конспект фрагмента урока по русскому языку по теме "Имя существительное как часть речи" (система Л.В. Занкова) и презентация к уроку

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока русского языка в 3 классе (республиканский семинар).doc

Конспект урока русского языка в 3 классе

 

Тема: Имя существительное

 

Цель: продолжить знакомство с именем существительным, помочь осознать отношения между грамматическим значением и формой слова (грамматическое значение предметности выражается в формах рода, числа, падежа).

 

Задачи:

предметные

- формировать умение определять (распознавать) имя существительное среди других частей речи;

- организовать работу по выделению всего комплекса изученных грамматических признаков существительного (собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число), в которых реализуется грамматическое значение предметности;

метапредметные

- проводить наблюдения за языковым материалом для нахождения необходимой информации и проверки гипотезы;

- обсуждать и оценивать полученные результаты и применять их к новым ситуациям;

- развивать умение работать в паре, в группе, умение слушать и вступать в диалог;

- формировать умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- классифицировать понятия по заданным признакам.

 

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: рабочие листы для групповой работы, карточки со словами, компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, схема.

 

Ход урока (фрагмент)

 

1. - Напишите названия своих любимых предметов (столкновение разных значений слова предмет).

- Что записано у тебя, что одноклассников? Вы одинаково поняли задание? С чем это связано?

ТЕЙК ОФ – ТАЧ ДАУН

2. Все ли слова обозначают предметы?

(карандаш, заяц, актёр, жжёт, жёлтый, велосипед).

- К какой части речи вы отнесёте оставшиеся слова?

- Что же такое имя существительное?  Какие грамматические признаки существительных вы можете мне назвать?

- Согласны ли вы с утверждением: существительные обозначают предметы, т.е. конкретные вещи, людей, животных, которые можно потрогать и увидеть?

Я предлагаю провести мини-исследование.

Гипотеза

имя существительное обозначает не только предметы.

Цель исследования – доказать или опровергнуть выдвинутое предположение.

План исследования

  • Изучить справочные материалы.
  • Проанализировать грамматический смысл слов.
  • Обобщить полученные данные, сделать выводы, дать своё определение имени существительного как части речи, составить схему.

 

 

 

 

3. Исследование в группах. Каждая группа получает рабочий лист. Ребята знакомятся с содержанием текста-правила, выполняют задание – выписать слова, называющие лиц, явления природы, действия, признака, определить их грамматические признаки.  

ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН

4. Обмен информацией. Каждая группа знакомит класс с полученной информацией. На доске составляется схема.

Есть ли факты, которые опровергают нашу гипотезу?

Можно ли считать её доказанной?

Формулируется обобщение урока.

 

5. Обсуждение вопроса.  Чем отличается «предмет» в грамматике от «предмета» в повседневной жизни?

КЛОК БАДДИС

6. Проверка понимания изученного. Классификация слов:

ласточка, вьюга, желтизна, бег, полотенце, Наташа, медведь, дождь, нежность, ходьба, карандаш, учитель

СОРТ КАРДС

 

Приложение к уроку

 

Рабочий лист №1.

Имена существительные могут обозначать конкретные предметы, лиц (Ваня, врач), животных, явления природы, иметь значение близкое к признаку или действию.

Но у всех разных по смыслу имён существительных есть общее грамматическое значение предметности. Определить его помогают:

1)     вопросы кто? и что?

2)     грамматические признаки: имя собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, мужского, женского или среднего рода, форма единственного или множественного числа.

 

Задание: найдите и запишите имена существительные, обозначающие лиц, определите общее грамматическое значение предметности (устно)

Дом, берёза, Таня, смех, учитель, голубизна.

 

 

Рабочий лист №2.

Имена существительные могут обозначать конкретные предметы, лиц, животных, явления природы (метель, ураган), иметь значение близкое к признаку или действию.

Но у всех разных по смыслу имён существительных есть общее грамматическое значение предметности. Определить его помогают:

1)     вопросы кто? и что?

2)     грамматические признаки: имя собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, мужского, женского или среднего рода, форма единственного или множественного числа.

 

Задание: найдите и запишите имена существительные, обозначающие явления природы, определите общее грамматическое значение предметности (устно)

Дом, берёза, вьюга, смех, учитель, радуга.

 

 

 

 

 

Рабочий лист №3.

Имена существительные могут обозначать конкретные предметы, лиц, животных, явления природы, иметь значение близкое к признаку (доброта, желтизна) или действию.

Но у всех разных по смыслу имён существительных есть общее грамматическое значение предметности. Определить его помогают:

1)     вопросы кто? и что?

2)     грамматические признаки: имя собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, мужского, женского или среднего рода, форма единственного или множественного числа.

 

Задание: найдите и запишите имена существительные, имеющие значение, близкое к признаку, определите общее грамматическое значение предметности (устно)

Дом, берёза, грусть, смех, учитель, белизна.

 

Рабочий лист №4.

Имена существительные могут обозначать конкретные предметы, лиц, животных, явления природы, иметь значение близкое к признаку или действию (чтение, бег).

Но у всех разных по смыслу имён существительных есть общее грамматическое значение предметности. Определить его помогают:

1)     вопросы кто? и что?

2)     грамматические признаки: имя собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, мужского, женского или среднего рода, форма единственного или множественного числа.

 

Задание: найдите и запишите имена существительные, имеющие значение, близкое к действию, определите общее грамматическое значение предметности (устно)

Дом, берёза, ходьба, смех, учитель, счёт.

 

Рабочий лист №5.

Имена существительные могут обозначать конкретные предметы, лиц, животных (чайка, жираф), явления природы, иметь значение близкое к признаку или действию.

Но у всех разных по смыслу имён существительных есть общее грамматическое значение предметности. Определить его помогают:

1)     вопросы кто? и что?

2)     грамматические признаки: имя собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, мужского, женского или среднего рода, форма единственного или множественного числа.

 

Задание: найдите и запишите имена существительные, обозначающие животных, определите общее грамматическое значение предметности (устно)

Дом, берёза, медведь, смех, учитель, воробей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ласточка

 

 

 

 

вьюга

 

 

желтизна

 

 

бег

 

 

полотенце

 

 

 

 

Наташа

 

 

медведь

 

 

дождь

 

 

нежность

 

 

 

 

ходьба

 

 

карандаш

 

 

учитель