Конспект фронтального логопедического занятия на тему: дифференциация звуков Ж-Ш.
Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
дефектология
1 кл
15.11.2017
Конспект фронтального логопедического занятия в первом классе
Тема: дифференциация звуков Ж-Ш.
Цели:
1.Правильное произношение и различение звуков Ж-Ш.
2.Закрепление знаний о животных, их детенышах, о частях тела.
3.Образование родственных слов ( от названий животных).
4.Усвоение детьми притяжательных прилагательных, их согласование с
существительными в роде, числе слов, словосочетаний.
5.Рассказ В.Бианки «Купание медвежат»- обучение составлению плана и
пересказа по плану.
6.Закрепление правописания сомнительных согласных.
7.Закрепить умение детей делить слова на слоги.
8.Активизация мыслительной деятельности детей на материале загадок.
9.Развитие у детей зрительного, слухового внимания, памяти,
наблюдательности.
10.Пробуждение у детей добрых, светлых чувств и заботливого
отношения к природе.Конспект фронтального логопедического занятия в первом классе
конспект ж-ш .docx
Конспект фронтального логопедического занятия в первом классе
Тема: дифференциация звуков ЖШ.
Цели:
1.Правильное произношение и различение звуков ЖШ.
2.Закрепление знаний о животных, их детенышах, о частях тела.
3.Образование родственных слов ( от названий животных).
4.Усвоение детьми притяжательных прилагательных, их согласование с
существительными в роде, числе слов, словосочетаний.
5.Рассказ В.Бианки «Купание медвежат» обучение составлению плана и
пересказа по плану.
6.Закрепление правописания сомнительных согласных.
7.Закрепить умение детей делить слова на слоги.
8.Активизация мыслительной деятельности детей на материале загадок.
9.Развитие у детей зрительного, слухового внимания, памяти,
наблюдательности.
10.Пробуждение у детей добрых, светлых чувств и заботливого
отношения к природе.
Оборудование:
1.Фланелеграф.
2.Предметные картинки на Ж, Ш ( жук, подснежник, ландыш, волнушка,
сыроежка, еж, дождь, желудь, уж, ежата, жаба, лягушка, мышь, кукушка,
камыш, ерш, ромашка, мышата, медвежонок).
3.Предметные картинки с изображением частей тела диких животных.
4.Текс рассказа В.Бианки « Купание медвежат».
5.Разрезные азбуки.
6.Игрушка «Лесовичок».
7.Сюжетная картина И.Шишкина «Утор в сосновом бору.»
Речевой материал :
Слова, словосочетания, предложения, рассказ.
1.Огрмоментотгадывание по характеристике , произнесение, сопоставление
звуков ШЖ. Игра» Прогулка в лес».
2.Дифференциация ШЖ.
а) уточнение артикуляции и произнесения звуков ШЖ.
б) различение в слогах, игра «Мыши жуки».
в)в словах, игры :«Загадки СтаричкаЛесовичка»,»Найди место своей
картинки». Д)проговаривание скогороворок на ШЖ.
3.Преобразование слогов, слов: игра «Наоборот».
4.Упражнения с разрезной азбукой—преобразование слогов, слов.
5.Печатание предложений, составление схем.
6.Физкультминутка.
7.Чтение рассказа В.Бианки «Купание медвежат», работа с текстом.
8.Лексические и грамматические упражнения по рассказу.
9.Итог занятия.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Игра «Прогулка в лес ».
Лог.: Ребята, сегодня к нам в гости пришел СтаричокЛесовичок. Он
приглашает нас на прогулку в лес.(показ игрушки).
Лог.(СтаричокЛесовичок):
Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие
деревья.
(Дети поднимают руки.)
В лесу тихо. Но вот налетел легкий ветерок и закачал верхушки деревьев.
Зашелестели листьяшшш.
Как зашелестели листья?
(Дети быстробыстро шеелят пальчиками, говоря звук шшш).
Подул холодный ветершшш(громче и продолжительно),закачались сосны.
(Дети покачиваются и машут руками, говоря шшш)
Ветер затих не шевелятся ни листочки, ни ветки.
(Дети расслабляются).
В лесу стало тихо. Слышно как жужжат жуки жжж. Как жужжат жуки?
(Дети: жжж).
Как жужжат большие жуки? А как жужжат маленькие жучки?
(Дети: большие громче и длиннее ж—ж—ж , а маленькие тише и коротко
жжж)
Давайте отдохнем.
(Дети садятся.)
2. Сообщение темы занятия.
Уточнение артикуляции и произнесения звуков Ш и Ж.
Лог.: Кто помнит, как шелестели листья?
Д. шшш. Л.ог.: Как жужжали жуки?
Д. жжж.
Лог.:Сегодня мы будем повторять звуки (ж) и (ш).
Чем отличаются звуки ж и ш при их произнесении?
Д.При звуке ж голос «поет», а при звуке ш «спит».
Лог.: Приложите руку тыльной стороной к горлу, произнесите звук ж,
голосовые связки вибрируют. Произнесите звук ш –голосовые связки молчат.
Давайте вспомним как мы произносим звук ш (губы округлены и слегка
выдвинуты вперед; зубы сближены; широкий кончик языка приподнят к небу и
образует с ним щель; посередине языка идет воздушная струя, воздух идет
через рот, голос не звучит).А как мы произносим звук ж?(губы округлены и
слегка выдвинуты вперед; зубы сближены; широкий кончик языка приподнят
к небу и образует щель; посередине идет теплая воздушная струя; воздух идет
через рот; голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуя голос).
3.Произнесение звуков Ш –Ж в слогах.
.Игра «Мыши и жуки».
Лог.: Мыши любят звук ш , а жуки звук ж .Одну команду мы назовем
«Жуки», а другую «Мыши».Я буду говорить слоги, а вы выбирайте свой и
повторяйте.
Жа, ша, шла, ажл, ушл, жи,ижм, ,жу,шу, ужм, жо, шо, ошл,ожл, же,ше, еж,ши,,
жо,шко,жне.
Лог.: Молодцы, вы четко произносили звуки, правильно выбирали.
4.Произнесение звуков ШЖ в словах.
.
1.Игра «Загадки СтаричкаЛесовичка.»
Лог.: Ребята, Лесовичок хочет что то вам рассказать.
Лог.(С.Л.).У меня в лесу много разных диковинок. Я загадаю про них загадки,
а вы отгадайте.
Первым вылез из землицы
На проталине
Он мороза не боится
Хоть и маленький. Кто это?
Д.Подснежник.
Белые горошки
На зеленой ножке.
Д.Ландыш.Л. Как можно одним словом назвать подснежник и ландыш.
Д.Это цветы. Л.Да, это цветы, растения. Сколько слогов в слове подснежник?
Д.Три слога.
Л.А в слове ландыш?
Д.Два.
Л.Как вы узнали об этом?
Д.Можно похлопать в ладоши, сколько хлопковстолько слогов.
Я еще мы знаем правило: сколько в слове гласных звуков столько и слогов.
Л.А знакомые буквы вам не встретились? Где они спрятались?
Д.Буквы—ж и ш. В слове подснежник в середине слава, в слове подснежник
–в конце.
Л .Послушайте другие загадки:
Растут на опушке
Рыжие подружки.
А зовут их…
Д.Волнушки.
Л.Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных
Издали приметных
Собирай, не мешкай
Это……
Д .Сыроежки.
Л.Как можно одним словом назвать волнушки и сыроежки?
. Грибы.
Л.Сколько слогов в слове волнушки? В каком слоге находится буква ш?
Д. Три слога. Буква ш во втором слоге.
Л.Сколько слогов в слове сыроежки? В каком слоге находится буква ж?
Д.Четыре слога .Буква ж в третьем слоге.
Л. У меня есть для вас еще загадки. Послушайте:
Хвост длинный,
Сама крошка,
Боится кошки. Кто это?
Д.Мышь.
Л.Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки не одной. Кто это?
Д Еж.
Л Сколько слогов в слове мышь? А в словееж?
Д.Да, правильно. Один слог.
Л А где наши знакомые буквы?
Д.В конце слова. Л.Молодцы ребята, вы отгадали все мои загадки.
2.Игра «Найди место для своей картинки».
Лог Ребята, посмотрите на фланелеграф.
.Что вы видите?
Д.Буквы.
Лог. Какие?
Д.Ж и Ш.
Лог. У меня на столе лежат картинки. Вы по очереди подходите к столу,
берите одну картинку, назовите, что на ней нарисовано.Если в слове будет
звук ш, то на фланелеграфе разместите картинку под буквой ш .Если в слове
звук ж , то под буквой ж.
Ж Ш
Жук ерш
Подснежник ландыш
Сыроежка волнушка
Еж камыш
Дождь кукушка
Жаба мышь
Ежата мышата
Медвежонок ромашка
Жужелица лягушка
Жимолость шиповник
Можжевельник шишка
3.Проговаривание скороговорок на Ж, З.
На зеленой лужайке
Забавный зайка.
У джинна заболел зуб.
5.Преобразование слогов, слов.
Игра «Наоборот».
Лог.:Давайте поиграем в игру «Наоборот», я буду говорить слоги, слова
Со звуком Ш, а вы заменяйте его на звук Ж ,и наоборот. Я говорю Ша, А вы Жа.
шажа шла ужиуши жить
шо ошл жар жалить
шу шлу жила жарить
ши ушл жаль житье
ше ышл жарь лужа
6.Упражнения с разрезной азбукой преобразование слогов, слов:
ши жи ужи уши Луши лужилужа
.Печатание предложений, составление схем, повторение правописания жи,
ши, сомнительной согласной.
Луша мыла уши.
Луша шила жакет.
Уж жил в лесу.
7.Физкультминутка.
«Медвежата в чаще жили».
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили
Вот так и вот так:
Еще этак, еще так,
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали,
Вот так и вот так,
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речку и воду пили:
Вот так и вот так,
Они из речки воду пили,
Дружно лапы поднимали
Вот так и вот так,
Дружно лапы поднимали.
(Дети имитируют игры медвежат.)
8. Чтение рассказа В. Бианки «Купание медвежат».
Лог: Ребята, а сейчас послушайте рассказ Бианки « Купание медвежат».
О ком говорится в рассказе?
а) чтение рассказа логопедом,
б) рассматривание картины И. Шишкина «Купание медвежат»
Кто изображен на картине?
Что делает медведица?
Чем заняты медвежата? в) беседа по содержанию рассказа:
Где жил охотник?
Что он услышал? Какой треск?
Как поступил охотник? Почему?
Кто вышел из леса?
Что сделала медведица?
Как вела себя медведица?
Каким словом можно заменить слово строгая? Как по другому можно назвать
медведицу?( настойчивая, требовательная, грозная).
Чем закончился побег второго медвежонка?
Какой это побег?
Чем закончилось происшествие?
г) повторное чтение;
д) обучение составлению плана:
Можно ли поделить рассказ на части?
Сколько бы картинок вы нарисовали к рассказу?
Расскажите о них.
Придумывание вместо одной картины( целого рассказа) пяти сюжетных
картинок.
После обсуждения воображаемых картинок, придумывание названий каждой
из них:
Охотник.
Медведи вышли из леса.
Купание первого медвежонка.
Неудачный побег.
Большое удовольствие.
е) пересказ по плану.
9.Лексические и грамматические упражнения по рассказу В. Бианки»Купание
медвежат».
а) подбор родственных слов:
медведица медведь, медвежонок( медвежата), медвежья, медведушка,
медвежатина ,мед;
б) подбор признаков и действий:
медведица
умная(мудрая) ходит
большая(огромная) бегает
сильная учит медвежат
строгая переваливается
бурая спит в берлоге
неуклюжая рычит
косолапая лазает по деревьям кусается
в) образование притяжательных прилагательных игра»Чей хвост, чья лапа,
чье ухо?»(раздать детям картинки с изображением диких животных, у
которых нет какойлибо части тела).
Лог: Лесовичок делал фотографии животных, но пленка немного засветилась.
Фотографии получились интересные, у животных не хватает какойлибо части
телау кого ушей, у кого хвоста. Возьмите карандаши и дорисуйте ту часть
тела , которой нет у животного.
(Дети дорисовывают недостающую часть тела.)
Лог: Нарисовали?
Д :Да!
Каждый ребенок поочередно поднимает картинку и говорит, что он
нарисовал.
Д.:Я нарисовал лисий хвост.
Я нарисовала заячьи уши.
Я нарисовал волчью лапу.
9.Итог.
Лог: Ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним какие звуки
мы учились сегодня правильно произносить?
Д: Звуки Ш и Ж.
Лог: Чем же отличаются эти звуки?
Д: Когда мы говорим звук Ж голос «поет», а при звуке Ш спит.
Лог: Какой рассказ я вам прочитала?
Д:»Купание медвежат.»писателя Бианки.
Лог: Молодцы, ребята! Вы сегодня работали очень хорошо.
Конспект фронтального логопедического занятия на тему: дифференциация звуков Ж-Ш.
Конспект фронтального логопедического занятия на тему: дифференциация звуков Ж-Ш.
Конспект фронтального логопедического занятия на тему: дифференциация звуков Ж-Ш.
Конспект фронтального логопедического занятия на тему: дифференциация звуков Ж-Ш.
Конспект фронтального логопедического занятия на тему: дифференциация звуков Ж-Ш.
Конспект фронтального логопедического занятия на тему: дифференциация звуков Ж-Ш.
Конспект фронтального логопедического занятия на тему: дифференциация звуков Ж-Ш.
Конспект фронтального логопедического занятия на тему: дифференциация звуков Ж-Ш.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.