Технология критического мышления через чтение и письмо
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
04.03.2017
В английском языке понятие «критическое мышление» означает умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания.
Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Джуди А. Браус и Дэвид Вуд определяют критическое мышление как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать.
Критики пытаются понять и осознать свое собственное «я», быть объективными, логичными, пытаются понять другие точки зрения. Критическое мышление, по их мнению, это поиск здравого смысла – как рассудить объективно и поступить логично с учётом, как своей точки зрения, так и других мнений; умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности.В английском языке понятие «критическое мышление» означает умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания.
Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Джуди А. Браус и Дэвид Вуд определяют критическое мышление как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать.
Критики пытаются понять и осознать свое собственное «я», быть объективными, логичными, пытаются понять другие точки зрения. Критическое мышление, по их мнению, это поиск здравого смысла – как рассудить объективно и поступить логично с учётом, как своей точки зрения, так и других мнений; умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо.docx
«Технология развития критического
мышления через чтение и письмо»
Мельниченко Ирина Геннадьевна,
учитель начальных классов высшей категории
МБОУ «СШ №3»,
г.Майкоп, Республика Адыгея.
В английском языке понятие «критическое мышление» означает
умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания.
Сегодня в различных научных источниках можно найти разные
определения критического мышления. Джуди А. Браус и Дэвид Вуд
определяют критическое мышление как разумное рефлексивное мышление,
сфокусированное на решении того, во что верить и что делать.
Критики пытаются понять и осознать свое собственное «я», быть
объективными, логичными, пытаются понять другие точки зрения.
Критическое мышление, по их мнению, это поиск здравого смысла – как
рассудить объективно и поступить логично с учётом, как своей точки зрения,
так и других мнений; умение отказаться от собственных предубеждений.
Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые
возможности.
В английском языке понятие «критическое мышление» означает умение
размышлять над тем, каким образом человек получает знания.
Критическое мышление – это отправная точка для развития творческого
мышления, это способность анализировать информацию. Но это всё
необходимо развивать и обращать внимание. Умение человека объективно
оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все
выдвигаемые положения и выводы это и есть критичность ума. Человек с
критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания и
суждения как абсолютно верные. Критическое мышление, т.е. творческое,
помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и
профессиональной жизни.
Предполагает принятие индивидуальной
ответственности за сделанный выбор. Повышает уровень индивидуальной
культуры работы с информацией. Формирует умение анализировать и делать
самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и
отвечать за них. Позволяет развивать культуру диалога в совместной
деятельности.
Таким образом, умение мыслить критически помогает человеку
сократить количество поступков, о которых после пришлось бы жалеть, а
значит, увеличивает наши шансы на успех.
1 Технология развития критического мышления через чтение и письмо
(РКМЧП) была разработана в конце XX века в США Стилом, Мередитом и
Уолтером. В российской педагогической практике технология применяется с
1997 года.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной
деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем
восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его
информационному полю.
Критическое мышление есть мышление самостоятельное, которое
начинается с постановки вопросов, которые нужно решить.
Критическое мышление это точка опоры для мышления человека, это
естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.
Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное.
Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем
наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть
отличие критического мышления от мышления творческого, которое не
предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей,
очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил.
Однако провести четкую границу между критическим и творческим
мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление это
отправная точка для развития творческого мышления, более того, и
критическое и творческое мышление развиваются в синтезе,
взаимообусловлено.
Для того, чтобы научить детей мыслить критически, необходимо
применять технологию развития критического мышления школьников
средствами чтения и письма.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
(РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки
работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на то,
чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую,
творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем –
представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь
ему творчески переработать и обобщить полученные знания.
Технология развития критического мышления средствами чтения и
письма ставит перед собой такие задачи, как научить учащихся:
владеть разнообразными способами интерпретации и оценки
информационного сообщения;
выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур;
эффективно использовать самые разнообразные ресурсы для получения
необходимой информации.
Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в
соответствии с технологической цепочкой: вызов осмысление рефлексия.
2 Практически на любом уроке можно обращаться к технологии развития
критического мышления через чтение и письмо и работать с учениками
любого возраста.
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно.
Эта стадия позволяет:
актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или
проблеме;
вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к
учебной деятельности;
сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по
объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается
и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) ученик начинает
размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются
механизмы мотивации, определяется цель.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет
ученику:
получить новую информацию, осмыслить ее;
соотнести с уже имеющимися знаниями;
искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом
чтение, которое сопровождается действиями ученика: маркировкой с
использованием значков "v", "+", "", "?" (по мере чтения ставятся на полях
справа), составлением таблиц, поиск ответов на поставленные в первой части
урока вопросы и др. В результате этого ученики получают новую
информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют
полученные данные.
Таким образом, ученик следит за собственным пониманием самостоятельно.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
целостное осмысление, обобщение полученной информации;
присвоение нового знания, новой информации учеником;
формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому
материалу.
На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль
письма. Письмо помогает не только разобраться в материале и поразмышлять
над прочитанным, но и высказать новые гипотезы.
В технологии развития критического мышления через чтение и письмо
используются разные методы и приемы, применяемые как на определенном
этапе, так и в качестве стратегии ведения урока в целом.
Рассмотрим те приемы, которые эффективно используются при обучении
русскому языку.
3 Данная технология предполагает равные партнёрские отношения как в
плане общения. Так и в плане конструирования заданий, рождающегося в
процессе обучения. Работая в режиме данной технологии, учитель престаёт
быть главным источником информации, и, использую приёмы технологии,
превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Технология развития критического мышления средствами чтения и
письма ставит перед собой такие задачи, как научить учащихся:
владеть разнообразными способами интерпретации и оценки
информационного сообщения;
выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур;
эффективно использовать самые разнообразные ресурсы для получения
необходимой информации.
Использование приемов развития критического мышления на
уроках русского языка
Прием “Корзина идей”
Это приём организации индивидуальной и групповой работы на начальной
стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет
выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске
прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что
ученики знают об изучаемой теме.
Алгоритм работы:
1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме
(индивидуальная работа продолжается 12 минуты).
2. Обмен информацией в парах или группах.
3. Далее каждая группа называет какоето одно сведение или факт, не
повторяя ранее сказанного.
4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они
ошибочны.
5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
Прием “Составление кластера”
Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания.
Он связан с приемом “Корзина идей”.
Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной
системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это
наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их
прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников
свои. Система кластеров охватывает большее количество информации.
Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.
Прием “Верные и неверные утверждения”
4 Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений
по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь
на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на
изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования
позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии
возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были
верными.
Прием “Знаю – хочу узнать – узнал”
Прием “Знаю – хочу узнать – узнал” это работа с таблицей.
При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться
на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (это могут быть какието
ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После
обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют
цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных
знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную
информацию с той, что была у них в начале урока.
Знаю
(вызов)
Хочу узнать
(вызов)
Узнал
(реализация смысла или
рефлексия)
Соотношение старой и новой
информации
Работа в паре: что я знаю
о теме урока?
Формулирование
целей
Прием “Написание синквейна”
Синквейн самая легкая форма стихотворений по алгоритму.
В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк,
которое пишется по определенным правилам.
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема
синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему
синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,
относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с
помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.
Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное
отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.
Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны. Например:
Звуки
Гласные и согласные.
Льются, звенят, гремят.
Используются в устной речи.
5 Фонетика.
Прием “Ключевые слова”
Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и
хорошо известными, например, "ключевые слова", по которым можно
придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а
затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям,
расширяя материал.
Прием “Лови ошибку”
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию,
и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их
личного опыта и знаний;
скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки,
аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего
возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить
в начале урока.
Прием “Пометки на полях”
Прием “Пометки на полях” работает на стадии осмысления. Во время чтения
учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в
тексте пометки.
Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для
чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков,
обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.
Маркировочные пометки:
Знаком “галочка” отмечают информацию, которая известна ученику.
Знаком “плюс” отмечают новую информацию, новые знания.
Знаком “вопрос” отмечается то, что осталось непонятно и требует
дополнительных сведений.
Может быть несколько вариантов пометок:
2 значка “+” и “V”, 3 значка “+”, “V”, “?” или 4 значка “+”, “V”, “?”, “”
(думал иначе).
После прочтения текста учащиеся заполняют таблицу, количество граф
которой соответствует числу знаков маркировки:
“V” знаю “+” новое “?” есть вопросы
6 Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения.
Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую
информацию с имеющимися представлениями.
Прием “Написание эссе”
Очень эффективная художественная форма письменной рефлексии эссе.
Это свободное письмо на заданную тему. Эссе это произведение небольшого
объема, раскрывающее конкретную тему. Если работа проходит на уроке,
заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5, 10, 15, 20 минут.
В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом
случае эссе художественная форма размышления, подталкивающая ученика
обратиться к собственному, может быть и противоречивому, опыту.
Модель написания эссе.
Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных
фактов, понятий и т.д.
Работа над черновиком.
Правка. Может осуществляться в паре.
Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.
Публикация, т.е. чтение перед аудиторией.
Возможный алгоритм написания эссе.
Обсуждаемая тема (проблема).
Собственная позиция.
Краткое обоснование.
Возможные возражения, выдвигаемые слушателями.
Причина, по которой заявленная позиция остается прежней, объявляется
правильной.
Заключение.
Научить учеников написанию эссе и других видов письменной рефлексии
довольно трудная задача.
Выделим основные правила обучения письменной рефлексии:
Регулярная возможность писать.
Выбор интересной темы для письма.
Наличие образцов.
Читательская аудитория. Ученики должны понимать, что написанный ими
текст востребован другими.
Привычка править значит понимать, что любой текст в любое время может
быть откорректирован пишущим.
Помощь друзей. Возможность делиться написанным.
7 Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает
возможность личностного роста школьника, приобщает ребенка к духовному
опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта
для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она
представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых
позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить
самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения
поставленных учебных целей. Технология развития критического мышления
через чтение и письмо помогает учителю заменить пассивное слушание и
пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем
самым повысить эффективность занятий.
Данная технология предполагает равные партнёрские отношения как в
плане общения. Так и в плане конструирования заданий, рождающегося в
процессе обучения.
Работая в режиме данной технологии, учитель престаёт быть главным
источником информации, и, использую приёмы технологии, превращает
обучение в совместный и интересный поиск.
Технология развития критического мышления средствами чтения и
письма ставит перед собой такие задачи, как научить учащихся:
владеть разнообразными способами интерпретации и оценки
информационного сообщения;
выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур;
эффективно использовать самые разнообразные ресурсы для получения
необходимой информации.
И так, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли
педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а
становятся главными действующими лицами урока. Они думают и
вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут,
обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.
8
Технология критического мышления через чтение и письмо
Технология критического мышления через чтение и письмо
Технология критического мышления через чтение и письмо
Технология критического мышления через чтение и письмо
Технология критического мышления через чтение и письмо
Технология критического мышления через чтение и письмо
Технология критического мышления через чтение и письмо
Технология критического мышления через чтение и письмо
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.