Конспект урока русского языка в 3 классе
Тема: Имя существительное
Цель: продолжить знакомство с именем существительным, помочь осознать отношения между грамматическим значением и формой слова (грамматическое значение предметности выражается в формах рода, числа, падежа).
Задачи:
предметные
- формировать умение определять (распознавать) имя существительное среди других частей речи;
- организовать работу по выделению всего комплекса изученных грамматических признаков существительного (собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число), в которых реализуется грамматическое значение предметности;
метапредметные
- проводить наблюдения за языковым материалом для нахождения необходимой информации и проверки гипотезы;
- обсуждать и оценивать полученные результаты и применять их к новым ситуациям;
- развивать умение работать в паре, в группе, умение слушать и вступать в диалог;
- формировать умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
- классифицировать понятия по заданным признакам.
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: рабочие листы для групповой работы, карточки со словами, компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, схема.
Ход урока (фрагмент)
1. - Напишите названия своих любимых предметов (столкновение разных значений слова предмет). - Что записано у тебя, что одноклассников? Вы одинаково поняли задание? С чем это связано? |
ТЕЙК ОФ – ТАЧ ДАУН |
2. Все ли слова обозначают предметы? (карандаш, заяц, актёр, жжёт, жёлтый, велосипед). - К какой части речи вы отнесёте оставшиеся слова? - Что же такое имя существительное? Какие грамматические признаки существительных вы можете мне назвать? - Согласны ли вы с утверждением: существительные обозначают предметы, т.е. конкретные вещи, людей, животных, которые можно потрогать и увидеть? Я предлагаю провести мини-исследование. Гипотеза имя существительное обозначает не только предметы. Цель исследования – доказать или опровергнуть выдвинутое предположение. План исследования
|
|
3. Исследование в группах. Каждая группа получает рабочий лист. Ребята знакомятся с содержанием текста-правила, выполняют задание – выписать слова, называющие лиц, явления природы, действия, признака, определить их грамматические признаки. |
ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН |
4. Обмен информацией. Каждая группа знакомит класс с полученной информацией. На доске составляется схема. Есть ли факты, которые опровергают нашу гипотезу? Можно ли считать её доказанной? Формулируется обобщение урока. |
|
5. Обсуждение вопроса. Чем отличается «предмет» в грамматике от «предмета» в повседневной жизни? |
КЛОК БАДДИС |
6. Проверка понимания изученного. Классификация слов: ласточка, вьюга, желтизна, бег, полотенце, Наташа, медведь, дождь, нежность, ходьба, карандаш, учитель |
СОРТ КАРДС |
Приложение к уроку
Рабочий лист №1.
Имена существительные могут обозначать конкретные предметы, лиц (Ваня, врач), животных, явления природы, иметь значение близкое к признаку или действию.
Но у всех разных по смыслу имён существительных есть общее грамматическое значение предметности. Определить его помогают:
1) вопросы кто? и что?
2) грамматические признаки: имя собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, мужского, женского или среднего рода, форма единственного или множественного числа.
Задание: найдите и запишите имена существительные, обозначающие лиц, определите общее грамматическое значение предметности (устно)
Дом, берёза, Таня, смех, учитель, голубизна.
Рабочий лист №2.
Имена существительные могут обозначать конкретные предметы, лиц, животных, явления природы (метель, ураган), иметь значение близкое к признаку или действию.
Но у всех разных по смыслу имён существительных есть общее грамматическое значение предметности. Определить его помогают:
1) вопросы кто? и что?
2) грамматические признаки: имя собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, мужского, женского или среднего рода, форма единственного или множественного числа.
Задание: найдите и запишите имена существительные, обозначающие явления природы, определите общее грамматическое значение предметности (устно)
Дом, берёза, вьюга, смех, учитель, радуга.
Рабочий лист №3.
Имена существительные могут обозначать конкретные предметы, лиц, животных, явления природы, иметь значение близкое к признаку (доброта, желтизна) или действию.
Но у всех разных по смыслу имён существительных есть общее грамматическое значение предметности. Определить его помогают:
1) вопросы кто? и что?
2) грамматические признаки: имя собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, мужского, женского или среднего рода, форма единственного или множественного числа.
Задание: найдите и запишите имена существительные, имеющие значение, близкое к признаку, определите общее грамматическое значение предметности (устно)
Дом, берёза, грусть, смех, учитель, белизна.
Рабочий лист №4.
Имена существительные могут обозначать конкретные предметы, лиц, животных, явления природы, иметь значение близкое к признаку или действию (чтение, бег).
Но у всех разных по смыслу имён существительных есть общее грамматическое значение предметности. Определить его помогают:
1) вопросы кто? и что?
2) грамматические признаки: имя собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, мужского, женского или среднего рода, форма единственного или множественного числа.
Задание: найдите и запишите имена существительные, имеющие значение, близкое к действию, определите общее грамматическое значение предметности (устно)
Дом, берёза, ходьба, смех, учитель, счёт.
Рабочий лист №5.
Имена существительные могут обозначать конкретные предметы, лиц, животных (чайка, жираф), явления природы, иметь значение близкое к признаку или действию.
Но у всех разных по смыслу имён существительных есть общее грамматическое значение предметности. Определить его помогают:
1) вопросы кто? и что?
2) грамматические признаки: имя собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, мужского, женского или среднего рода, форма единственного или множественного числа.
Задание: найдите и запишите имена существительные, обозначающие животных, определите общее грамматическое значение предметности (устно)
Дом, берёза, медведь, смех, учитель, воробей.
ласточка
|
вьюга |
желтизна |
бег |
полотенце
|
Наташа |
медведь |
дождь |
нежность
|
ходьба |
карандаш |
учитель |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.