конспект факультативного занятия по обучению грамоте (1 класс)

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 13.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект факультативного занятия по обучению грамоте на тему "Где спрятался звук"предназначен для учащихся начальных классов и может быть использован на уроках русского языка и учителями - логопедами. Материал занятия очень интересен и многообразен. Это игры, речевые упражнения, логические задания, фонематические упражнения.План - конспект факультативного занятия по обучению грамоте в 1 классе.
Иконка файла материала где спрятался звук.docx
Зам директора по УВР: 07.12.2017г План факультативного занятия по обучению грамоте Тема: Фонетическая игра «Где спрятался звук» Цель: дать понятие о звуке и звуковой культуре слова, развивать фонематический слух,  учить выделять начальный гласный звук в слове и конечный согласный, развивать мелкую  моторику. Оборудование: ширма, три листа бумаги, ножницы, мяч, книга, картинки (индюк, утюг,  утка, автобус, осень, облако, петух, кот, дым, лист, шкаф, кирпич). Ход занятия: 1. Оргмомент. Игра «Послушай и отгадай» Логопед предлагает детям закрыть глаза и отгадать, что он делает:  Шелестит бумагой,   Хлопает в ладоши,  Режет бумагу,  Рвет бумагу,   играет мячом,  листает книгу Л: Как вы узнали, что я делала, вы же не видели? Д: Мы слышали звуки. 2. Знакомство с понятием звук. «Путешествие в древние времена» . Л: Давным – давно на земле жили древние люди. Жили они в пещерах, охотились на  древних животных, но говорить не умели. В одном племени жила девочка по имени Таффи. Она была очень любознательная, внимательная, умная. Таффи гуляла по лугам и лесам,  прислушивалась к разным звукам. По звуку она могла определить животное: Ч – ч – ч – это стрекочет кузнечик, Ы – ы – ы – ревет медведь, И – и – и – ржет лошадь,  Р – р – р – рычит тигр. Л: Ребята, а как шипит змея? (ш – ш – ш) Как воет волк? (у – у – у)Как звенит комар? (з – з – з) Как жужжит жук? (ж – ж – ж) Таффи повторяла услышанные звуки, училась соединять их: шшшуууумммм, дддыыыммм.  У нее стали получаться слова. Значит из чего состоят слова? Д: слова состоят из звуков. Л: чтобы услышать звуки в слове, надо произнести слово протяжно. Л: У Таффи была волшебная палочка. Она играла с ней. Как только палочка касалась  предмета, слово протяжно звучало: жжжууукккк. Вот эта палочка (указка). Давайте и мы  так поиграем. Вы молчите, я молчу, И палочка молчит. Предмета палочка коснется –  Сразу слово зазвучит. Логопед выставляет картинки: волк, мак, лиса и т.д. Дети упражняются в  протяжном произнесении слов. Логопед спрашивает, какие звуки услышали. Л: Вместо звука Таффи рисовала палочкой на песке кружочек Слово жук она написала так:  И мы с вами будем обозначать звуки кружочками.  3. Физминутка.  Перед нами луг широкий, А над нами лес высокий. А над нами сосны, ели Головами зашумели. Грянул гром (хлопок) Побежали быстро в дом. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй» Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок!Здравствуй маленький дубок! Мы живем в одном краю –  Всех я вас приветствую! Пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг  друга. 4. Выделение начального гласного и конечного согласного в слове. Л: У девочки Таффи был друг Дракоша – Звукоедик. Его так звали потому, что он любил  проглатывать звуки в словах. Какой звук он потерял в начале слова? Логопед выставляет поочереди картинки на доску. … ндюк, …тюг, …тка, …втобус, …сень, …блако. Л: А какой последний звук в словах съел Дракоша? Пету…, ко…, ды…, лис…, шка…, кирпи…. 5.Закрепление понятия звук. Игра «Узнай слово». Л: Из чего состоят слова? Д: Слова состоят из звуков. Л: Таффи соединяла звуки в слова и произносила их протяжно. Попробуйте узнать, какие  слова у нее получились? Сссоооккк Ннноооссс Л: какие звуки мы услышали в этих словах? 6. Итог занятия. Л: Произнося слово протяжно и внимательно прислушиваясь, вы научитесь слышать все  звуки в слове.