небу – лётчиков удел,
Ходить по морю – дело капитанов,
А он на Полюс морем пролетел ,
Простой крестьянский парень Водопьянов.
Приказ на север – север покорим,
Откроем у Земли магнитный полюс.
Сейчас мы с небом о любви поговорим,
Мотор на запуск! Парашют под пояс!
Команда взлёт – отставить разговор,
Молчанье – компас в этом плотном мире.
И, словно эхо средь высоких гор,
Знакомый голос сокола в эфире.
У лётчика от бога три мечты,
Всего лишь три не меньше и не больше.
Он с небом от рождения на «ты»,
Летал быстрее, выше всех и дольше.
Одним полётом – небо покорял,
Кумир аэроклубных мальчуганов.
Небесной гвардии достойный генерал,
Великий русский лётчик Водопьянов.
Педагог:
Сегодняшнее занятие «Создание виртуального Музея памяти о Войне» является первым в комплексе занятий, которые будут входить в проект «Виртуальный Музей памяти о войне». После подготовки к конкурсу ДТ «Октябрьский» «Победы славное лицо», в музее будут оформлены залы о тех участниках войны и ветеранах трудового фронта, о которых вы, ребята, соберете сведения в своей семье. До новых встреч в нашем виртуальном «Музее памяти о Войне»
Литература:
1. Корнеева О. Первый на полюсе. Подвиг Водопьянова: для мл. шк. возр. Ил. А. Безменова. — М.: Paulsen, 2016. — 32 с., ил. (Великие экспедиции).
2. Пронякин К. А. Красный сон Светогорова: документально-историческое повествование. — Хабаровск: Издательство Хворова А. Ю., 2016. — 56 с., ил. (Серия: История развития гражданской авиации на Дальнем Востоке).
3. Виражи летчика Светогорова: иллюстрированный альбом к книге «Красный сон Светогорова»/ Текст К. А. Пронякина. — Хабаровск, 2016. — 24 с., ил. (Серия: История развития гражданской авиации на Дальнем Востоке).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.