•Двадцать второе
февраля.
•Классная работа.
«Союзы не что иное суть,
как средства, которыми
идеи соединяются; итак,
подобны они гвоздям и
клею, которыми части какой
махины сплочены и склеены
бывают. И как те махины, в
которых меньше клею и
гвоздей видно, весьма
лучший вид имеют, нежели
те, в которых слоёв и склеек
много, так и слово важнее и
великолепнее бывает, чем в
нём союзов меньше».
(М.В.Ломоносов)
Бессоюзное
сложное
предложен
ие
(систематизация
и обобщение)
Неоконченное
предложение
П позиция/ я считаю…..
О обоснование/потому что….
П – пример/я могу это доказать
тем…….
С – суждение/делаю вывод о
том………..
• -Какие СП называются БС?
• - Какие основные
средства связи простых
предложений в составе в
БСП?
• -Какие отношения между
ПП в БСП?
• -Какие знаки препинания
употребляются в БСП?
Какое утверждение
является неверным?
А) В бессоюзных сложных предложениях
простые предложения связываются в
устной речи интонацией
Б) Смысловые отношения в бессоюзных
сложных предложениях зависят от
содержания входящих в них простых
предложений
В) Знаки препинания в бессоюзных
сложных предложений не зависят от
характера смысловых отношений между
его частями
Самостоятельная
работа
(мини-тест).
Самостоятельная
работа.Проверка
1. В,Д
2.В
• 3.В,Г
• 4. А,Д
• 5. Г
• 6.В
• 6б (+3)
Анализ примеров
БСП в
произведениях
А.С.Пушкина и
газетных
материалах.
Реализация домашнего
задания
1 группа. Какими знаками препинания чаще
пользовался А.С.Пушкин в своих
произведениях. Привести примеры
Проанализировать примеры БСП в романе
А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Какой вы
сделали вывод?
2 группа. Литературовед Б.В.Томашевский писал: «У
Пушкина проза обладает значительно более простым
синтаксисом, чем стих». Подтвердите или опровергните это.
3 группа. Проанализировать, какие знаки
препинания чаще встречаются в современных
изданиях. Какой вывод можно сделать?
Индивидуальное задание
Объясните постановку знаков
препинания.
Теплым ветром потянуло, смолк далекий
гул, поле тусклое уснуло, гуртовщик уснул.
(А.Фет)
БСП. Перечисление событий
Ночь была лунная, душная; белые стены
замоскворецких домов, вид тяжелых ворот,
тишина и черные тени производили в общем
впечатление какойто крепости.
(По А.П.Чехову)
БСП. Каждая часть предложения осложнена.
Допишите, образуя
БСП:
• 1. Любите книгу…
(причина)
• 2.Я давно написал
другу письмо…
(противопоставление)
«Третье лишнее»
• 1. Тут был на эпиграммы падкий,
• На все сердитый господин:
• На чай хозяйский слишком сладкий,
• На плоскость дам, на тон мужчин…
• «Евгений Онегин» гл.8 строфа XXV/
• 2. Все те же мы: нам целый мир чужбина,
• Отечество нам Царское село.
• «19 октября»
• 3. Я помню чудное мгновенье:
• Передо мной явилась ты.
•
«Я помню чудное мгновенье…»
• 1. ЛИШНЕЕ ПП с ОЧ
и обобщающим словом.
• 2. [ ] : [пояснение].
(а
именно )
• 3. [ ] : [причина].
(потому что)
Продолжите предложение
Ученица задумчиво
перелистывала страницы
книги…, чтобы получились
предложения следующих
типов:
1. Простое с
однородными
членами (без союзов).
2. Бессоюзное сложное
предложение
Графический
диктант.
(Чертим только схемы)
Взаимопроверка
ПРОВЕРКА
• 1. [ ]; [ ].
• 2. [ ]; [ ]; [ ].
• 3. [ ]: [ ].
• 4. [ ]- [ ].
• Что особенного, пушкинского, вы заметили
в этих предложениях?
Зимний этюд в миноре
• В час предзакатный солнцем зимним
• Обласкан золотистый снег.
• Минуты замедляют бег,
• Природы благодарной гимны
• Звучат в тональности минора…
• Индивидуальное задание
1) [ ] ; [перечисление ].
2) [ ] : [изъяснение].
3)[время или условие] - [ ].
Лингвистическая задача
В полном собрании сочинений А.С. Пушкина(1964 года
издания) в 5 главе романа «Евгений Онегин» знаки
препинания расставлены так:
• Он знак подаст – и все хлопочут;
• Он пьет – все пьют и все кричат;
• Он засмеется – все хохочут;
• Нахмурит брови – все молчат…
В трехтомнике 1989 г вместо тире стоят
• Он знак подаст: и все хлопочут;
• Он пьет: все пьют и все кричат;
• Он засмеется: все хохочут:
• Нахмурит брови: все молчат…
• Докажите, что знаки одного из вариантов легко оспорить,
двоеточия:
зная особенности бессоюзных сложных предложений. Какой
вариант верен?
Задание
• 1 группа. Определите общее и разное
между СП. Когда в БСП ставится
запятая, а когда точка с запятой? Ответ
представить в виде «Диаграммы Венн».
• 2 группа. Когда в БСП ставится тире?
• Ответ представить в виде таблицы
• 3 группа. Когда в БСП ставится
двоеточие? Ответ представить в виде
кластера.
Дифференцированно:
1 группа. Составьте диаманту
о БСП
• 2 группа. Составьте
синквейн о БСП
• 3 группа. Продолжи
высказывание:
В бессоюзном сложном
предложении для себя я
открыл...
На уроке для меня……..
Рефлексия.
•Оценивание.
•Объективность.
•Над чем
следует еще
работать?
Домашнее задание (на
выбор):
• 1. Упражнение № 436 (10-13 б)
• 2.Выпишите из III cтрофы V
главы романа «Евгений Онегин»
бессоюзные сложные
предложения, составьте их
схемы. ( 14-16б)
3.
Эссе на лингвистическую тему:
«Роль бессоюзных сложных
предложений в речи».
• 4.Творческая работа —
напишите сочинение-миниатюру
на тему: «Что изменится в
понимании текста, если вторую
запятую заменить точкой с
запятой?»
• Давайте поразмышляем, на
какой ступеньке древа
познаний вы сегодня?