Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Чрезвычайные ситуации - что это?»
Цели:
- развивать умение находить решение в сложных ситуациях, применять элементарные приемы оказания первой медицинской помощи;
- закреплять представления о ситуациях, которые можно назвать «чрезвычайными», о природных явлениях, наносящих ущерб человеку, о навыках действия в экстремальных ситуациях;
- воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.
Оборудование и материалы: кукла-игрушка Стобед, схематическое изображение явлений природы, кроссворд, карта группы, мяч, 3 обруча, опасные и безопасные предметы, демонстрационный материал «Если малыш поранился», йод, вата, бинты, форма спасателей.
Предварительная работа: настольные игры «Азбука безопасности», «Чрезвычайные ситуации в доме», чтение книги Ю. А. Соколовой «Правила безопасности», просмотр телепередач, новостей, беседы.
Словарная работа: чрезвычайные ситуации, торнадо, смерч, землетрясение, наводнение.
Методические приемы: игровой, наглядный, словесный.
Ход занятия
Воспитатель: О чем говорится в стихотворении? (Ответы детей.) Правильно, сегодня мы еще раз поговорим о безопасности. Чаще всего беда застает человека неожиданно, даже тогда, когда ему кажется, что он готов к ней.
А вот и наш гость. Давайте с ним познакомимся — его зовут Стобед. Как вы думаете, почему у него такое странное имя?
Дети. Потому что с ним происходят разные истории, он не соблюдает правила безопасности.
Воспитатель: А попадает он в опасные ситуации, потому что не знает ничего об опасностях, отчего они бывают, как себя вести при той или иной опасности. Поможем ему — расскажем, что мы знаем об опасностях.
Опасные ситуации могут возникнуть по вине человека. (Вывешивает схему.) Назовите их.
Дети. Пожар, взрыв газа, потоп, порез, ушиб, отравление, дорожно-транспортное происшествие и др.
Воспитатель: В основном это ситуации, возникшие по нашей вине, и они угрожают одному или нескольким людям.
А есть опасные ситуации, которые возникают из-за изменения природных явлений: ветра, воды, снега, солнца, земли. (Вывешивает схематическое изображение этих явлений.) Природа — наш большой друг, но иногда человек оказывается в ней один на один в чрезвычайной ситуации. Что такое ЧС?
Дети. Это опасность, угрожающая сразу многим людям.
Воспитатель: Назовите ЧС, происходящие из-за природных изменений. В этом нам помогут вопросы.
• Временное затопление суши из-за подъема воды. (Наводнение.)
• Что может возникнуть при неосторожном обращении со спичками? (Пожар.)
• Очень сильный ветер, скорость которого больше, чем у мчащегося автомобиля. (Ураган.)
• Сильный ветер в виде вращающегося столба. (Смерч.)
• Сильный вихрь, который бывает преимущественно в Америке. (Торнадо.)
• Очень сильная буря на море. (Шторм.)
• Быстрое движение земной коры, вызванное толчками снизу. (Землетрясение.)
• Как называют людей, которые приходят на помощь во время чрезвычайной ситуации? (Спасатели.)
Воспитатель: Очень важно знать правила поведения в таких ситуациях.
Отвечая на вопросы, вы назвали такую ЧС, как землетрясение. Мы живем в домах, которые при подземных толчках ведут себя по-разному. Какие дома более устойчивы: деревянные, бревенчатые, кирпичные или панельные?
Дети. Деревянные.
Воспитатель: Назовите самые безопасные места в доме.
Дети. Это углы пересечения капитальных стен, дверные проемы, санузлы.
Педагог показывает картину-схему, где запрещающие места помечены красным цветом, разрешающие — зеленым.
Воспитатель: Давайте попробуем найти такие места у нас в группе.
Дети встают на определенное место и объясняют, почему они выбрали его.
Далее проводится физминутка.
Воспитатель: Если землетрясение застало вас дома, что вы будете делать? {По ходу перечисления вывешивает схематическое изображение правил.)
Дети.
➣ Отключить газ, электроэнергию, огонь.
➣ Дойти до безопасного места.
➣ Защитить голову от падающих предметов.
➣ Не пользоваться лифтом.
➣ Не прятаться.
➣ Успокоиться самим и успокоить других, не паниковать.
➣ Не пытаться покинуть здание до окончания подземных толчков.
➣ He стоять возле окон, зеркал.
Воспитатель: Если землетрясение застало вас на улице, назовите ваши действия.
Дети.
➣ Отойти на открытое место.
➣ Не стоять под мостом, козырьками домов, электропроводами.
➣ Не возвращаться в дом, пока землетрясение не закончится.
➣ Выйти из машины, если ты в ней находился.
Воспитатель: Если человек оказался в завале, под грудой камней, что ему необходимо предпринять?
➣ Осмотреть себя, пошевелить руками, ногами; если есть кровотечение, постараться его остановить подручными средствами.
➣ Стучать, звать на помощь.
➣ Устроиться поудобнее, убрать от себя острые обломки.
➣ Беречь силы до прибытия спасателей, не падать духом.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам вспомнить, какие предметы, по вашему мнению, могут быть опасны. В этом нам поможет игра «Раз, два, три, что может быть опасно — возьми!»
В 3-4 обручах — разные предметы, в том числе опасные. Дети бегают под музыку. С окончанием музыки надо найти и взять опасный предмет. У 2—3 детей спросить, почему они выбрали именно этот предмет.
Воспитатель: Землетрясение до сих пор не научились точно предсказывать. А вот наводнения можно предвидеть, но избежать все равно нельзя. Из-за чего происходит наводнение?
Дети. Из-за сильных ливней, быстрого таяния снегов, сильных ветров, разрушения плотин.
Воспитатель: Жителей, которые попадают в зону затопления, заранее предупреждают об опасности. Как они узнают о приближающемся наводнении?
Дети. Сообщают по радио, телевидению, звучит сирена или гудок машин, передают друг другу.
Воспитатель: Подойдите к столу и выберите те предметы, которые нужно взять с собой в зону спасения.
Дети (выбирают и называют). Не быстропортящиеся продукты, документы, деньги, аптечку, запасную теплую одежду, обувь, туалетные принадлежности.
Воспитатель: Давайте сделаем круг и поиграем в игру с мячом.
Педагог бросает мяч, дети называют, что необходимо делать, если наводнение застало внезапно: выбраться из воды; не попасть в несущийся поток; подняться на высокое место — чердак, крышу, верхние этажи; не терять надежду на спасение; размахивать тряпкой, чтобы заметили спасатели, ночью светить фонарем; если попали в воду, ухватиться за плавающие предметы и др.
Воспитатель: Может ли быть опасным дом или здание после затопления?
Дети. Да.
Воспитатель: Почему?
Дети. Потому что повреждается фундамент дома.
Дети садятся на места.
Воспитатель: Мы назвали стихии земли, воды, остался воздух. Ветер тоже способен вызвать разрушения и навредить человеку. Назовите, какие вы знаете воздушные стихийные бедствия?
Дети. Ураган, смерч, тайфун, буря.
Воспитатель: Что такое ураган, смерч, мы называли, когда отвечали на вопросы. О них предупреждают заранее, чтобы люди могли к ним подготовиться. Давайте вспомним, как надо себя вести при этих бедствиях.
Дети.
➣ Спрятаться в надежное укрытие (подвал, погреб, под мост).
➣ Защитить глаза, рот, нос от песка и земли.
➣ Нельзя залезать на крышу, прятаться на чердаке.
➣ Если едете на машине, остановиться, но из машины не выходить, плотнее закрыть двери, окна.
➣ Не прятаться под деревьями, электрическими проводами.
Воспитатель: Что мы будем делать, если ураган застиг нас во время прогулки в лесу?
Дети. Надо укрыться в овраге, прижаться к земле.
Воспитатель: Во время ЧС бывают пострадавшие, и очень важно вовремя оказать им первую медицинскую помощь, чтобы спасти им здоровье и жизнь. Тогда на помощь приходят спасатели (показывает картинку). Какими должны быть спасатели?
Дети. Сильными, смелыми, ловкими, специально подготовленными, обученными.
Воспитатель: У спасателей есть специальная техника и инструменты, которые помогают разбирать завалы из камней. Назовите ее. (Ответы детей.)
Сейчас мы поиграем в игру «Спасатели» и узнаем, знаете ли вы, как нужно оказывать первую медицинскую помощь в случае травмы. Кто из вас будет выполнять роль пострадавших? (Выбирают детей.) Во время землетрясения вы попали под завалы. Назовите, какие у вас могут быть травмы?
Дети. Ссадины, резаная, колотая раны, перелом кости, ноги, ожоги и др.
Воспитатель: Кто хочет быть спасателем? (Выбирают детей.) Вы спасли пострадавших из завала, доставили в пункт оказания первой медицинской помощи.
Дети играют, выполняют нужные действия, подбирая лекарства, сопровождая свои действия словами, вопросами о самочувствии.
В конце игры спросить, кто кому и как оказывал помощь. Проверить действия детей по карточкам из игры или предложить старшей медсестре дать оценку действиям детей.
Воспитатель: В нашем городе такие стихийные бедствия бывают очень редко, но вы с родителями во время отпуска и каникул в школе можете оказаться в тех местах, где возникают ЧС. Поэтому важно знать, что делать в таких ситуациях, и я надеюсь, что вы не растеряетесь сами, успокоите и поможете другим. Знания, которые вы получили на занятии, помогут вам в этом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.