Конспект занятия в средней группе «Волшебница соль»
Степанова Виктория Михайловна,
воспитатель высшей категории
АНО ДО «Планета детства «Лада»
д/с №157 «Светлячок»,
Самарская обл. г. Тольятти
Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.
Задачи:
Оборудование: тарелки с солью, увеличительные стекла, лед, два мешочка, поролон, сырые куриные яйца, ложки, одноразовые стаканчики, салфетки.
Ход занятия:
Дети стоят полукругом
Воспитатель: Ребята, я хочу вам предложить отправится в одно место, где проводят различные опыты и эксперименты. Вы знаете, как называется то место, где проводят опыты? (ответы детей – лаборатория). А как называются люди, которые там работают?
(ученые).
Молодцы ребята!
Мы превратимся в юных ученых, и отправимся в первую лабораторию, которая находится в нашей группе. Но прежде, чем отправится в лабораторию, давайте
вспомним, как мы должны вести себя в лаборатории. (ответы детей). Правильно ребята. Но хочу добавить: во время опытов не трогать руками лицо и глаза, не брать ничего в рот, опыты проводить только после того, как разрешит воспитатель.
А вот с каким материалом мы будем экспериментировать вы должны отгадать.
Загадывается загадка про соль:
На столе стоит
всегда,
Внешне, белая она.
И на вкус, не вкусна:
Но в пищу – каждому нужна.
(Ответы детей).
Правильно это соль. А какую соль вы знаете? (морская, крупная, мелкая). Вот сегодня мы будем проводить эксперименты с мелкой солью.
Пройдите на места, возьмите стаканчики с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха). Какая она на вкус? (соленая). Насыпьте немного соли в тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая). Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? (зернышки, кристаллы, крупинки). Возьмите пипетку и капните на соль.
Что произошло? (соль впитала воду). А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало). Возьмите баночку с водой и насыпьте в неё ложку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет). А как вы думаете какой стал вкус у воды? (солёная). Молодцы. А теперь давайте повторим что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает небольшое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды). Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть). Ребята, а еще соль незаменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает
растапливать лед. Ну а мы с вами, пока оставим блюдца в сторонке и отдохнем.
Физминутка:
Мы вдыхаем
глубоко,
Дышим мы легко, легко.
Плавно ручки мы подняли,
И кистями помахали.
Руки мы к плечам
прижали,
И локтями повращали.
Сели, встали – 2 раза,
И работать дружно стали.
А сейчас ребята я хочу рассказать вам сказку — загадку, а вы слушайте и запоминайте. Шли домой два бычка и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному бычку было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и бычкам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному бычку было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда бычки пришли домой, то оказалось, что только один бычок принес весь груз. А вот какой бычок принес груз, и почему только он мы с вами узнаем в нашей лаборатории. Давайте с вами подойдем к столу и проведем опыт.
Воспитатель берет мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон.
- Что легче? (поролон).
Воспитатель предлагает некоторым детям сравнить мешочки.
-Давайте мы с вами мешочки с солью и поролоном опустим в воду и пусть они немного полежат в воде. А мы с вами проведем еще один опыт.
-Ребята, вы, когда нибудь, купались в море? (Ответ детей)
-А в обычной реке кто из вас купался? (Ответ детей)
- Подскажите мне вода в море какая? (Соленая)
-А в речке? (Ответ детей: простая, не соленая) по-другому говорят, что вода в реке пресная. Давайте все вместе повторим.
Ребята, а вы знаете, что некоторые предметы в соленой воде не тонут, а находятся на поверхности воды. Давайте мы с вами проверим это на опыте.
Нам понадобятся с вами два стакана с водой и два сырых яйца, сначала положим яйцо в чистую (не соленую, пресную) воду. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно).
Во второй стакан добавим соль, и размешиваем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом (оно плавает на поверхности).
А теперь вернемся к нашим мешочкам, которые мы с вами оставили в воде.
Что произошло с солью воде? (она растворилась). Мешочек у нас оказался пустым.
А теперь возьмем мешочек с поролоном. Что произошло с ним? Посмотрите, как изменилась вода в емкости? Как вы думаете, куда она делась? (Ответ детей) Правильно она впиталась в поролон. Давайте мы с вами проверим, что тяжелее мешочек с солью или с поролоном? Давайте подумаем, какому бычку было легко плыть. Почему? (соль в мешках растворилась). Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду).
Ну, что мои юные исследователи, настала пора прощаться с нашей лабораторией.
-Понравилось вам в лаборатории?
- С чем мы проводили опыты?
-Какая соль на вкус?
- Растворяется ли соль в воде, и какая становится вода?
-Если соль сыпется, какая она?
-Где применяют соль?
-Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека?
Спасибо, ребята, за ваши ответы. На этом наше занятие окончено.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.