Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Коношский районный Центр дополнительного образования»
Открытое занятие по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности
«Путешествие в прекрасное»
в детском объединении «Цветик-семицветик»
Тема: «Зимний пейзаж»
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «Коношский РЦДО»: Кутилова Н.И.
Коноша, 2022 год.
План – конспект занятия
Тема: «Зимний пейзаж»
Цель: рисование зимнего пейзажа с помощью АМО – активных методов обучения
Задачи:
Образовательные: учить детей подбирать цветовую палитру пейзажа, использовать тоновую растяжку, закреплять умения изображать по памяти и представлению, определять тему занятия с помощью кроссенса, знакомить с произведениями известных мастеров.
Развивающие: формировать художественно-графические умения, развивать эстетический вкус, совершенствовать приёмы умственной деятельности (сравнивать, обобщать, делать выводы), составлять кластер пейзажа, создать условия для развития речи (формулировать, высказывать и доказывать своё мнение).
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию природы через синтез искусств и отображению представлений в изобразительной деятельности, обогащать эмоционально-эстетическое восприятия детей, через поэтическое слово, музыку, живопись; способствовать позитивному настроению в работе.
Тип занятия: урок обобщения и систематизации изученного
Вид занятия: рисование по памяти и представлению, виртуальная экскурсия с элементами творчества
Планируемый результат:
Предметные умения: учить рисовать зимний пейзаж в ясную погоду, передавать красоту русской березы, закреплять умения в построении композиции, создании тоновой растяжки, подборе цветовой гаммы.
Личностные УУД: формировать устойчивый познавательный интерес, умение оценивать произведения синтеза искусств, вырабатывать свою позицию, отстаивать свою точку зрения, положительно относиться к роли ученика, к процессу обучения, воспитание уважения к художественному наследию, сознательный подход к собственной творческой деятельности.
Регулятивные УУД: проявлять познавательную инициативу, определять тему занятия с помощью кроссенса, формулировать цель урока, находить варианты решения творческой задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами; осуществлять самостоятельный контроль за своей деятельностью, работая по плану, сверять свои действия и при необходимости исправлять ошибки, определять степень успешности своей работы, адекватно воспринимать оценку педагога и детей.
Познавательные УУД: логические – анализировать, выделять характерные признаки пейзажа, экспериментировать с цветом;
общеучебные – самостоятельно предполагать, что нужно для решения учебной задачи, определять эффективные способы достижения результатов, творчески реализовать собственные замыслы.
Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других, отстаивать свою точку зрения, пытаться принимать другую точку зрения, умение договариваться, работать в парах, осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь.
Методы и приемы обучения и эементы современных технологий. (приложение № 1)
Формы работы: фронтальная, групповая (парная), индивидуальная
Межпредметные связи:
Изобразительное искусство – углубление знаний о пейзаже.
Окружающий мир – расширение кругозора о природе зимой.
Развитие речи – обогащение словарного запаса.
Музыка, поэзия, живопись – восхищение художественным наследием
Виды деятельности: постановка учебной задачи, беседа, демонстрация слайдов с картинами о природе, чтение художественного слова, слушание музыки, дидактическая игра «Вхождение в картину», составление «кроссенса», и «кластера» пейзажа, практическая работа, анализ работ.
Предварительная работа: составление кроссенсов и кластеров, рассматривание видео о зиме, иллюстраций, репродукций картин, художественных открыток, знакомящих с зимними пейзажами известных художников; рассматривание фотографий, иллюстраций, на которых изображены березы; беседа о наблюдениях в ясную морозную погоду.
Материалы, инструменты, оборудование: листы формата А-4, акварельные краски, белая гуашь, кисти беличьи №2 и №5, палитры, баночки с водой, влажные салфетки, карандаши НВ, лист для записи; словари; карточки алгоритма написания пейзажа.
Презентация с картинами: В.Янов «Зимний вечер», В.З.Циганов «Сказка», Саврасов «Зима», Каменев Л.Л. «Зимняя дорога», А.Яковлев «Зима», В.Петров «Метель»;
Стихи: Н.Заболоцкий «Вечер на Оке», Ф.И.Тютчев «Чародейкою зимою…», Н.Рыленков «Здесь мало увидеть…», Н.Гончаров «Зимой в лесу».
Музыка: П.И.Чайковский «Зима» из цикла «Времена года», Г.Свиридов «Зимняя дорога», музыка природы.
Основные понятия и термины: Жанр живописи, кластер пейзажа, кроссенс, цветовая палитра, тоновая растяжка, градации, созвучья, навьюжило, буйные метели.
Структура занятия. (приложение № 4)
Литература и интернет-ресурсы. (приложение № 6)
План-конспект
№ |
Этап занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Формируемые умения (УУД) |
Время |
1 |
Организац. момент (Мотивация на урок)
|
Станем рядышком по кругу, улыбнемся мы друг другу. Если каждый улыбнется, утро доброе начнется. - Ребята, мне сегодня прямо на руки необычная снежинка упала, а на ней загадка. Отгадайте: «Белым пледом лес укрыт, и медведь в берлоге спит. Снег, как белая кайма. Кто хозяйничал? (зима) -А еще Зима приглашает в картинную галерею. Ну как, принимаем приглашение? |
Приветствие
Отгадывают |
Личностные: формирование познавательного интереса |
30 сек |
2 |
Система- тизация знаний о пейзаже (творческий и исследовательский поиск) |
Добро пожаловать. В галерее собраны картины знаменитых художников и нашего земляка Андрея Яковлева. (Приложение № 2) Слайд 1. Ребята, помните: Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью наполнилось сердце. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно. (Н.Рыленков) (показ слайдов, знакомство с авторами; закончить слайдом со всеми картинами) - К какому жанру живописи относятся эти картины? Почему? (пейзаж – картина о природе) Есть просто храм, Есть храм науки А есть ещё природы храм С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. - Подумайте, почему природу называют храмом? В Толковом словаре русского языка В.И.Даля «храм м., стар. хоромы – жилой дом; храм – здание для общественного богослужения, всякого исповеданья, церковь» [ 4, cтр. 595 ] В словаре русского языка С.И.Ожегова «храм науки (перен.: о научном учреждении или высшем учебном заведении» [ 5, cтр. 511 ] В 4томе словаря русского языка «храм – здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов; место, внушающее по каким-либо причинам чувство глубокого почтения, благоговения» [6, cтр. 397 ] Природа -это храм, к которому нужно относиться бережно, охранять и беречь его красоту.
- К какому времени года относятся эти картины? (зиме) - Очень красива зима в своём белоснежном убранстве. Зима-волшебница приходит к нам в гости, расстилает везде снежные пушистые ковры, покрывает леса, дома белоснежными шапками, сковывает льдом реки и озера. -Какие цвета, краски преобладают в зимних пейзажах? ( Синие, голубые, белые, нежно-сиреневые, бледно-желтые). - Как называется цветовая гамма? (холодная) -Что дает почувствовать на картине холод? (розовый цвет, лимоные легкие отблески) - У вас нет таких оттенков в наборе. Как разрешить ситуацию? (подобрать на палитре) - Зима бывает разная: то светит солнышко и снег переливается серебром, то завьюжит и не видно даже вблизи. - Зима бывает веселая и радостная, но бывает суровая и морозная. В контрастах и заключается прелесть этого времени года. - За её красоту придумали ей ласковые названия, какие? ( Зимушка – зима, Гостья – зима, Зима – волшебница.) Пейзаж… Природа… Порой мы даже не замечаем той красоты, среди которой живем. Искусство пейзажа напоминает нам об этом. Каждый настоящий художник-пейзажист, внося в картину свое отношение к природе, как бы приглашает нас пристальнее вглядеться в нее и насладиться ее красотой. А может, и пообщаться с ней. Игра «Вхождение в картину»: Представьте, что вы с другом (чтобы не страшно было в лесу) оказались в какой-либо из этих картин. Что бы вы там увидели, услышали, почувствовали? (рассказы детей в паре: ветер, скрип, треск, стук дятла) - Послушайте стихотворение Николая Гончарова «Зимой в лесу» Намело, навьюжило, все деревья в кружеве: Снег на соснах, на кустах, в белых шубках ели. И запутались в ветвях буйные метели. - К какой картине вы бы отнесли это стихотворение? Почему? (В.Янов «Зимний вечер». Художник сумел увидеть и запечатлеть величавую поэзию родной природы, он выразил свою восторженную любовь к ней. Художник отбирает в пейзаже наиболее поразившие его черты, усиливает звучание реальных цветов. Образному строю картины присущи декоративная нарядность, обобщенная проработка форм, общий ликующий мажорный настрой.) - Присядьте на ковер и послушайте музыку Георгия Свиридова «Зимняя дорога», о чем она вам расскажет? - Какая музыка? Что вы в ней услышали? К какой картине она больше подходит? (Монотонный звук колокольчика, скрип полозьев, песня ямщика слышится, слышно, как метель то затихает, то вновь начинается – композитор это передает путем изменения темпа музыки)
|
Смотрят презентацию
Отвечают, доказывают свою точку зрения
Работа со словарями (зачитывают дети)
Ответы детей
Предлагают, как можно решить эту проблему
Рассказы детей по выбору картины
Определяют картину, которая подходит к описанию Ответы детей (тихая, спокойная, будто ямщик дремлет, а лошадка тихонько бежит по дороге. Вокруг безмолвие природы, погруженной в зимний сон. Дорога зовет вдаль. Проснулся ямщик, и повозка устремилась вперед)По характеру музыки определяют картину |
Познавательные: анализируют, выделяют признаки пейзажа, определяют характер цветовых отношений, знакомятся с художественным наследием
Личностные: проявляют познавательную активность, оценивают произведения синтеза искусств, вырабатывают свою позицию, отстаивают свою точку зрения
Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения
Регулятивные: проявляют познавательную активность
Регулятивные: определяют проблему будущей деятельности
Познавательные: обобщают знания о пейзаже через синтез искусств
|
11мин 30сек
|
3 |
Определение темы, цели и задач (целеполагание) |
- Как интересно о зиме рассказали поэты, художники, композиторы. Рассказали словами, красками, музыкой. Кто догадался, чем будем заниматься на уроке? Тему занятия поможет разгадать игра «кроссенс», составьте рассказ -ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. (приложение № 3) Какую поставим цель? - На что нужно обратить внимание? Какие задачи наметим? (правильно строить композицию, подбирать холодную цветовую гамму, передавать форму деревьев) |
Рисовать пейзаж
Называют тему: «Зимний пейзаж»
определяют цель, задачи |
Регулятивные: формулируют цель, находят варианты решения творческой задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленными задачами; |
3 мин |
4 |
Актуализация знаний (составление алгоритма работы) |
- Чтобы приступить к работе, составим кластер, чтобы закрепить написание пейзажа. (записывать все, что приходит на ум, давать волю воображению и интуиции;) А сейчас выберите нужные карточки и составьте Алгоритм написания пейзажа (приложение № 5) - Кто также составил? Молодцы! -Помните о технике безопасности, аккуратно набирайте краску на кисть |
Работают по 4 человека в группе. (выступление от группы: высказывают по 2 самых ярких, интересных смысла к теме кластера.) Выкладывают на доске соответствующие карточки. Кратко перечисляют |
Познавательные: фантазируют, составляя кластер; закрепляют алгоритм написания пейзажа Регулятивные: работают по плану, определяют способы достижения цели Личностные: осознают свои интересы и цели Коммуникативные: закрепляют правила общения и работы в группе |
12 мин |
5 |
Подготовка руки (улучшение работоспособнос- ти, установка стимула) |
Упражнение «Кисточка», «Помощники» Я хочу вам пожелать творческого настроения словами Маргариты Алигер: И тогда уж, собрав воедино Все усилья, раздумья, пути, Нарисуем такую картину, Что не сможем мы глаз отвести. Помните, что за хорошую работу бывает награда. |
Пальчиковая гимнастика |
Здоровьесберегающие технологии. |
1 мин |
6 |
Поэтапное рисование (развитие наблюдательности) |
(музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года») Рисование с показом и объяснением. Видеофизминутка «Елочка». (коррекция зрения)
Индивидуальная работа, прием «шептание на ушко» Заканчиваем, наводим порядок, работы укрепляем на доске. |
Поэтапное рисование пейзажа Физминутки на коррекцию зрения и позвоночника
Наводят порядок |
Познавательные: закрепляют алгоритм написания пейзажа, подбирают цветовую палитру пейзажа, передают тоновую растяжку, закрепляют умения изображать по памяти и представлению |
15 мин |
7 |
Рефлексия (анализ деятельности) |
-Полюбуйтесь. Вам нравится? Давайте придумаем название нашей выставки. -Поднимите руку, кто сегодня испытывал трудности? -Похлопайте те, кто сегодня научился использовать тоновую растяжку. Тренинг «Снежинка»: передавая снежинку расскажите, что вам понравилось, что вы узнали нового, чему научились, а она все передаст Зимушке-зиме. Зима для вас оставила снежиночки, прикрепите к той работе, которая вам больше понравилась. -Спасибо за творчество. Вы очень постарались. Ой, а снежинка растаяла, и превратилась в серебристый пакет. Здесь оказались серебряные снежинки для вас. |
Предлагают название, отвечают.
Передают снежинку, рассказывают
Прикрепляют снежинки
Получают награду |
Регулятивные: дают оценку выполненным работам Личностные: осознают свои мировоззренческие позиции, учатся критически осмысливать результаты деятельности. |
2 мин |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.