Конспект занятия в старшей группе «Наблюдение за вербой»

  • docx
  • 08.04.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Vesna_obrazovanie_bez_granits.docx

Весна – это очень интересное и удивительное время в году. Именно весной так свежо и легко дышится, появляется солнышко, по которому мы все так истосковались за зиму. Весной можно найти столько всего необычного вокруг, главное, как следует оглядеться, и весна покажется сказкой ничуть не хуже, чем снежной зимой. Весна – очень красивая и яркая. Каждую весну мы можем наблюдать одно и то же чудо - чуть становится теплее и выходит солнышко, деревья и кусты просыпаются от зимней спячки и покрываются еле видимым зеленым "туманом" - набухающими почками. С приходом весны начинается всеобщее ликование и пробуждение. Все вокруг постепенно преображается. Природа меняется неторопливо, но  с каждым новым днем можно заметить что-то совершенно новое и замечательное. 

С приходом весны солнышко светит все сильнее и поднимается все выше, день получается дольше. Начинается  таяние  снежка, вовсю бегут весенние ручейки, весело и задорно капает весенняя капель.  Не выдерживает и лед, сковывавший озера и реки, покрывается трещинами и постепенно ломается, начиная ледоход. В этот момент идет половодье полным ходом, низинки затапливает талой водой.  Погода весьма переменчива, то светит яркое солнышко, то вдруг начинает дуть сильный ветер. Первой распускается верба – первая предвестница весны.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия в старшей группе  по теме

«Наблюдение за вербой»

Цель: углублять знания детей о вербе, ее особенностях; сформировать представление детей о вербе, как обереге; продемонстрировать ее целебные свойства.

Задачи:

Образовательные:

- обобщать и систематизировать знания детей о весенних явлениях;

- познакомить с вербой, ее особенностями, цветением;

- учить делать самостоятельные выводы во время наблюдения.

Развивающие:

- развивать наблюдательность, любознательность;

- развивать связную речь и пополнять словарный запас;

- развивать двигательную активность,

- развивать умение преодолевать препятствия и радоваться общим достижениям;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе,

- воспитывать здоровый образ жизни, любовь к спорту,

- воспитывать, поддерживать дружеские, доброжелательные отношения между детьми в процессе совместной деятельности,

- воспитывать позитивное, эмоциональное отношение к природе.

Словарная работа:

   Обогащать и активизировать словарь ребенка по теме «Весна»: приметы весны, весенние явления - верба.

Оборудование занятия: обручи, кубики.

Предварительная работа: Чтение и разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о весне, беседы о приметах весны, чтение детских энциклопедий.


 

 

Воспитатель: ребята, нас сегодня ждет удивительная, приятная и радостная встреча. А с чем или кем — вы узнаете, когда отгадаете загадки.

Загадки

На ветке серьги — там и тут,

Их люди к празднику несут. (Верба)

Облетели всю вербу

Серые братики и сестрички

В пушистых полушубках,

Притаились на ветках.

Первые вестники весны…

Отгадайте, кто они? (Ивовые котики)

Воспитатель: мы сегодня пойдем в гости к вербе, на которой уселись котики-воркотики. Согласно польской легенде верба пожалела кошку, сидевшую на берегу реки и оплакивавшую своих котят, которые гонялись за бабочками и свалились в воду. Верба протянула им свои гибкие ветви, котята за них ухватились и выбрались на берег. С тех пор каждую весну верба покрывается пушистыми почками, которые в народе называют «котиками».

Воспитатель: вот мы и на месте. Давайте поздороваемся: «Здравствуй, красавица верба!». Посмотрите, как только сошел снег, едва пригревает солнце, а верба уже спешит поздравить мир с весной. Это дерево жизни.

Вербу всегда сажали и сажают у воды, вдоль реки и прудов. Верба лечит больных. Настойкой коры лечат простуду, сбивают жар. Отваром порошка коры очищают и заживляют раны, нарывы, ожоги. Это дерево зацветает первым. Оно дарит пушистые желтые котики, которые усаживаются на тонких веточках и греются на солнышке.

Вербу издавна почитали в России. Называется вербным воскресенье за неделю до Пасхи. Освященная в этот день лоза дарует силу, здоровье, является оберегом.

Беседа

- Какое дерево зацветает первым?

- Где обычно сажают вербу?

- Почему ее уважают в России?

- Какая польза от вербы?

- Как ее используют для лечения?

- Какие ощущения у человека вызывают вербные котики?

- Какие они на ощупь? Цвет?

- Чем привлекают вербные котики людей, насекомых?

- Кого ивовые котики напоминают вам?

Игра-хоровод «Котики-воркотики».

Котики-воркотики

Уселись рядком.

Поит солнце котиков

Теплым молоком.

Котики-воркотики

У меня на окне,

Котики-воркотики,

Бежим в гости к весне.

А. Мястковский

Дети берутся за руки, ходят вокруг вербы, произносят слова-стишок, сопровождая их выразительной мимикой и жестами.

Творческое задание «Скажи ласково».

Дети придумывают ласкательные слова, сравнения к вербным котикам.

Опыт.

Воспитатель предлагает детям погладить котиков пальчиком, вдохнуть, имеют ли они аромат. Рассмотреть веточку вербы: все ли котики одинаковы по размеру, форме, цвету?

Индивидуальная работа.

Цель: упражнять детей в употреблении прилагательных; учить прыгать вверх (коснуться рукой веточки).

Подвижная игра «Передай обручи».

Цель: учить становиться в круг; развивать внимание, сообразительность, воображение.

Ход игры

Дети стоят кругом, лицом к центру. Воспитатель берет два обруча и на слово «раз» подает обруч ребенку справа, а на «два» — ребенку слева. Дети берут обручи и, поворачивая туловище, переносят на вытянутые руки вперед, в другую сторону, передают дальше. Ребенок, у которого сойдутся два обруча, выходит на середину и придумывает движения с обручами. На слова воспитателя: «Лена, в круг становись, обручи передавай!» - ребенок, которого назвали, становится в круг и по условному сигналу «раз» передает один обруч справа, на сигнал «два» - слева.

Подвижная игра «Шоферы».

Цель: совершенствовать навыки бегать врассыпную; развивать внимание, смекалку, быструю ориентировку, умение обходить встречных; воспитывать чувство дружбы, организованности.

Ход игры.

На одной стороне площадки два «гаража» (начертить две параллельные линии). На линиях поставить кубики. В одном «гараже» стоят автомобили с красным рулем (на кубиках лежат красные обручи), а во втором — с зелеными. «Шоферы», поделенные на две группы, становятся лицом к своим машинам, воспитатель -«милиционер» управляет движением автомобилей. Когда он отводит левую руку в сторону, дети «шоферы» из «гаража», расположенного слева, берут рули и готовятся уезжать. На поднятый кверху зеленый флажок автомобили выезжают по всей площадке. На красный флаг -останавливаются. На слова: «В гараж!» — возвращаются на свои места. То же самое делают «шоферы» из другого гаража.

Итог занятия: итоговая беседа с детьми.

-с каким деревом мы сегодня познакомились?

- что Вам сегодня запомнилось?

- что нового вы узнали?

- понравилось ли Вам сегодняшнее занятие?