Конспект фрагмента урока по русскому языку по теме "Имя существительное как часть речи" (система Л.В. Занкова) и презентация к уроку
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Конспект фрагмента урока по русскому языку по теме "Имя существительное как часть речи" (система Л.В. Занкова) и презентация к уроку

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Презентации учебные +1
doc
русский язык
3 кл
19.01.2017
Конспект фрагмента урока по русскому языку по теме "Имя существительное как часть речи" (система Л.В. Занкова) и презентация к уроку
Конспект урока русского языка в 3 классе (республиканский семинар).doc

Конспект урока русского языка в 3 классе

 

Тема: Имя существительное

 

Цель: продолжить знакомство с именем существительным, помочь осознать отношения между грамматическим значением и формой слова (грамматическое значение предметности выражается в формах рода, числа, падежа).

 

Задачи:

предметные

- формировать умение определять (распознавать) имя существительное среди других частей речи;

- организовать работу по выделению всего комплекса изученных грамматических признаков существительного (собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число), в которых реализуется грамматическое значение предметности;

метапредметные

- проводить наблюдения за языковым материалом для нахождения необходимой информации и проверки гипотезы;

- обсуждать и оценивать полученные результаты и применять их к новым ситуациям;

- развивать умение работать в паре, в группе, умение слушать и вступать в диалог;

- формировать умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- классифицировать понятия по заданным признакам.

 

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: рабочие листы для групповой работы, карточки со словами, компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, схема.

 

Ход урока (фрагмент)

 

1. - Напишите названия своих любимых предметов (столкновение разных значений слова предмет).

- Что записано у тебя, что одноклассников? Вы одинаково поняли задание? С чем это связано?

ТЕЙК ОФ – ТАЧ ДАУН

2. Все ли слова обозначают предметы?

(карандаш, заяц, актёр, жжёт, жёлтый, велосипед).

- К какой части речи вы отнесёте оставшиеся слова?

- Что же такое имя существительное?  Какие грамматические признаки существительных вы можете мне назвать?

- Согласны ли вы с утверждением: существительные обозначают предметы, т.е. конкретные вещи, людей, животных, которые можно потрогать и увидеть?

Я предлагаю провести мини-исследование.

Гипотеза

имя существительное обозначает не только предметы.

Цель исследования – доказать или опровергнуть выдвинутое предположение.

План исследования

  • Изучить справочные материалы.
  • Проанализировать грамматический смысл слов.
  • Обобщить полученные данные, сделать выводы, дать своё определение имени существительного как части речи, составить схему.

 

 

 

 

3. Исследование в группах. Каждая группа получает рабочий лист. Ребята знакомятся с содержанием текста-правила, выполняют задание – выписать слова, называющие лиц, явления природы, действия, признака, определить их грамматические признаки.  

ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН

4. Обмен информацией. Каждая группа знакомит класс с полученной информацией. На доске составляется схема.

Есть ли факты, которые опровергают нашу гипотезу?

Можно ли считать её доказанной?

Формулируется обобщение урока.

 

5. Обсуждение вопроса.  Чем отличается «предмет» в грамматике от «предмета» в повседневной жизни?

КЛОК БАДДИС

6. Проверка понимания изученного. Классификация слов:

ласточка, вьюга, желтизна, бег, полотенце, Наташа, медведь, дождь, нежность, ходьба, карандаш, учитель

СОРТ КАРДС

 

Приложение к уроку

 

Рабочий лист №1.

Имена существительные могут обозначать конкретные предметы, лиц (Ваня, врач), животных, явления природы, иметь значение близкое к признаку или действию.

Но у всех разных по смыслу имён существительных есть общее грамматическое значение предметности. Определить его помогают:

1)     вопросы кто? и что?

2)     грамматические признаки: имя собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, мужского, женского или среднего рода, форма единственного или множественного числа.

 

Задание: найдите и запишите имена существительные, обозначающие лиц, определите общее грамматическое значение предметности (устно)

Дом, берёза, Таня, смех, учитель, голубизна.

 

 

Рабочий лист №2.

Имена существительные могут обозначать конкретные предметы, лиц, животных, явления природы (метель, ураган), иметь значение близкое к признаку или действию.

Но у всех разных по смыслу имён существительных есть общее грамматическое значение предметности. Определить его помогают:

1)     вопросы кто? и что?

2)     грамматические признаки: имя собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, мужского, женского или среднего рода, форма единственного или множественного числа.

 

Задание: найдите и запишите имена существительные, обозначающие явления природы, определите общее грамматическое значение предметности (устно)

Дом, берёза, вьюга, смех, учитель, радуга.

 

 

 

 

 

Рабочий лист №3.

Имена существительные могут обозначать конкретные предметы, лиц, животных, явления природы, иметь значение близкое к признаку (доброта, желтизна) или действию.

Но у всех разных по смыслу имён существительных есть общее грамматическое значение предметности. Определить его помогают:

1)     вопросы кто? и что?

2)     грамматические признаки: имя собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, мужского, женского или среднего рода, форма единственного или множественного числа.

 

Задание: найдите и запишите имена существительные, имеющие значение, близкое к признаку, определите общее грамматическое значение предметности (устно)

Дом, берёза, грусть, смех, учитель, белизна.

 

Рабочий лист №4.

Имена существительные могут обозначать конкретные предметы, лиц, животных, явления природы, иметь значение близкое к признаку или действию (чтение, бег).

Но у всех разных по смыслу имён существительных есть общее грамматическое значение предметности. Определить его помогают:

1)     вопросы кто? и что?

2)     грамматические признаки: имя собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, мужского, женского или среднего рода, форма единственного или множественного числа.

 

Задание: найдите и запишите имена существительные, имеющие значение, близкое к действию, определите общее грамматическое значение предметности (устно)

Дом, берёза, ходьба, смех, учитель, счёт.

 

Рабочий лист №5.

Имена существительные могут обозначать конкретные предметы, лиц, животных (чайка, жираф), явления природы, иметь значение близкое к признаку или действию.

Но у всех разных по смыслу имён существительных есть общее грамматическое значение предметности. Определить его помогают:

1)     вопросы кто? и что?

2)     грамматические признаки: имя собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, мужского, женского или среднего рода, форма единственного или множественного числа.

 

Задание: найдите и запишите имена существительные, обозначающие животных, определите общее грамматическое значение предметности (устно)

Дом, берёза, медведь, смех, учитель, воробей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ласточка

 

 

 

 

вьюга

 

 

желтизна

 

 

бег

 

 

полотенце

 

 

 

 

Наташа

 

 

медведь

 

 

дождь

 

 

нежность

 

 

 

 

ходьба

 

 

карандаш

 

 

учитель

 


Конспект урока русского языка в 3 классе

Конспект урока русского языка в 3 классе

Все ли слова обозначают предметы? (карандаш, заяц, актёр, жжёт, жёлтый, велосипед)

Все ли слова обозначают предметы? (карандаш, заяц, актёр, жжёт, жёлтый, велосипед)

Рабочий лист №3. Имена существительные могут обозначать конкретные предметы, лиц, животных, явления природы, иметь значение близкое к признаку ( доброта, желтизна ) или действию

Рабочий лист №3. Имена существительные могут обозначать конкретные предметы, лиц, животных, явления природы, иметь значение близкое к признаку ( доброта, желтизна ) или действию

Наташа медведь дождь нежность ходьба карандаш учитель

Наташа медведь дождь нежность ходьба карандаш учитель
Скачать файл
Приз 200 000 руб.
Свидетельство СМИ.
Плюс 10 документов.