Конспект экскурсии в «Зауральную рощу»
Педагог: Суворова Наталья Владимировна, педагог дополнительного образования. МБУДО ДТДиМ ЦППРД «Орион»
Цель: Воспитывать любовь к природе родного края, интерес к окружающему миру.
Задачи:
1. Расширить и уточнять представление детей природе.
2. Закреплять приметы осени, и правила поведения в лесу.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
4. Расширять двигательную активность детей.
5. Воспитывать у детей чувство взаимопомощи и доброжелательности друг к другу.
Ход экскурсии:
Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие, а какое путешествие без хорошего настроения. Я предлагаю начать наше занятие со знакомой вам песенки «Мы едем, едем, едем…» Станьте «паровозиком», положите руки на плечи впереди стоящего ребенка. Начинаем путешествие. дети напевают в движении.
Ребята, мы пойдем на прогулку в «Зауральную рощу».
- а что вы ждете от этой прогулки? (ответы детей)
Загадка.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасили все листья.
Что это?
Беседа о погоде.
- Какое время года?
- Время года осень.
- Какая сегодня погода?
- Сегодня тепло, светит солнце.
- Какое небо?
- Небо голубое, облаков нет.
-Солнце светит ярко и греет.
Остановка 1.
Мы с вами стоим на набережной реки Урал. Посмотрите какой вид открывается. Набережная Оренбурга - место удивительное. Прогуляешься по ней и прибавляются силы, мысли становятся яснее, а настроение улучшается.
Что вы видите? (река, мост, деревья)
Какие приметы осени видны? (ответы детей)
Оглянитесь вокруг! Все, что вы видите, - цветок, дерево, дома, да любая вещь, - имеют свою особую форму, очертания, цвет.
Все живет и изменяется. Неповторимы и мимолетны картины окружающего нас мира.
А теперь давайте спустимся на белый мост через реку Урал. Спуск с площади на мост очень красивый, похож на дворцовые лестницы.
Остановка 2.
Мы свами стоим на мосту через реку Урал. Оренбург, стоит в двух частях света. В каких? (Ответы детей)
Правильно на каком берегу расположена роща?
На каком берегу расположена набережная?
Роща расположена на азиатском берегу. Побывав в Азии, можно вернуться в Европу по мосту или по канатной дороге.
С моста открываются прекрасные виды живописных берегов Урала. Посмотрите вокруг, осенние картины так прекрасны.
Послушайте как шумит ветер.
Как бурлит вода под мостом.
Аккуратно спускайтесь по лестнице вниз.
Вот мы с вами в парке.
Мы идем в гости к лесным жителям, которые живут по своим лесным законам. Поэтому мы своим присутствием не должны нарушить их привычную жизнь. Сейчас повторим правила поведения в лесу.
1) Не ломай в лесу деревья и кустарники.
2) Не разоряй муравейник.
3) Не рви большие букеты цветов.
4) Не разжигай костры.
5) Не оставляй мусор в лесу.
Остановка 3.
-Какие деревья растут в парке?
Посмотрите на это дерево, Давайте, посоревнуемся кто назовет больше всего оттенков листьев на этом дереве.
Ребята давайте послушаем тишину леса. Как вам кажется, рад вам лес?
- Как вы себя чувствуете, какое настроение?
- Рад вам лес. Подарите свои улыбки друг другу. - Радостно у вас на душе, настроение хорошее? Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, друг другу, то ваша волшебная улыбка всегда будет возвращаться к вам радостью. Ведь окружающий мир - большое волшебное зеркало. И заметнее всего это в лесу. Будьте внимательны сегодня на экскурсии, и вы обязательно это заметите; если увидите всю красоту окружающей природы и улыбнетесь ей. Помните слова детской песенки – от улыбки станет мир светлей! А дружба начинается с чего? С улыбки.
(Дети негромко поют песенку Шаинского «Дружба».)
-Ребята, посмотрите, какое дерево? (упавшее большое дерево) На что похожа ветка?
-Ветка похожа на руку человека.
-Это упавшее дерево, а это – узор на дереве,
его нарисовали жуки- короеды.
Игра детей на природе.
-Будем играть. Будем отгадывать загадки.
Ствол белый, ветки тонкие?
-Что это?
Раз, два, три, к дереву беги.
Ни берёза, ни осинка.
Нет листочков, есть хвоинки
-Что это?
Раз, два, три к дереву беги.
- Ребята, а так ли тихо в лесу?
-Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. А чем пахнет в лесу? Отличаются ли ароматы осеннего леса от летнего и весеннего?
- Давайте глубоко вдохнем лесной горьковатый аромат. Лесной воздух отличается чистотой и содержит полезные вещества. Которые вырабатывают все растения, фитонциды, губительно действующие на болезнетворные микробы. Поэтому подышать чистым лесным воздухом полезно для здоровья. Давайте усилим оздоровительный эффект и глубоко подышим. (Дети становятся в круг и выполняют физические упражнения.)
Я благодарю вас всех за хорошее поведение в лесу.
Упражнение «Комплимент»
Давайте закончим нашу экскурсию в хорошем настроении. Встанем в круг и скажем друг другу добрые слова, комплименты, подарим улыбки.
Я уверена, что уходя из леса, вы много хорошего взяли с собой, и предлагаю на всю жизнь запомнить и никогда не забывать, что:
«Природа – дом, украшенный трудом.
В любой мороз и зной устроен и приветлив.
Храните этот дом, в котором мы живем.
Другого дома нет на целом свете».
Упражнение «Закончи предложение»
- Завершая экскурсию, я прошу детей продолжить фразу: «Мне сегодня понравилось…» (Или не понравилось).
Возвращаемся домой по канатной дороге.
Свои впечатления отразите дома в рисунках, а на следующем занятии организуем выставку, будем делиться впечатлениями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.