Конспект занятия "Зимний пейзаж"
Оценка 4.8

Конспект занятия "Зимний пейзаж"

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
изобразительное искусство
4 кл
17.12.2022
Конспект занятия "Зимний пейзаж"
Рисование зимнего пейзажа с помощью АМО – активных методов обучения Задачи: Учить детей подбирать цветовую палитру пейзажа, использовать тоновую растяжку, закреплять умения изображать по памяти и представлению, определять тему занятия с помощью кроссенса, знакомить с произведениями известных мастеров.
конспект зимний пейзаж 2022.docx

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 «Коношский районный Центр дополнительного образования»

 

Открытое занятие по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности

 «Путешествие в прекрасное»

в детском объединении  «Цветик-семицветик»

Тема: «Зимний пейзаж»

 

                                                                  Педагог дополнительного образования

                                                                            МБОУ ДО «Коношский РЦДО»: Кутилова Н.И.

 

 

Коноша, 2022 год.

План – конспект занятия

Тема: «Зимний пейзаж»

Цель: рисование зимнего пейзажа с помощью АМО – активных методов обучения

Задачи:

Образовательные: учить детей подбирать цветовую палитру пейзажа, использовать тоновую растяжку, закреплять умения изображать по памяти и представлению, определять тему занятия с помощью кроссенса, знакомить с произведениями известных мастеров.

Развивающие: формировать художественно-графические умения, развивать эстетический вкус, совершенствовать приёмы умственной деятельности (сравнивать, обобщать, делать выводы), составлять кластер пейзажа, создать условия для развития речи (формулировать, высказывать и доказывать своё мнение).

Воспитательные:  воспитывать интерес к познанию природы через синтез искусств и отображению представлений в изобразительной деятельности, обогащать эмоционально-эстетическое  восприятия детей,  через поэтическое слово, музыку, живопись; способствовать  позитивному настроению в работе.

Тип занятия: урок обобщения и систематизации изученного

 Вид занятия: рисование по памяти и представлению, виртуальная экскурсия с элементами творчества

Планируемый  результат:

Предметные умения: учить рисовать зимний пейзаж в ясную погоду, передавать красоту русской березы, закреплять умения в построении композиции, создании тоновой растяжки, подборе цветовой гаммы.

Личностные УУД: формировать устойчивый познавательный интерес, умение оценивать произведения синтеза искусств, вырабатывать свою позицию, отстаивать свою точку зрения, положительно относиться к роли ученика, к процессу обучения, воспитание уважения к художественному наследию, сознательный подход к собственной творческой деятельности.

Регулятивные УУД: проявлять познавательную инициативу, определять тему занятия с помощью кроссенса, формулировать цель урока, находить варианты решения творческой задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами; осуществлять самостоятельный контроль за своей деятельностью, работая по плану, сверять свои действия и при необходимости исправлять ошибки, определять степень успешности своей работы, адекватно воспринимать оценку педагога и детей.

Познавательные УУД: логические – анализировать, выделять характерные признаки пейзажа, экспериментировать с цветом;

общеучебные – самостоятельно предполагать, что нужно для решения учебной задачи, определять эффективные способы достижения результатов, творчески реализовать собственные замыслы.

Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других, отстаивать свою точку зрения, пытаться принимать другую точку зрения, умение договариваться, работать в парах, осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь.

Методы и приемы обучения и эементы современных технологий.     (приложение № 1)

Формы работы:  фронтальная, групповая (парная), индивидуальная

 

Межпредметные связи:

Изобразительное искусство – углубление знаний о пейзаже.

Окружающий мир – расширение кругозора о природе зимой.

Развитие речи – обогащение словарного запаса.

Музыка, поэзия, живопись – восхищение художественным наследием

 

Виды деятельности: постановка учебной задачи, беседа, демонстрация слайдов с картинами о природе, чтение художественного слова, слушание музыки, дидактическая игра «Вхождение в картину», составление «кроссенса», и «кластера» пейзажа, практическая работа, анализ работ.

Предварительная работа: составление кроссенсов и кластеров, рассматривание видео о зиме, иллюстраций, репродукций картин, художественных открыток, знакомящих с зимними пейзажами известных художников; рассматривание фотографий, иллюстраций, на которых изображены березы; беседа о наблюдениях  в ясную морозную погоду.

Материалы, инструменты, оборудование: листы формата А-4, акварельные краски, белая гуашь, кисти беличьи №2 и №5, палитры, баночки с водой, влажные салфетки, карандаши НВ, лист для записи; словари; карточки алгоритма написания пейзажа.

 Презентация с картинами: В.Янов «Зимний вечер», В.З.Циганов «Сказка», Саврасов «Зима», Каменев Л.Л. «Зимняя дорога», А.Яковлев «Зима», В.Петров «Метель»;

Стихи: Н.Заболоцкий «Вечер на Оке», Ф.И.Тютчев «Чародейкою зимою…», Н.Рыленков «Здесь мало увидеть…», Н.Гончаров «Зимой в лесу».

Музыка: П.И.Чайковский «Зима» из цикла «Времена года», Г.Свиридов «Зимняя дорога», музыка природы.

 

Основные понятия и термины: Жанр живописи, кластер пейзажа, кроссенс, цветовая  палитра, тоновая растяжка, градации, созвучья, навьюжило, буйные метели.

Структура занятия.  (приложение № 4)

Литература и интернет-ресурсы.   (приложение № 6)

План-конспект

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые умения (УУД)

Время

1

Организац. момент

(Мотивация на урок)

 

Станем рядышком по кругу, улыбнемся мы друг другу.

Если каждый улыбнется, утро доброе начнется.

 - Ребята, мне сегодня прямо на руки необычная снежинка упала, а на ней загадка. Отгадайте: «Белым пледом лес укрыт, и медведь в берлоге спит. Снег, как белая кайма. Кто хозяйничал?  (зима)

-А еще Зима приглашает в картинную галерею. Ну  как, принимаем приглашение?

Приветствие

 

 

 

Отгадывают

Личностные: формирование познавательного интереса

30 сек

2

Система-

тизация знаний о пейзаже

(творческий и исследовательский поиск)

Добро пожаловать. В галерее собраны картины знаменитых художников и нашего земляка Андрея Яковлева.                    (Приложение № 2)

   Слайд 1. Ребята, помните:

   Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,

   Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.

   Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,

   Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно. (Н.Рыленков)

(показ слайдов, знакомство с авторами; закончить слайдом со всеми картинами)

- К какому жанру живописи относятся эти картины? Почему? (пейзаж – картина о природе)

Есть просто храм,

Есть храм науки

А есть ещё природы храм

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

- Подумайте, почему природу называют храмом?

В Толковом словаре русского языка В.И.Даля  «храм м., стар. хоромы – жилой дом; храм – здание для общественного богослужения, всякого исповеданья, церковь» [ 4,  cтр. 595 ]

В словаре русского языка С.И.Ожегова «храм науки (перен.: о научном учреждении или высшем учебном заведении» [ 5,  cтр. 511 ]

В 4томе словаря русского языка «храм – здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов;  место, внушающее по каким-либо причинам чувство глубокого почтения, благоговения»   [6,   cтр. 397 ]

Природа -это храм, к которому нужно относиться бережно, охранять и беречь его красоту.

                                                                                    

- К какому времени года относятся эти картины?  (зиме)

- Очень красива зима в своём белоснежном убранстве. Зима-волшебница приходит к нам в гости, расстилает везде снежные пушистые ковры, покрывает леса, дома белоснежными шапками, сковывает льдом реки и озера.

-Какие цвета, краски преобладают в зимних пейзажах?

( Синие, голубые, белые, нежно-сиреневые, бледно-желтые).

- Как называется цветовая гамма?  (холодная)

-Что дает почувствовать на картине холод? (розовый цвет, лимоные легкие отблески)

- У вас нет таких оттенков в наборе. Как разрешить ситуацию? (подобрать на палитре)

- Зима бывает разная: то светит солнышко и снег переливается серебром, то завьюжит и не видно даже вблизи.

- Зима бывает веселая и радостная, но бывает суровая и морозная.

В контрастах и заключается прелесть этого времени года.

- За её красоту придумали ей ласковые названия, какие?  ( Зимушка – зима, Гостья – зима, Зима – волшебница.)

Пейзаж… Природа… Порой мы даже не замечаем той красоты, среди которой живем. Искусство пейзажа напоминает нам об этом. Каждый настоящий художник-пейзажист, внося в картину свое отношение к природе, как бы приглашает нас пристальнее вглядеться  в нее и насладиться ее красотой. А может, и пообщаться с ней.

Игра «Вхождение в картину»: Представьте, что вы  с другом (чтобы не страшно было в лесу) оказались в какой-либо из этих картин. Что бы вы там увидели, услышали, почувствовали? (рассказы детей в паре: ветер, скрип, треск, стук дятла)

- Послушайте стихотворение Николая Гончарова «Зимой в лесу»

            Намело, навьюжило, все деревья в кружеве:

            Снег на соснах, на кустах, в белых шубках ели.

            И запутались в ветвях буйные метели.

- К какой картине вы бы отнесли это стихотворение? Почему?

    (В.Янов «Зимний вечер». Художник сумел увидеть и запечатлеть величавую  поэзию родной природы, он выразил свою восторженную любовь к ней. Художник отбирает в пейзаже наиболее поразившие его черты, усиливает звучание реальных цветов.  Образному строю картины присущи декоративная нарядность, обобщенная проработка форм, общий ликующий мажорный настрой.)

- Присядьте на ковер и послушайте музыку Георгия Свиридова «Зимняя дорога», о чем она вам расскажет?

- Какая музыка? Что вы в ней услышали? К какой картине она больше подходит?

 (Монотонный звук колокольчика, скрип полозьев, песня ямщика слышится, слышно, как метель то затихает, то вновь начинается – композитор это передает путем изменения темпа музыки)

 

Смотрят презентацию

 

 

 

 

 

 

Отвечают, доказывают свою точку зрения

 

 

 

 

 

 

Работа со словарями

(зачитывают дети)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

Предлагают, как можно решить эту проблему

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказы детей по выбору картины

 

 

 

Определяют картину, которая подходит к описанию

Ответы детей

(тихая, спокойная, будто ямщик дремлет, а лошадка тихонько бежит по дороге. Вокруг безмолвие природы, погруженной в зимний сон. Дорога зовет вдаль. Проснулся  ямщик, и повозка устремилась вперед)По характеру музыки определяют картину

Познавательные: анализируют, выделяют  признаки пейзажа, определяют характер цветовых отношений, знакомятся с художественным наследием

 

Личностные: проявляют познавательную активность, оценивают произведения синтеза искусств, вырабатывают свою позицию, отстаивают  свою точку зрения

 

Коммуникативные:

соблюдают нормы коллективного общения

 

Регулятивные: проявляют познавательную активность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: определяют проблему будущей деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: обобщают знания о пейзаже через синтез искусств

 

11мин 30сек

 

3

Определение темы, цели и задач

(целеполагание)

- Как интересно о зиме рассказали поэты, художники, композиторы. Рассказали словами, красками, музыкой. Кто догадался, чем будем заниматься на уроке? 

 Тему занятия поможет разгадать игра «кроссенс», составьте рассказ -ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. (приложение № 3)

Какую поставим цель?

- На что нужно обратить внимание? Какие задачи наметим? (правильно строить композицию, подбирать холодную цветовую гамму, передавать форму деревьев)

Рисовать пейзаж

 

Называют тему: «Зимний пейзаж»

 

определяют цель,

задачи

Регулятивные: формулируют цель, находят варианты решения творческой задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленными задачами;

3 мин

4

Актуализация знаний

(составление алгоритма работы)

- Чтобы приступить к работе, составим кластер, чтобы закрепить написание  пейзажа. (записывать все, что приходит на ум, давать волю воображению и интуиции;)

 А сейчас выберите нужные карточки и составьте Алгоритм написания пейзажа  (приложение № 5)

- Кто также составил? Молодцы!

-Помните о технике безопасности, аккуратно набирайте краску на кисть

Работают по 4 человека в группе. (выступление от группы: высказывают по 2 самых ярких, интересных смысла к теме кластера.)

Выкладывают на доске соответствующие карточки.

Кратко перечисляют

Познавательные: фантазируют, составляя кластер; закрепляют алгоритм написания пейзажа

Регулятивные: работают по плану, определяют способы достижения цели

Личностные: осознают свои интересы и цели

Коммуникативные: закрепляют правила общения и работы в группе

12 мин

5

Подготовка руки

(улучшение работоспособнос-

ти, установка стимула)

Упражнение «Кисточка», «Помощники»

Я хочу вам пожелать творческого настроения словами Маргариты Алигер:

И тогда уж, собрав воедино

Все усилья, раздумья, пути,

Нарисуем такую картину,

Что не сможем мы глаз отвести.

Помните, что за хорошую работу бывает награда.

Пальчиковая гимнастика

Здоровьесберегающие технологии.

1 мин

6

Поэтапное рисование

(развитие наблюдательности)

(музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года»)

Рисование с показом и объяснением.

Видеофизминутка «Елочка». (коррекция зрения)

 

Индивидуальная работа, прием «шептание на ушко»

Заканчиваем, наводим порядок, работы укрепляем на доске.

Поэтапное рисование пейзажа

Физминутки на коррекцию зрения и позвоночника

 

Наводят порядок

Познавательные: закрепляют алгоритм написания пейзажа, подбирают цветовую палитру пейзажа, передают тоновую растяжку, закрепляют умения изображать по памяти и представлению

15 мин

7

Рефлексия

(анализ деятельности)

-Полюбуйтесь. Вам нравится? Давайте придумаем название нашей выставки.

            -Поднимите руку, кто сегодня испытывал трудности?

            -Похлопайте те, кто сегодня научился использовать тоновую растяжку.

            Тренинг «Снежинка»: передавая снежинку расскажите, что вам понравилось, что вы узнали нового, чему научились, а она все передаст Зимушке-зиме.

Зима для вас оставила снежиночки, прикрепите к той работе, которая вам больше понравилась.

-Спасибо за творчество. Вы очень постарались. Ой, а снежинка растаяла, и превратилась в серебристый пакет.

Здесь оказались серебряные снежинки для вас.

Предлагают название,

отвечают.

 

 

Передают снежинку, рассказывают

 

 

Прикрепляют снежинки

 

 

Получают награду

Регулятивные: дают оценку выполненным работам

Личностные: осознают свои мировоззренческие позиции, учатся критически осмысливать результаты деятельности.

2 мин

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Коношский районный

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Коношский районный

План – конспект занятия Тема: «Зимний пейзаж»

План – конспект занятия Тема: «Зимний пейзаж»

Познавательные УУД : логические – анализировать, выделять характерные признаки пейзажа, экспериментировать с цветом; общеучебные – самостоятельно предполагать, что нужно для решения учебной задачи, определять эффективные…

Познавательные УУД : логические – анализировать, выделять характерные признаки пейзажа, экспериментировать с цветом; общеучебные – самостоятельно предполагать, что нужно для решения учебной задачи, определять эффективные…

Музыка: П.И.Чайковский «Зима» из цикла «Времена года»,

Музыка: П.И.Чайковский «Зима» из цикла «Времена года»,

Добро пожаловать. В галерее собраны картины знаменитых художников и нашего земляка

Добро пожаловать. В галерее собраны картины знаменитых художников и нашего земляка

В 4томе словаря русского языка «храм – здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов; место, внушающее по каким-либо причинам чувство глубокого почтения, благоговения» [6,…

В 4томе словаря русского языка «храм – здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов; место, внушающее по каким-либо причинам чувство глубокого почтения, благоговения» [6,…

Зима бывает веселая и радостная, но бывает суровая и морозная

Зима бывает веселая и радостная, но бывает суровая и морозная

К какой картине вы бы отнесли это стихотворение?

К какой картине вы бы отнесли это стихотворение?

Какую поставим цель? - На что нужно обратить внимание?

Какую поставим цель? - На что нужно обратить внимание?

Упражнение «Кисточка», «Помощники»

Упражнение «Кисточка», «Помощники»

Рефлексия (анализ деятельности) -Полюбуйтесь

Рефлексия (анализ деятельности) -Полюбуйтесь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2022