СОГБОУ «Духовщинская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат VIII вида»
Классный час.
«Права, обязанности и ответственность ребенка»
Работу выполнила:
Гаджиахмедова Венера Гюльметовна,
социальный педагог
Цели:
-дать первоначальные правовые знания;
-сформировать понятия «закон, порядок, права, обязанности»;
-познакомить с основным законом страны - с Конституцией РФ;
-познакомить с правами ребенка;
-формировать представления о правах и обязанностях школьника;
-воспитывать чувство гражданского долга и ответственности.
План классного часа.
Организационный момент.
Обзорное знакомство с Конституцией РФ.
Мини – лекция «Конвенция о твоих правах»
Знакомство с правами ребенка
Обязанности ребенка.
Решение «Правовых» задач и ситуаций.
Подведение итогов.
Оборудование:
-Конституция РФ;
-рисунки-символы «Мои права в рисунках и знаках»;
-памятка «Права и обязанности школьника»;
-презентация «Права ребенка – твои права».
Ход классного часа
Народная мудрость гласит:
«Соблюдай порядок, и порядок сохранит тебя»
1.Организационный момент.
Звучит гимн России.
- Ребята, что сейчас мы прослушали?
- Да, прозвучала самая главная и торжественная песня страны – гимн России. Вы уже поняли, что разговор у нас будет очень важный и серьезный.
Приветствие.
Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом! Скажем «Здравствуйте» руками! Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом – Станет радостно кругом!
Объявление темы и постановка цели занятия.
Начинаем классный час,
Речь пойдёт здесь всё о нас.
Постарайтесь всё понять,
Что – то новое узнать
о правах, обязанностях и ответственности. Попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и несем ответственность.
2. Обзорное знакомство с конституцией.
Вступительное слово педагога.
Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли вопросы: «Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют?»
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь людей превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долгое время люди искали ответы на эти вопросы. И когда нашли их, появились законы, помогающие навести порядок в государстве. Что же такое законы?
Законы – это правила, которые устанавливает государство, и по которым живет государство. Эти законы обязаны выполнять все граждане страны.
Ведь народная мудрость недаром гласит: «Храни порядок, и порядок сохранит тебя».
Так появилась Конституция – главный закон страны. Слово «конституция» произошло от латинского слова «устройство». В каждом государстве есть своя Конституция. В Конституции рассказывается, как устроено наше государство, кто осуществляет в нем власть, какие у нас, его граждан, есть права и обязанности.
Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года.
С тех пор этот день является государственным праздником - Днем Конституции РФ.
3. Мини – лекция «Конвенция о твоих правах»
Сценка «Игра». (Показывают дети)
Ведущий. После уроков ребята решили поиграть.
Коля. Давайте поиграем в войну!
Ваня. Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Димка, милиционером.
А ты, Сашка, будешь бандитом.
Саша. А я не хочу.
Коля. Чего не хочешь?
Саша. Играть в войну.
Ваня. Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь.
Саша. Я не хочу.
Коля. Захочешь.
Саша. Что же вы меня заставите?
Ведущий. Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?
Как поступил Ваня и Коля? Почему они не правы? Прав ли Саша?
Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем точки зрения.
- Права, обязанности и ответственность. Попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и несем ответственность.
Выясняется и обсуждается значение слова "право"
1) совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, которые устанавливает и защищает государство;
2) охраняемая и узаконенная государством возможность что-то делать, осуществлять. Ученики называют права, которые должны, на их взгляд, иметь все дети, живущие на планете Земля. Педагог обобщает и дополняет высказывания ребят:
— Главнейшее право каждого человека — право на жизнь.
К сожалению, право на жизнь соблюдалось не всегда. Например, в древней Спарте, когда в семье рождался больной и слабый ребенок, его сбрасывали со скалы в пропасть. В Европе родители, которым дети были в тягость, отдавали их бедным людям вместе с деньгами на содержание. В России же, наоборот, многие бедные семьи своих маленьких детей подбрасывали добрым людям. Сегодня право детей на жизнь утверждено Конвенцией о правах ребенка.
Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции о правах ребенка. Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».
Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в Конституции – основном законе государства.
(Демонстрация книги.)
Кроме Конституции права ребенка прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании».
Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). ПРИЛОЖЕНИЕ
4. Обязанности ребёнка
Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.
Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет, не только права, но и обязанности.
- Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).
- Какая самая главная обязанность у вас в семье?
- А у вашего папы?
- У кого больше всего обязанностей?
- А какие обязанности существуют у учеников?
- А откуда вы это знаете? (Устав школы)
- Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника!
В Уставе школы ваши обязанности прописаны следующим образом:
Ø уважать права, честь и достоинство всех участников;
Ø прилежно учиться;
Ø иметь аккуратный вид;
Ø соблюдать правила техники безопасности;
Ø беречь школьное здание, оборудование;
Ø придерживаться общепринятых правил поведения;
Ø умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.
5. Анализ ситуаций.
1-я ситуация
Ира: - Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.
Настя: - Ира, не имеешь права! Конвенцией запрещён труд ребёнка.
Кто прав?
2-я ситуация
Ваня: - Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!
Дима: - Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
3-я ситуация
Ведущий (предварительно собрав перед занятием все телефоны и положив их на столе).
- Посмотрите, на столе лежат ваши телефоны, а ведь вы имеете право пользоваться достижениями современной техники. Не нарушила ли я ваши права? Часто во время занятий приходят СМС или звонки, которые отвлекают всех и мешают полноценному получению знаний. Перед занятием дети обязаны их отключить, но часто этого не делают, поэтому собрав все телефоны, обеспечиваем права остальных, а ребятам лишний раз напоминаем об их обязанностях.
Вывод: Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях.
6.Подведение итогов.
1.Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения любого конфликта.
-Можно ли не допускать ссор?
- В чём причины конфликтов между детьми и взрослыми?
- Попробуем вместе разобраться, а потом постараемся ответить на вопросы.
Семья. Бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын. Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
Мать. С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын. Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!
Бабушка. Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын. Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать. Помой посуду, сынок.
Сын. Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец. Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын. Это проявление жестокости, папа.
2. О каких правах и обязанностях сообщается в этих знаках?
На плакатах нарисованы знаки. Учащиеся должны догадаться, о каких правах или их нарушении идет речь в этих знаках. Для проверки ответов зачитываются четверостишья, написанные с обратной стороны плаката.
*Рисовать и петь, учиться
Если заболел, лечиться.
Это разрешается.
*Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это запрещается.
*Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго запрещается.
*Вот ребенок груз несет. Тащит, надрывается.
В детстве тяжкая работа. Строго запрещается.
*С мамой дети должны жить. Ей цветы всегда дарить.
Это разрешается.
*Вместе дружно в мире жить. С разными людьми дружить.
Это разрешается.
*Этот слабый горбит спину. Перед сильным преклоняется.
Быть над слабым господином. Строго запрещается.
Заключительное слово.
Мы знаем о законе мало. Не больше всех иных.
Но знаем, делать нужно то. Что благо для других.
Права свои нам надо знать. Не только знать, но соблюдать.
Тогда легко нам будет жить. Играть, дружить и не тужить.
Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. И во многих случаях можно было найти какое-то другое решение проблемы.
Источники:
1. Антонов В.В. Изучаем права человека. – М.: Вита - пресс, 1996.
2. Декларация прав человека. – М.: Вита - пресс, 2009.
3. Конвенция о правах ребенка. – М.:ТЦ «Сфера», 2005.
4. Конституция Российской Федерации. – М.: ОАО «Типография «Новости», 2008.
5. Копылов Е. А. Гражданская позиция школьников. – М.: Просвещение, 1996.
6. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.