Сведения об авторе:
1. ФИО: Талаева Татьяна Владимировна.
2. Должность:
· Учитель-логопед МБОУ «Степановская СОШ» Верхнекетского района Томской области,
· студентка магистратуры ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет».
3. Место работы: МБОУ «Степановская СОШ» Верхнекетского района Томской области,
место учебы: ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет».
4. Электронный адрес: talaeva_tatjana@rambler.ru
Конспект фронтального занятия в предшкольной группе: «Как щенок свое имя искал» разработан для знакомства со звуком и буквой "Щ" совершенствования фонематических и графических компетенции детей и формирования грамматически правильной диалогической и монологической речи через игру. Важно заметить, что формирование навыка речевого общения для обеспечения полноценной коммуникации является чрезвычайно актуальным для нормотипичных детей и тем более для детей с ограниченными возможностями здоровья. Данный материал будет полезен логопедам, воспитателям для работы с детьми старшего дошкольного возраста по обучению грамоте.
Конспект занятия в предшкольной группе:
Звук и буква Щ.
«Как щенок свое имя искал»
Цель: знакомство со звуком и буквой [щ].
Задачи:
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карандаши, круг желтого цвета, прищепки, зеркала, солнышко, щенок.
Продолжительность занятия: 30 минут
Ход занятия
1.Оргмомент.
Все расселись по местам, ни кому не тесно?
По секрету я скажу вам: «Будет интересно!»
Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в гости пришел щенок. Он все время грустный, потому что у него имени. Королева звуков спрятала его имя. Как ни старался щенок разгадать эту тайну, ничего не получалось. Ведь он еще совсем маленький и задания Королевы ему не под силу. Вот он перед нами. Давайте послушаем, что он говорит.
Ребята щенок просит нас о помощи. Вы согласны?
Тогда мы отправимся в далекое путешествие вот на этом поезде. Закройте глазки и в путь. (слайд 2)
Поезд прибыл, откройте глазки. Мы очутились в Королевстве звуков и букв.(слайд 3)
А вот и сама королева встречает нас. (слайд 4)
2. Сообщение темы занятия.
Первое задание Королевы.
Перед вами картинки. Нужно определить, какой первый звук встречается чаще всего. (Звук [Щ].) (слайд 5)
3. Артикуляционная и акустическая характеристика звука Щ. Артикуляционная гимнастика.
Именно этот звук мы будем сегодня учиться правильно произносить, но для этого нам нужно разогреть наши язычки, выполняя упражнения:
1. «Улыбка» - удержание губ в улыбке, зубы не видны.
Наш щеночек – озорник тянет губки к ушкам.
Посмотрите, - говорит, - я теперь –лягушка! (слайд 6)
2. «Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать губы, делая движения языком сверху вниз, работает только язык, нижняя челюсть не шевелится.
Если у щенка плохое настроение,
Ест щеночек наш вкусное варенье. (слайд 7)
3. «Непослушный язычок» - широко улыбнулись, положили широкий язык на нижнюю губу и слегка покусывая его зубами, произнести «та-та-та», а затем пошлепать язык губами, произнося «пя-пя-пя».
Язычок твой – озорник, он не слушает тебя.
Накажи его скорее: «пя-пя-пя»! (слайд 8)
4. «Блинчик» - рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Утром рано мы встаем, вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке тесто растекается….
Посмотри какой красивый блинчик получается. (слайд 9)
5. «Чистим зубки» - улыбнуться, открыть рот, поводить кончиком языка с внешней и внутренней стороны поочередно верхние и нижние зубы.
Рот откройте, улыбнитесь, свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние, ведь они у нас не лишние. (слайд 10)
При произношении звука [Щ] губки округлены и улыбаются, зубы видны, кончик языка поднят за верхние зубы, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам.
Произносим: щщщщщщ. (слайд 11)
Этот звук является первым в имени щенка.
Давайте познакомимся с буквой, обозначающей этот звук. (слайд 12)
На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну, что же?
Е.Тарлапан
Давайте возьмем карандаши и напишем букву Щ в воздухе.
4. Развитие фонематических процессов.
Мы узнали первый звук, давайте поиграем с ним. Игра “Хлопушка”. Хлопните в ладоши, если услышите звук [Щ]:
- к-щ-л-н-щ-п-щ-с-т-щ-щ-м-л-щ; -ща-сы-па-щу-ащ-ан-оп-чу-щи.
5. Развитие дикции.
Следующее задание королевы: повторите чистоговорки.
Ща—ща-ща - мы несем леща..
Щу-щу-щу - я грибы ищу.
Ещи-ещи-ещи - складываю вещи.
Ащ-ащ-ащ - купили новый плащ.
Орщ-орщ-орщ – мама варит борщ.
Щи-щи-щи – собирали овощи. (слайд 13)
Ребята, вы справились, и королева открывает нам следующий звук в имени щенка: это звук [Э]. (слайд 14)
6. Физминутка.
Вы, наверное, устали, давайте отдохнем.
Представьте, что вы вышли на улицу и видите высоко в небе солнце. Поднимите руки, мысленно поздоровайтесь с солнцем. Вы чувствуете тепло его лучей. Вам так хорошо! Тепло! Радостно! Вы наполняетесь силой знаний, светом солнца! Обменяйтесь энергией с солнцем… Раз: потянулись, улыбнулись. Два: согнулись, разогнулись. Три: в ладоши три хлопка, головою три кивка. А четыре: руки шире. Пять: руками помахать. Шесть: на место тихо сесть… Возвращаемся на свои места, но солнечное тепло, свет и знания остались с каждым из вас. Улыбнитесь! (слайд 15)
7. Развитие связной речи.
А вот и новое задание Королевы: “Доскажи словечко”. Королева очень любит ясную погоду, наши солнышки сегодня должны засиять. Перед вами желтые круги и прищепки. Назвав правильное слово, вы цепляете прищепку на круг.
Нужное слово – картинка появится на экране – (слайд 16).
Верно и следующий звук для имени щенка… Звук [П]. (слайд 17)
8. Звуковой анализ, определение места звука в слове.
К нам прилетела “Звуковая сорока”. Покажите место звука [Щ] в словах и узнаете следующий звук. Карточка №5
Овощ, площадь, щит, плащ, клещи, щипцы, щетка, лещ, ящик. (слайд 18)
Молодцы, получите следующий звук…[К]. (слайд 19)
9. Образование существительных с помощью суффикса “ищ”.
А теперь самое сложное задание, потому, что последний звук прячет страшное чудище: У большого чудища не глаза, а … (глазищи), не усы, а … (усищи), не нос, а…(носище), не зубы, а… (зубищи), не лапы, а …(лапищи), не хвост, а ….(хвостище). (слайд 20)
Молодцы, а вот и звук [А]. (слайд 21)
10. Итог
Давайте вспомним, какие звуки мы разгадали: [Щ], [Э], [П], [К], [А] и составим имя щенка. А поможет нам пословица, в которую вы должны вставить потерянное слово (Лес рубят, ……летят). Когда их много – это щепки, а одна…(Щепка). Правильно. (слайд 22-23).
А теперь приготовим подарок нашему товарищу, чтобы он не забывал свое имя. (Дети раскрашивают букву Щ на карточке, получается портрет щенка.)
Щенок благодарит вас за помощь и подарки. (слайд 24).
Путешествуя, мы испачкали нашу одежду, нужно почистить ее щеткой: щщщщ.
А теперь скажите Щепке до свидания. Закройте глазки и отправляемся на поезде домой. (слайд 25)
Итог занятия.
Мы приехали обратно. Какой звук был первым в имени щенка. (Звук и буква Щ).
Всем спасибо за работу, вы очень старались, можете быть свободны. (слайд 26)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.