Конспект и презентация урока в 9 классе на тему: «БСП. ОБОБЩЕНИЕ»
Оценка 4.7

Конспект и презентация урока в 9 классе на тему: «БСП. ОБОБЩЕНИЕ»

Оценка 4.7
Презентации учебные +1
docx
русский язык
9 кл
06.11.2017
Конспект  и презентация урока в 9 классе на тему: «БСП. ОБОБЩЕНИЕ»
9 конспект урока.docx
Тема: «БСП. ОБОБЩЕНИЕ»    — Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Ваша задача: показать все, что вы умеете и знаете о БСП. Надеюсь, что урок будет для вас интересен и полезен. Оргмомент.  Подпишите рабочий лист и лист оценивания. Обратите внимание на эпиграф урока: Записано на доске.                                      «Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются; итак, подобны они гвоздям и клею, которыми части какой махины сплочены и склеены бывают. И  как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых слоёв и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нём союзов меньше», ­ говорил  М.В.Ломоносов.     ­       «Весьма   лучший   вид   имеют».   Чем   же   «лучший   вид   имеют»   бессоюзные предложения?                      (Синтаксические   отношения   между   частями   бессоюзных   сложных предложений   в   большинстве   случаев   подобны   синтаксическим   отношениям сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. БСП синонимичны тем или иным сложным союзным предложениям). Неоконченное предложение П ­ позиция/ я считаю….. О ­ обоснование/потому что…. П – пример/я могу это доказать тем……. С – суждение/делаю вывод о том……….. ­Попробуйте  определить цели сегодняшнего урока.  Какие  знания,  умения и  способы действия вы должны продемонстрировать   на уроке? (понятие о СП, БСП, выявление смысловых   отношений   между   частями   БСП,   пунктуационные   навыки   и   речевые умения) Цели урока:      ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:  обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о БСП; совершенствование пунктуационных навыков по данной теме.   РАЗВИВАЮЩАЯ:    Развитие   умения   применять   полученные   знания   в   нестандартных ситуациях;   Развитие   умения   выделять   главное,   сравнивать,   обобщать;   Развитие   умения логически   излагать   свои   мысли,   используя   литературный   язык;   Развитие   умения аргументировать, доказывать и делать выводы. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:  прививать любовь к родному языку на примере художественных текстов     А.С.Пушкина,   наблюдательность,   настойчивость,   приучая   терпеливо преодолевать трудности в работе.     II. Закрепление и систематизация материала. ФР. ОПРОС:  ­Какие СП называются БС? ­ Какие основные средства связи простых предложений в составе в БСП?  (Основным   средством   связи   простых   предложений   в   составе   БСП   является интонация).       отношения ­Какие БСП? ( В   зависимости   от   интонации   их   можно   разделить   на   перечислительные, сопоставительные или противительные, обусловленные: причины, условия, времени и пояснительные). между ПП   в   ­Какие знаки препинания употребляются в БСП? ( , ; : ­ ) Какое утверждение является неверным?              (По доске)! А) В бессоюзных сложных предложениях простые предложения связываются в устной речи интонацией Б) Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений В)   Знаки   препинания   в   бессоюзных   сложных   предложений   не   зависят   от   характера смысловых отношений между его частями.          Задание 1                     Самостоятельная работа.   ТЕСТ. Ответы:  1. В, Д  2.В   3.В, Г   4. А, Д   5. Г   6.В Самопроверка (По доске)  ­ Кто не допустил ошибок? 1 ошибка? 2?        Работа в группах.        Какие правила работы в группе?         Задание 2.                                                         Проверка Д/З.             Анализ примеров БСП в произведениях    ПУШКИНА и газетных материалах.        1   группа.   Какими   знаками   препинания   чаще   пользовался   А.С.Пушкин   в   своих произведениях. Привести примеры     (Прочитав ряд произведений поэта, мы пришли к выводу, что А.С.Пушкин чаще всего пользовался запятой, точкой запятой, реже — двоеточием и совсем редко — тире.)               Проанализировать примеры БСП в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Какой вы сделали вывод?     (Проанализировав примеры БСП в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин», я   сделал   вывод,   что   в   своем   романе   Пушкин   часто   пользуется   запятой,   реже   — двоеточием, совсем редко — тире.) 2   группа.   Литературовед   Б.В.Томашевский   писал:   «У   Пушкина   проза   обладает значительно   более   простым   синтаксисом,   чем   стих».   Подтвердите   или   опровергните   это. Подсчитав   количество   простых   и   сложных   предложений   в   1   абзаце   2   главы   повести «Капитанская дочка», мы обнаружили там 8 простых предложений и 2 сложных. В 40 и 41 строфах 4 главы романа «Евгений Онегин» все предложения оказались сложные. Поэтому можно сделать вывод, что литературовед Б.В.Томашевский прав, что «у Пушкина проза обладает значительно более простым синтаксисом, чем стих».)  3   группа.  Просмотреть   газеты   и   проанализировать,   какие   знаки   препинания   чаще встречаются   в   современных   изданиях.          (Обратившись   к   современным   газетным материалам, мы убедились, что знак «двоеточие» явно вытесняется знаком «тире»). Какой   же   можно   сделать   из   этого   вывод?              Современная   литература   стала   более рациональной,   молодежь   в   своей   речи   чаще   использует   простые   предложения,   чем сложные.     Но мы с этим не согласны, так как знаки препинания—это особые средства выразительности речи, они помогают писателям в выражении своих мыслей и чувств.             Индивидуальное задание (       Бойко В     ) В древнерусских текстах, например, в «Слове о полку Игореве», отсутствуют многие знаки препинания. В «Энциклопедии юного филолога» мы прочитали, что в 11­м веке первыми   пунктуационными   знаками   стали   точка   и   двоеточие,   в   16­м   —   точка   с запятой,   в   14­м   веке   появилась   запятая,   в   15­м   —   точка   с   запятой,   в   16­м   — вопросительный  знак, в  18­м  —  многоточие и  восклицательный  знак, называвшийся удивительным, тире одним из первых употребил Н.М.Карамзин. Задание   3.   Объясните   постановку   знаков   препинания. 1.Теплым ветром потянуло, смолк далекий гул, поле тусклое уснуло, гуртовщик уснул.                     (А.Фет) 2.  Ночь была лунная,  душная;  белые стены замоскворецких домов,  вид тяжелых ворот, тишина и черные тени производили в общем впечатление какой­то крепости.  (По А.П.Чехову)  Ответы.             Проверка по доске.          Задание 4. Допишите, образуя БСП:  2.Я давно написал другу письмо… (противопоставление); ( ­ он не ответил)         Задание 5.             Игра «Третье лишнее»                1. Тут был на эпиграммы падкий,      На все сердитый господин:      На чай хозяйский слишком сладкий,      На плоскость дам,  на тон мужчин…                                      «Евгений Онегин» гл.8 строфа XXV/   ПП с ОЧП и Об сл       2. Все те же мы: нам целый мир чужбина,     Отечество нам Царское село.       «19 октября»      [    ] : [пояснение]. (а именно )      3. Я помню чудное мгновенье     Передо мной явилась ты.                       «Я помню чудное мгновенье…»   [   ] : [причина].  (потому что)      Ответ.                                  Проверка по доске Задание 6.                           Продолжите предложение  Ученица   задумчиво   перелистывала   страницы   книги…, предложения следующих типов:  чтобы   получились 1. Простое с однородными членами (без союзов).  2. Бессоюзное сложное предложение, между частями которого надо поставить запятую.          Задание 7.             Графический диктант. (Чертим только схемы)          1. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет,        То заплачет, как дитя. («Зимний вечер».1825.) [   ]; [   ]. 2. Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь;      Его лошадка, снег почуя,       Плетётся рысью как­нибудь;      Бразды пушистые взрывая,      Летит кибитка удалая. [   ]; [   ]; [   ]. 3. А нынче … погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит. («Зимнее утро». 1829.) [   ] : [   ] 4. Октябрь уж наступил – уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей. («Осень». 1833.) [   ] ­ [   ] Передаем свой лист соседу.         Взаимопроверка (по доске) ­ Что особенного, пушкинского вы заметили в этих предложениях? (Живопись словом. Мы прекрасно представляем картины осени, зимы, вечера, быта.   Использование   эпитетов,     олицетворений,   сравнений   придает   образность картинам.   Простые   предложения   в   составе   сложных   короткие,   ёмкие.   Каждое слово  ­ это целый образ, картина). Задание 8.           Зимний этюд в миноре              (Миниатюра) Инд задание.  (  1 гр )  Мин роо ладов (наряду с мажором) гармонической тональности.   (лат. minor — меньший, малый) в музыке — один из двух чaс         солнцем           предзaкaтный зимним  В   снег.  Облaскaн бег,  Минуты гимны  Природы минорa.  Звучaт лучей,  И И хорa ­  Мелодии души моей.                                                                                       1) [ ] ; [перечисление ]. 2) [ ] : [изъяснение]. 3)[время или условие] — [ ]. золотистый зaмедляют блaгодaрной светомузыкa тонaльности снежинок     в пение                                        Ответы с места           Проверка (3­5 работ)Задание 10.  Лингвистическая задача.              В   полном   собрании   сочинений   А.С.   Пушкина   (1964   года   издания)   в   5   главе   романа «Евгений Онегин» знаки препинания расставлены так: Он знак подаст – и все хлопочут; Он пьет – все пьют и все кричат; Он засмеется – все хохочут; Нахмурит брови – все молчат… В трехтомнике 1989 г вместо тире стоят двоеточия: Он знак подаст: и все хлопочут; Он пьет: все пьют и все кричат; Он засмеется: все хохочут: Нахмурит брови: все молчат…         Докажите, что знаки одного из вариантов легко оспорить, зная особенности         бессоюзных сложных предложений. Какой вариант верен?          Вывод: хотя один из знаков спорен, мы имеем право, поставить любой из них.         Речь идёт о таком понятии, как вариативность знаков препинания.        Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении должны быть поставлены с          учётом  смысловых отношений между частями БСП в соответствии с          современными правилами пунктуации. Это будет правильный выбор. Задание 9 1 группа.  Определите общее и разное между СП. Когда в БСП ставится запятая, а когда точка с запятой? Ответ представить в виде «Диаграммы Венн». 2 группа.  Когда в БСП ставится тире? Ответ представить в виде таблицы                3  группа.  Когда   в   БСП   ставится   двоеточие?   Ответ   представить   в   виде   кластера. Ответы учеников у доски со своим проектом. Рефлексия.  Оценивание? Объектиность, на чем следует еще остановиться? 1 группа. Составьте  диаманту о БСП Прочитайте, ребята, какая диаманта у вас получилась ССП, СПП Сложные, союзные Описывают, раскрывают, усложняют  Громоздкие ССП­СПП,  краткие БСП Поясняют, упрощают, украшают Сложные, бессоюзные БСП 2 группа. Составьте  синквейн о БСП 3 группа.             Продолжи высказывание: В бессоюзном сложном предложении для себя я открыл... На уроке для меня…….. Ответы групп             Пришла пора подвести итоги. Вы сдаёте карту и  таблицу самооценки.               Если вы         поставили  себе немного баллов, не отчаивайтесь: вы обнаружили               пробелы, которые предстоит восполнить. Урок закончен. Осталось поставить               последнюю точку. Давайте поразмышляем, на какой ступеньке древа познаний               вы сегодня? (прикрепите стикер) Домашнее задание  (на выбор)      1. Упражнение №  436                2.Выпишите   из  III  cтрофы    V  главы   романа   «Евгений   Онегин»   бессоюзные   сложные предложения, составьте  их схемы.                                                                           3.  Эссе на лингвистическую тему:  «Роль  бессоюзных сложных предложений в речи». 4.Творческая     работа   —   напишите   сочинение­миниатюру   на   тему:   «Что   изменится   в понимании текста, если вторую запятую заменить точкой с запятой?» Урок окончен.

Конспект и презентация урока в 9 классе на тему: «БСП. ОБОБЩЕНИЕ»

Конспект  и презентация урока в 9 классе на тему: «БСП. ОБОБЩЕНИЕ»

Конспект и презентация урока в 9 классе на тему: «БСП. ОБОБЩЕНИЕ»

Конспект  и презентация урока в 9 классе на тему: «БСП. ОБОБЩЕНИЕ»

Конспект и презентация урока в 9 классе на тему: «БСП. ОБОБЩЕНИЕ»

Конспект  и презентация урока в 9 классе на тему: «БСП. ОБОБЩЕНИЕ»

Конспект и презентация урока в 9 классе на тему: «БСП. ОБОБЩЕНИЕ»

Конспект  и презентация урока в 9 классе на тему: «БСП. ОБОБЩЕНИЕ»

Конспект и презентация урока в 9 классе на тему: «БСП. ОБОБЩЕНИЕ»

Конспект  и презентация урока в 9 классе на тему: «БСП. ОБОБЩЕНИЕ»

Конспект и презентация урока в 9 классе на тему: «БСП. ОБОБЩЕНИЕ»

Конспект  и презентация урока в 9 классе на тему: «БСП. ОБОБЩЕНИЕ»

Конспект и презентация урока в 9 классе на тему: «БСП. ОБОБЩЕНИЕ»

Конспект  и презентация урока в 9 классе на тему: «БСП. ОБОБЩЕНИЕ»

Конспект и презентация урока в 9 классе на тему: «БСП. ОБОБЩЕНИЕ»

Конспект  и презентация урока в 9 классе на тему: «БСП. ОБОБЩЕНИЕ»

Конспект и презентация урока в 9 классе на тему: «БСП. ОБОБЩЕНИЕ»

Конспект  и презентация урока в 9 классе на тему: «БСП. ОБОБЩЕНИЕ»

Конспект и презентация урока в 9 классе на тему: «БСП. ОБОБЩЕНИЕ»

Конспект  и презентация урока в 9 классе на тему: «БСП. ОБОБЩЕНИЕ»

Конспект и презентация урока в 9 классе на тему: «БСП. ОБОБЩЕНИЕ»

Конспект  и презентация урока в 9 классе на тему: «БСП. ОБОБЩЕНИЕ»

Конспект и презентация урока в 9 классе на тему: «БСП. ОБОБЩЕНИЕ»

Конспект  и презентация урока в 9 классе на тему: «БСП. ОБОБЩЕНИЕ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017