Тема. Звуки [х], [х‘]. Буквы Хх.
Цель: способствовать созданию условий для эффективной работы на уроке при ознакомлении учащихся со звуками [х][х'], буквой Х х; развивать умение последовательно вычленять и сочетать звуки в словах, читать слоги и слова с буквами Хх; создавать условия для формирования познавательного интереса к чтению; совершенствовать технику чтения; Умение работать в парах, выполнять самоконтроль, воспитывать чувство взаимопомощи; обогащать словарный запас; развивать устную речь, память; воспитывать уважение к старшим и их труду.
УУД на уроке:
Познавательные:
осмысление значения слов «буква», «звук»; формируется умение читать, осмысливать прочитанное; строить речевые высказывания и использовать изученные правила безопасности в конкретных жизненных ситуациях.
Коммуникативные:
слушать собеседника и вести диалог;
договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
проявлять активность во взаимодействии на уроке для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные:
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
оценивать себя, границы своего знания и незнания;
вырабатывать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, адекватно воспринимать предложения учителя.
Личностные:
Проявлять интерес к изучению темы, осознание своей успешности на уроке,
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим.
Форма урока – урок – путешествие с мультипликационными героями
Оборудование: ноутбук, мультимедийная доска.
Наглядность: презентация, буквы, «буквенное» дерево, Даша-следопыт, Башмачок, Гном, Жулик, карточки с заданием, звуковые фишки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель: Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Дети: Всё на месте! Всё в порядке!
Книжки, ручки и тетрадки!
II. Настрой на урок.
- Вспомним наш девиз
- Глазки смотрят и все видят, ушки слушают и все слышат, голова хорошо думает.
III.Мотивация:
Куда мы с вами попадём –
Узнаете вы скоро.
В известном мультике найдём
Помощников весёлых.
- Послушайте музыку и назовите героя этого мультфильма. (Звучит музыка) Слайд 1.
- С Дашей-путешественницей и её другом Башмачком мы отправляемся за новыми знаниями.
Есть у Даши и Башмачка любимое буквенное дерево, под которым они любят играть в разные игры. Посмотрите на это дерево.
- Подул сильный ветер и все буквы осыпались вниз. Нужно вернуть буквы, которые мы выучили обратно на дерево.
- Вы увидели подсказку куда отправить буквы? Что обозначает этот значок? (Буква О обозначает гласный звук о, буква М обозначает согласные звуки [м], [м‘] и т.д.)
IV. Работа над изучением нового материала
1. Выделение звука и буквы
- Посмотрите, какая-то буква запуталась в траве и не может выпутаться. Давайте ей поможем.
- Мы еще эту букву не изучали. Она любит напевать веселую песенку. Послушайте
Мне смешинка в рот попала,
Я весь день прохохотала:
- Ха-ха-ха да хи-хи-хи!
- Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
- Повторим хором эту песенку. Какие звуки любит эта буква? (Звуковой анализ ХА и ХИ; девочки – согласный мягкий, мальчики согласный твердый).
- Девочки, что вы скажете, про этот звук? Мальчики, что вы скажете про этот звук?
- Сделайте вывод: Буква Х обозначает два звука, согласный мягкий х, согласный твердый х.
2. Упражнения по формированию умений выделять новый звук в словах
- Даша предлагает игру, если вы слышите мягкий звук [х‘] поднимайте руки вверх, если твердый звук – руки вниз. Хомяк, халва, потеха, хитрость, хвоя, химик, хоккей, хищник, хлопушка, хирург.
- Вот беда! Пока мы играли, хитрый лис Жулик украл букву Х и унес в свой домик. Нужно выручать букву и вернуть ее на дерево.
- Кто же нам поможет дойти до домика? Конечно же Карта! Давайте вместе тихонько её позовем «Карта»! Слайд 2.
- Карта говорит, что от буквенного дерева нужно дойти до умного Гнома и по тропинке дойти до домика Жулика.
3. Физминутка «Шагаем на месте» Слайд 3.
- Добрый день, Гном. Пропусти нас, пожалуйста, мы должны догнать Жулика и спасти букву Х.
- Гном нас пропустит, если мы расскажем ему на что похожа буква Х.
X — забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка —
Ветру вольному подружка
Хорошо уметь читать,
Букву Х нам надо знать,
Хлеб, хлопушка, хоровод
Буква Х к себе зовёт
X — на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
Хочешь — порешь,
Хочешь — шьешь,
Хочешь — сам себя стрижешь
Есть у Гнома для нас еще одно задание, посмотрите на экран и назовите все слова, которые начинаются на букву Х. Слайд 4, 5, 6.
5. Словарная работа.
Хамелеон – ящерица, способная менять окраску тела.
Хурма – южный, сладкий фрукт, оранжевого цвета.
- Гномик проводит конкурс на внимание. Перед вами лежат листочки. Задание – найти, обвести и посчитать все буквы Х. Кто справится с заданием поднимет листочки вверх.
- Молодцы. Понравилось Гному, как вы работаете. Пропускает нас дальше. В путь!
6. Работа с учебником
- Вот мы и добрались до дома хитрого Жулика.
- Любит Жулик, когда ему читают, вот поэтому и забрал с собой Х-хохотушку. Просит научить его читать слоги и слова с буквой Х. А в этом нам поможет Букварь. Открыли Букварь на страницe 65. Открыть нам правильную страницу поможет закладка.
Я — нарядная закладка.
Я лежу здесь для порядка.
Зря страницы не листай.
Где закладка, там читай!
- Положили букварь правильно.
Чтение слов хором и индивидуально.
- Прочитайте первый столбик слогов шепотом. Прочитайте громко.
- Второй столбик – чтение эхом.
- Третий столбик – упражнение волна.
- Четвертый столбик – чтение одновременно с ведущим.
- Почтите слова, который заканчиваются на согласный звук [х].
- Прочитайте нижнюю строчку слов. Измените эти слова так, чтобы твердый звук [х], стал мягким звуком [х‘] .
7. Физминутка для глаз. Слайд 7.
Загадка. Звуковой анализ.
Отгадать легко и просто:
Мягкий, пышный и душистый,
он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Для людей хлеб – это жизнь. Люди слагают о хлебе песни, легенды, стихи. О хлебе говорят как о живом существе, называя его хлеб-кормилец, батюшка. Во все времена люди берегли хлеб. И вы, ребята, должны ценить и беречь хлеб как самое дорогое богатство.
- Сделаем звуковой анализ слова.
Работа с сюжетной картинкой.
- Кого мы видим на картинке? Что делают дети? Почему они смеются, глядя в зеркала?
- Почитайте подпись под картинкой. Что мы прочитали? Предложение.
- Назовите первое слово в предложении. Второе.
- Вспомните три правила предложения.
- Жулику очень понравилось как вы работали. Он вернул нам букву Х.
- Пора нам возвращаться к нашему дереву.
- Куда мы поселим нашу букву Х?
V. Рефлексия.
- Сегодня я узнал….
- Мне был интересно…
- Маме расскажу…
Итог.
- С какими героями сегодня путешествовали?
- С какими звуками познакомились на уроке?
- Назовите букву, которой обозначаются эти звуки.
Слайд 8. Спасибо за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.